ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Две «пятерки» вузу!
БГПУ имени М. Акмуллы отметил 55 лет со дня основания. 



     №2 (243)
     Февраль 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Учитель года-2022"

Репутация превыше всего


«Учитель русского языка и литературы столицы Башкортостана-2009», «Директор года-2021» Наталья Перфилова не только много лет является членом жюри профессионального педагогического конкурса, но и занимается подготовкой его участников. Педагог с 30-летним стажем поделилась своим видением проблем отрасли. 

- Наталья Юрьевна, а вы помните свой первый год в школе?
- Конечно. Каждый педагог сталкивается в начале карьеры с трудностями. Практика практикой, а когда ты уже самостоятельная единица, чувствуешь большую ответственность. Но мне, как и другим новеньким, помогали. Вчерашние студенты сразу попадали в поле зрения завуча. Тогда заместитель по учебной части уделял больше  внимания методической работе, которая предполагала, что он в обязательном порядке посещает уроки начинающих педагогов и не просто проводит разбор полетов, но и дает практические советы. Визиты на уроки следовали до тех пор, пока новички не выполняли работу над ошибками. Сегодня, к сожалению, у завучей времени на индивидуальную работу не хватает. Они бы и рады уделять ей внимание, но многочисленные отчеты занимают все время. Поэтому неплохо бы преподавателям БГПУ давать возможность нынешним студентам проигрывать уроки, а не только давать теорию. Будущие учителя должны выступать в роли школьников. Тогда многое станет понятнее. 

- Многие учителя после победы в профессиональном конкурсе сделали карьеру. Лима Сержанина, Римма Ронжина, Евгения Рощупкина теперь директора школ. Для вас он тоже стал трамплином. Я сейчас не о том, что вы сначала стали завучем, потом и руководителем учебного заведения, а о методической деятельности, помощи конкурсантам. С чего все началось?
-  После победы меня пригласили в жюри. Пройдя конкурс, я уже знала все его подводные камни и помогала коллегам по школе. После меня Гульнара Шамилевна Тухватулина стала лауреатом на республиканском этапе, победила и Татьяна Юрьевна Львова (она сегодня работает в Москве). А затем началось тесное сотрудничество с НИМЦ Уфы. Большой наш успех - Римма Ронжина, ставшая лауреатом всероссийского этапа. Учителю без команды проходить все ступени конкурса сложно. Это касается даже профессионалов высокого класса с большим опытом.  Порой глаз замыливается, а со стороны виднее.  Вот, например, как родилась идея мастер-класса Эммы Эдуардовны Сафиуллиной - учителя английского языка гимназии №39. Мы, побывав у нее на уроке, отметили, что ребята даже во время обсуждения каких-то вопросов не переходят на русский язык. Спонтанная речь и стала темой мастер-класса. Другой момент: педагог порой не знает, чьи советы ему слушать. Команда же  все делает сообща, а после урока отмечает, что не так, где надо исправить, добавить, что дает свои результаты. Уфимские педагоги за  последние годы ни разу не проиграли республиканского этапа. 

- Но так хочется, чтобы учитель из Уфы стал победителем на российском! Чего не хватает нашим конкурсантам?
- Я думаю, это дело времени. У нас есть достойные кандидаты. В уфимских школах работают асы, ученики которых побеждают на олимпиадах самого высокого уровня, становятся студентами МГУ, ВШЭ, МФТИ. Но не все учителя хотят участвовать в конкурсе. Ведь профессиональное состязание - немного шоу. Поэтому надо уметь презентовать себя, выход должен быть эффектным и запоминающимся. Есть педагоги, которые досконально знают свой предмет, умеют ярко преподнести тему, но в дискуссиях не могут себя проявить. Наблюдается и другое - педагог глубокий, обладает энциклопедическими знаниями, ведет научную работу, но… не эмоционален. А ведь  иногда темперамент и горящие глаза могут стать теми недостающими для победы баллами.  

- Мастер-класс и урок - самые важные этапы конкурса «Учитель года», недаром с них все и начинается. 
-  Говорят, что первое впечатление самое верное. И здесь это правило работает. Как держится учитель, насколько у него грамотная речь, даже оформление презентации - из этого и складывается впечатление. Сразу можно понять, есть у учителя система или нет. Ведь порой педагог свои обширные знания не умеет донести до ученика. Причина? Нет методики, урок не выстроен. Когда встречаемся с конкурсантами, то в первую очередь обращаю на это внимание. Как в сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение, так и урок должен быть композиционно выстроен. Как после каждого абзаца должен следовать микровывод, так и здесь после каждой части должно идти приращение знаний. И не важно, какой  предмет, методика - везде одинакова.

- А литература? Это один из тех предметов, где знание проистекает из глубины понимания, от того, какие чувства вызывает у нас то или иное произведение…
- Я уверена, что каким начитанным и глубоким ни был бы педагог, он не передаст того, что чувствует сам, если нет четкого понимания, как это сделать.  Чтобы урок не превратился в сухую теорию, не ограничился пространными рассуждениями, а оставил в душе след. Сегодня конкурсное испытание длится 30 минут. Как построить его так, чтобы все успеть? Помню, как мы готовили урок Марии Исаковой по повести Распутина «Живи и помни». Взяли за идею слово «жизнь», которое в словаре Даля трактуется и как биологическое существование, и как - душа, дом. Исходя из этих значений и выстроили урок. Главный герой, борясь за свое физическое существование, потерял все остальное. Отобрали эпизоды, подтверждающие эту мысль, и получился глубокий урок. Да, Андрей Гуськов сохранил свою жизнь, но жизнь ли это? 

- Вы работали со многими конкурсантами. Какие уроки вам особенно запомнились?
- Их не так много. Например, урок учителя башкирского языка и литературы Гузель Тагировой. Она взяла рассказ Нугумана Мусина «Чертово колесо». Чтобы найти концепт, пришлось сначала перевести его с языка оригинала на русский, а потом, составив вопросы, снова - на башкирский. Учитель представила жизнь героя в виде колеса со спицами. Младший брат заполучил все, что мог, а старший взял на себя его вину и отсидел в тюрьме. Но после возвращения люди от него не отвернулись. 
На урок был приглашен сам писатель, который и дал самую высокую оценку: «Какое глубокое произведение я написал!».  Наверное, это и есть достижение, когда учитель пошел дальше автора.  Евгения Сергеевна Рощупкина построила свое занятие в виде игры «Что? Где? Когда?», собрав с предметников вопросы по разным дисциплинам. Получилось очень творчески.

- Каким должен быть современный урок? Ведь цифровая действительность диктует свои законы.
- Я бы сказала, что должна быть золотая середина - интеграция традиционного урока и новых технологий. Когда в 2010 году я стала завучем, то меня привлекла технология индивидуального обучения пермского учителя Макарова. Ее я и начала продвигать. Плюс в том, что все дети включены в процесс, но каждый работает в своем темпе, при этом никто не остается без внимания и оценки учителя. Порой компьютерные технологии экономят время и добавляют зрелищности. Например, использовать не обычный, а цифровой микроскоп, сразу выводящий на экран ноутбука картинку, которая воспринимается лучше.

 - 112-я находится в окружении двух гимназий и лицея. Это усложняет вашу работу?
-  Да, было время, когда родители отдавали предпочтение этим учебным заведениям. До  2009 года наша репутация была невысокой. Школа убыточная, минус миллион рублей по зарплате, нагрузка у учителей низкая. А в ситуации, когда деньги идут за учеником, вдвойне ощутимо. Пришлось провести  довольно жесткую оптимизацию, чтобы повысить нагрузку. Не менее важно было повысить методический уровень преподавания. Сегодня у нас оборудования на 20 миллионов рублей. Мы обучили педагогов компьютерной грамотности. Начиналось все с малого: появилась электронная корпоративная почта, а сегодня уже все отчеты хранятся в «Облаке».
Работаем по созданным нами программам дополнительного образования. Теперь наши учителя занимаются с ребятами исследованиями, а не написанием докладов и рефератов, участвуют в конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана» и выходят в финал, а наш Сергей Попков ездил на российский этап. Каждый месяц в школе проходят мероприятия: «Битвы хоров», «Большие танцы», «Зарница», «Инженерные игры». Особенность в том, что в общешкольных проектах участвует весь класс. Наша задача - охватить каждого ученика. Мы привлекаем и родителей, которые ездят с нами на турслеты. Словом, у нас нескучно. Сарафанное радио работает, поэтому мы не испытываем дефицита учащихся. Правда, с педагогическими кадрами не все так радужно. В школе работают 30 учителей. Из них моложе 35 - 10 человек, остальные старше 45. 
Что и говорить, молодые идут в педагогику неохотно. Это всеобщая проблема. Я предлагала устроить встречу директоров школ со студентами, чтобы рассказать им, чем живем, сколько получаем, каковы условия работы. Мы заинтересованы в креативных амбициозных педагогах. Но при одном условии - у них должны быть крепкие знания, это - фундамент, на котором строится репутация учителя. В Госдуму поступило предложение убрать из закона выражение об образовательных услугах. Может быть, тогда повысится и статус профессии.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости