РУБРИКА "Учитель года-2022"Репутация превыше всего
«Учитель русского языка и литературы столицы Башкортостана-2009», «Директор года-2021» Наталья Перфилова не только много лет является членом жюри профессионального педагогического конкурса, но и занимается подготовкой его участников. Педагог с 30-летним стажем поделилась своим видением проблем отрасли.
- Наталья Юрьевна, а вы помните свой первый год в школе? - Конечно. Каждый педагог сталкивается в начале карьеры с трудностями. Практика практикой, а когда ты уже самостоятельная единица, чувствуешь большую ответственность. Но мне, как и другим новеньким, помогали. Вчерашние студенты сразу попадали в поле зрения завуча. Тогда заместитель по учебной части уделял больше внимания методической работе, которая предполагала, что он в обязательном порядке посещает уроки начинающих педагогов и не просто проводит разбор полетов, но и дает практические советы. Визиты на уроки следовали до тех пор, пока новички не выполняли работу над ошибками. Сегодня, к сожалению, у завучей времени на индивидуальную работу не хватает. Они бы и рады уделять ей внимание, но многочисленные отчеты занимают все время. Поэтому неплохо бы преподавателям БГПУ давать возможность нынешним студентам проигрывать уроки, а не только давать теорию. Будущие учителя должны выступать в роли школьников. Тогда многое станет понятнее.
- Многие учителя после победы в профессиональном конкурсе сделали карьеру. Лима Сержанина, Римма Ронжина, Евгения Рощупкина теперь директора школ. Для вас он тоже стал трамплином. Я сейчас не о том, что вы сначала стали завучем, потом и руководителем учебного заведения, а о методической деятельности, помощи конкурсантам. С чего все началось? - После победы меня пригласили в жюри. Пройдя конкурс, я уже знала все его подводные камни и помогала коллегам по школе. После меня Гульнара Шамилевна Тухватулина стала лауреатом на республиканском этапе, победила и Татьяна Юрьевна Львова (она сегодня работает в Москве). А затем началось тесное сотрудничество с НИМЦ Уфы. Большой наш успех - Римма Ронжина, ставшая лауреатом всероссийского этапа. Учителю без команды проходить все ступени конкурса сложно. Это касается даже профессионалов высокого класса с большим опытом. Порой глаз замыливается, а со стороны виднее. Вот, например, как родилась идея мастер-класса Эммы Эдуардовны Сафиуллиной - учителя английского языка гимназии №39. Мы, побывав у нее на уроке, отметили, что ребята даже во время обсуждения каких-то вопросов не переходят на русский язык. Спонтанная речь и стала темой мастер-класса. Другой момент: педагог порой не знает, чьи советы ему слушать. Команда же все делает сообща, а после урока отмечает, что не так, где надо исправить, добавить, что дает свои результаты. Уфимские педагоги за последние годы ни разу не проиграли республиканского этапа.
- Но так хочется, чтобы учитель из Уфы стал победителем на российском! Чего не хватает нашим конкурсантам? - Я думаю, это дело времени. У нас есть достойные кандидаты. В уфимских школах работают асы, ученики которых побеждают на олимпиадах самого высокого уровня, становятся студентами МГУ, ВШЭ, МФТИ. Но не все учителя хотят участвовать в конкурсе. Ведь профессиональное состязание - немного шоу. Поэтому надо уметь презентовать себя, выход должен быть эффектным и запоминающимся. Есть педагоги, которые досконально знают свой предмет, умеют ярко преподнести тему, но в дискуссиях не могут себя проявить. Наблюдается и другое - педагог глубокий, обладает энциклопедическими знаниями, ведет научную работу, но… не эмоционален. А ведь иногда темперамент и горящие глаза могут стать теми недостающими для победы баллами.
- Мастер-класс и урок - самые важные этапы конкурса «Учитель года», недаром с них все и начинается. - Говорят, что первое впечатление самое верное. И здесь это правило работает. Как держится учитель, насколько у него грамотная речь, даже оформление презентации - из этого и складывается впечатление. Сразу можно понять, есть у учителя система или нет. Ведь порой педагог свои обширные знания не умеет донести до ученика. Причина? Нет методики, урок не выстроен. Когда встречаемся с конкурсантами, то в первую очередь обращаю на это внимание. Как в сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение, так и урок должен быть композиционно выстроен. Как после каждого абзаца должен следовать микровывод, так и здесь после каждой части должно идти приращение знаний. И не важно, какой предмет, методика - везде одинакова.
- А литература? Это один из тех предметов, где знание проистекает из глубины понимания, от того, какие чувства вызывает у нас то или иное произведение… - Я уверена, что каким начитанным и глубоким ни был бы педагог, он не передаст того, что чувствует сам, если нет четкого понимания, как это сделать. Чтобы урок не превратился в сухую теорию, не ограничился пространными рассуждениями, а оставил в душе след. Сегодня конкурсное испытание длится 30 минут. Как построить его так, чтобы все успеть? Помню, как мы готовили урок Марии Исаковой по повести Распутина «Живи и помни». Взяли за идею слово «жизнь», которое в словаре Даля трактуется и как биологическое существование, и как - душа, дом. Исходя из этих значений и выстроили урок. Главный герой, борясь за свое физическое существование, потерял все остальное. Отобрали эпизоды, подтверждающие эту мысль, и получился глубокий урок. Да, Андрей Гуськов сохранил свою жизнь, но жизнь ли это?
- Вы работали со многими конкурсантами. Какие уроки вам особенно запомнились? - Их не так много. Например, урок учителя башкирского языка и литературы Гузель Тагировой. Она взяла рассказ Нугумана Мусина «Чертово колесо». Чтобы найти концепт, пришлось сначала перевести его с языка оригинала на русский, а потом, составив вопросы, снова - на башкирский. Учитель представила жизнь героя в виде колеса со спицами. Младший брат заполучил все, что мог, а старший взял на себя его вину и отсидел в тюрьме. Но после возвращения люди от него не отвернулись. На урок был приглашен сам писатель, который и дал самую высокую оценку: «Какое глубокое произведение я написал!». Наверное, это и есть достижение, когда учитель пошел дальше автора. Евгения Сергеевна Рощупкина построила свое занятие в виде игры «Что? Где? Когда?», собрав с предметников вопросы по разным дисциплинам. Получилось очень творчески.
- Каким должен быть современный урок? Ведь цифровая действительность диктует свои законы. - Я бы сказала, что должна быть золотая середина - интеграция традиционного урока и новых технологий. Когда в 2010 году я стала завучем, то меня привлекла технология индивидуального обучения пермского учителя Макарова. Ее я и начала продвигать. Плюс в том, что все дети включены в процесс, но каждый работает в своем темпе, при этом никто не остается без внимания и оценки учителя. Порой компьютерные технологии экономят время и добавляют зрелищности. Например, использовать не обычный, а цифровой микроскоп, сразу выводящий на экран ноутбука картинку, которая воспринимается лучше.
- 112-я находится в окружении двух гимназий и лицея. Это усложняет вашу работу? - Да, было время, когда родители отдавали предпочтение этим учебным заведениям. До 2009 года наша репутация была невысокой. Школа убыточная, минус миллион рублей по зарплате, нагрузка у учителей низкая. А в ситуации, когда деньги идут за учеником, вдвойне ощутимо. Пришлось провести довольно жесткую оптимизацию, чтобы повысить нагрузку. Не менее важно было повысить методический уровень преподавания. Сегодня у нас оборудования на 20 миллионов рублей. Мы обучили педагогов компьютерной грамотности. Начиналось все с малого: появилась электронная корпоративная почта, а сегодня уже все отчеты хранятся в «Облаке». Работаем по созданным нами программам дополнительного образования. Теперь наши учителя занимаются с ребятами исследованиями, а не написанием докладов и рефератов, участвуют в конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана» и выходят в финал, а наш Сергей Попков ездил на российский этап. Каждый месяц в школе проходят мероприятия: «Битвы хоров», «Большие танцы», «Зарница», «Инженерные игры». Особенность в том, что в общешкольных проектах участвует весь класс. Наша задача - охватить каждого ученика. Мы привлекаем и родителей, которые ездят с нами на турслеты. Словом, у нас нескучно. Сарафанное радио работает, поэтому мы не испытываем дефицита учащихся. Правда, с педагогическими кадрами не все так радужно. В школе работают 30 учителей. Из них моложе 35 - 10 человек, остальные старше 45. Что и говорить, молодые идут в педагогику неохотно. Это всеобщая проблема. Я предлагала устроить встречу директоров школ со студентами, чтобы рассказать им, чем живем, сколько получаем, каковы условия работы. Мы заинтересованы в креативных амбициозных педагогах. Но при одном условии - у них должны быть крепкие знания, это - фундамент, на котором строится репутация учителя. В Госдуму поступило предложение убрать из закона выражение об образовательных услугах. Может быть, тогда повысится и статус профессии.
|