РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Дети под зонтом
Этот фонтан был установлен в Ушаковском саду (позже ЦПКиО имени А. Матросова и парк имени Ленина) примерно в 1910 году и украшал его едва ли не до начала 1980-х. Почему-то считают, что назывался он «Первая любовь» и что точно такие же были во многих городах России. Некоторые из них в стране сохранились, а наш давно уже канул в вечность, оставшись тем не менее в истории Уфы и в памяти горожан. И потому стоит его вспомнить. А заодно и кое в чём разобраться.
Сначала о названии. На дореволюционных открытках Гурзуфа аналогичный фонтан жаждущий поэзии редактор-издатель назвал «Первая любовь». Хотя, может, так его прозвали и сами горожане. Такие же точно как в Крыму, фонтаны украшали парки Челябинска, Оренбурга, Сарапула (перечисляю те, что видел лично, а не на экране компа). 20 лет назад челябинский фонтан восстановили. Судя по всему, он сейчас единственный действующий из этой серии. В России, но, как выясняется, не в Европе: в челябинском областном краеведческом музее говорят, что это было тиражное производство, а скульптура, соответственно, типовая. И утверждают, что была она привезена как раз из Европы. Об её происхождении сложены целые легенды. По одной из них, неподалёку от городского сада Челябы жил купец, у которого утонули дети - сын и дочь, и поэтому он таким образом решил увековечить их память. Вообще говоря, байка про купца и утонувших детей вовсе не оригинальна, она окружает подобные фонтаны и в других городах. Почему я уверен, что это, мягко говоря, выдумки, станет понятно из дальнейшего. В Сарапуле и Крыму говорят о том , что автором скульптуры является русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913) и что оригинал под названием «Дети под дождём» появился в 1869 году. Да и как не поверить книге В.А. Шепетова 1890 г. издания «Гурзуф на южном берегу Крыма и его лечебные средства»: «...изящна также другая группа - дети (мальчик и девочка) во время дождя, по модели академика скульптуры Каменского…». Теперь по логике повествования должно последовать разоблачение. И придёт оно из немецкого городка Любц, в музее которого выставлена скульптура… «наших детей»! Точно такая же (абсолютная копия!), как в Челябинске, Оренбурге, Сарапуле, Самаре, Донецке и Гурзуфе. Да ещё и с зонтом! Как же связаны русский скульптор и маленький немецкий городок? Рассмотрим фигурки на фонтане, например, Оренбурга. Не кажется ли вам, что дети там вроде как не совсем наши, а какие-то бюргеровские что ли? Впрочем, прежде и мне, точно так же как, думаю, и вам, так не казалось: дети они и есть дети. Пока я не узнал подробностей. В 1863-69-х и 1870-71 годах Фёдор Фёдорович Каменский жил в Италии, и поэтому поначалу я думал, что и «Детей под зонтом» в Любце тоже сделал он. Вообще-то это противоречит логике и практике появления скульптурных произведений в той или иной стране (и даже городе), но мало ли что. В Любце заявляют, что тамошние «дети под зонтом» были установлены в 1863 году (напомню, что Каменский сделал своих «Детей под дождём» в 1869-м). Неужели где-то в информативном потоке произошёл сбой со вбросом фейка? В отличие от нас, всецело порой полагающихся на интернет, немцы народ дотошный и любят точность в деталях. Вот и здесь с этим всё в порядке: «Das Werk des Mecklenburger Bildhauers Christian Genschow… schuf es 1863 aus Zinkguss» («Работа мекленбургского скульптора Кристиана Геншоу... изготовлена из литого цинка в 1863 году»). Интересно и продолжение этой цитаты: «Любой, кто когда-либо работал с этим материалом [цинком. - А.Ч.], знает, что он не особенно стабилен, - говорит Фред-Ян Саломон, начальник строительного управления города Любца. - Он относительно легко ломается, поэтому, например, повреждения бывают от бросания камней, а восстановление очень сложно». Кроме того, как выясняется, на зиму скульптуру фонтана в Любце прежде убирали. А сейчас там стоит пластиковая копия с оригинала Геншоу. Итак, автор «Детей под зонтом», как в Германии, так и в России, не Фёдор Каменский, а Кристиан Геншоу (1814-1891). И вряд ли кто сможет это опровергнуть. Но ведь и в перечень работ Фёдора Фёдоровича входят «Дети под дождём». Как же эта скульптура выглядела? В запасниках Русского музея хранится мраморный оригинал, но едва взглянув на него, понимаем, что к широко известному фонтану он не имеет ни малейшего отношения. И пока можно лишь уверенно говорить, что приписываемые Каменскому фонтаны - работа Геншоу. Оригиналы скульптуры (правда, без зонта) в Челябинске и Оренбурге помещены в музеи. У нас всё было проще и без затей: фигурки детей свалили, а затем развалившуюся скульптуру бульдозер запахал в землю. На детишках с фонтана в оренбургском музее видны щербины, из чего мы делаем ещё один важный вывод: фигурки были отлиты из бетона. Что касается Каменского, то в конце позапрошлого века он лепит симпатичную вещицу: отставив корзинку с грибами, босоногая девчушка отжимает промокший во время дождя (опять дождь!) подол длинного платья. Чуть позже каслинские мастера повторили «Девочку-грибовицу» в чугуне, и в 1900 году на всемирной парижской выставке Ф.Ф. Каменский был удостоен за неё серебряной медали. Но нам эта работа интересна тем, что определённо указывает на то, как Каменский изображал русскую девочку. И что-то мне подсказывает, что «Грибовица» несколько напоминает девочку с фонтана в уфимском Ушаковском парке. «В середине просторной чаши - каменный грот зелёного цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нём - мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льётся вода», - так описывал его Борис Леонидович Попов. Но если рассматривать сохранившиеся снимки фонтана в Ушаковском парке, то сразу становится ясно, что уфимская скульптура всего лишь схожа сюжетом с теми, что в Самаре, Гурзуфе, Челябинске и др.: там зонт держит мальчик, у девочки руки опущены, на голове у неё шляпка. В нашем фонтане за зонт держатся оба, а девочка в платочке ещё и придерживает свою юбку спереди - отличия весьма существенные. Может, всё-таки Каменский? И не 1869-й, а много позже? Вот только понять бы тогда, почему дети на весьма схожем с уфимским фонтане в испанском городе Кадисе также выполнены a la russe. И ещё. В советское время в нашем городе были установлены десятки бетонных скульптур (вождей, а также Гоголя, Чернышевского, Горького, Некрасова, пионеров, балерин, животных и проч.), но все они, кроме Горького, при отсутствии должного ухода разрушились или почти разрушились. И только «Детей под дождём» в парке и меркуровских Сталина и Ленина уничтожили целенаправленно (последнего планировали заменить мраморным - хотели как лучше…). Ильича восстановили, новую жизнь получили косули и пантера в саду Салавата. Ждём теперь «Детей под зонтом»?
Анатолий ЧЕЧУХА |