ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Народная программа
Съезд партии «Единая Россия» утвердил народную программу, составленную по анк...

Опыт Нижнего
Радий Хабиров принял участие в праздновании 800-летия Нижнего Новгорода.
-М...

Силиконовой долине быть!
Уфа стала одним из 8 городов страны, где будет построен научно-образовательный ...

Наследие Аксакова
В сентябре в 29-й раз состоится торжественное вручение Аксаковской премии, учре...

«Именлек» - значит «благополучный»
Отделение дневного пребывания пожилых людей и инвалидов открылось при геронто...

2 Гран-при – за самобытность



     №9 (238)
     Сентябрь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Легко ли играть в куклы?


Для народной артистки республики, актрисы Башкирского государственного театра кукол Ольги Шарафутдиновой игра - дело жизни, и как говорит она сама, любимое и благословенное, которое каждый день доставляет ей радость. Малыши, юные зрители, быть может, далеко не все знают ее в лицо, но искренне полюбили оживших в ее руках рыжеволосого мальчика Нильса, доброго и немного озорного, непослушную, но веселую Козу-дерезу, коварную Бастинду и еще много разных героев. Мы беседуем с ней о творчестве, ярких и запомнившихся спектаклях, о поиске себя.

- Когда начался ваш путь в творчество?
- Я выросла в Черниковке. Наша семья жила на улице Кольцевой в двухэтажном доме, где все соседи знали друг друга. Мама и папа - юристы, особенными театралами не были. У нас дома был свой театр! Папа играл на баяне, а мама прекрасно пела и танцевала, и когда родственники собирались на праздники, то всегда было много смеха, песен, танцев. Особенно широко отмечали летом день рождения мамы: в квартире нам было тесно и все «высыпали» на улицу. Соседи же, зная о такой традиции, заранее занимали места на лавочках - посмотреть, послушать, как Тонечка (наша мама) поет, как папа ей аккомпанирует и как все мы танцуем под баян.

- В детстве вы кем мечтали стать?
- Мечта была вполне земная - стать педагогом-психологом дошкольного воспитания. 

- Почему? 
- Однажды увидела документальный фильм об этой профессии и загорелась. Я любила заниматься с малышами. Вообще, в родной 56-й школе была заводилой во всех творческих делах, параллельно училась в музыкальной школе, но, наверное, моей деятельной натуре этого было мало и хотелось проявить себя еще в чем-то, и я организовала кукольный театр с первоклассниками. У нас были перчаточные куклы (мне их на мое девятилетие подарила родная тетя), и мы поставили несколько спектаклей и показывали их во всех окрестных детсадах. Можно сказать, это мой первый театральный опыт. Но стать в будущем актрисой? Нет, даже мыслей не было. Конечно, вместе со старшей сестрой мы, как и многие наши сверстники, собирали открытки с портретами киноартистов, но для нас это была какая-то заоблачная, недосягаемая жизнь. 

- Наверное, сейчас интересно вспоминать, проводить параллели…
- Кто бы знал, что свяжу судьбу с театром кукол... А тогда, после школы собралась в Ульяновский педуниверситет, но заболела и не поступила. В то же лето, в августе по телевизору объявляют, что организуется курс подготовки актеров специально для театра кукол, объявляется конкурс. Мама и говорит мне: «Попробуй!». И мы с ней поехали в центр Уфы. Так впервые узнала, где находится институт искусств. Вообще, мы часто ездили в южную часть города, и когда проезжали по проспекту, обращала внимание на красивое здание театра кукол (его в середине 70-х только построили) и думала про себя: «Как же туда попадают?». 

- Сложно было поступить в УГИИ? 
- Конкурс был огромный, желающих поступить – море. Я успешно прошла два тура, но на каком-то этапе даже разрыдалась от каверзных вопросов экзаменаторов - моих будущих наставников, учителей и основателей нашего театра Павла Романовича Мельниченко и Владимира Михайловича Штейна. Помню, я находилась почти в отчаяньи и в этот момент подходит ко мне Сергей Миролюбов (легендарный композитор, с которым впоследствии мы поставили много замечательных постановок, и с ним, без преувеличения, связано золотое время театра), и протягивает мне платочек и мягко, по-отечески говорит: «Ты же закончила музыкальную школу, так сыграй нам». Я приободрилась, почувствовала себя увереннее, исполнила на фортепьяно популярную детскую песню и поступила. 

- Интересно было учиться?
- Конечно! С первого курса мы уже были задействованы в спектаклях. Подготовка была просто уникальная. Мы схватывали все на лету, ловили каждое слово наших мэтров, рядом со мной учились тогда талантливые ребята, и многие из них сейчас мои коллеги.

- Театр был на подъеме…
- Да! Его слава гремела. Во время премьеры здесь спрашивали лишний билетик, спектакли шли с аншлагом. Помню, как все хотели посмотреть «Белый пароход» по Чингизу Айтматову, «Божественную комедию», «Маленького Принца» Антуана Экзюпери. Были не только детские, но и взрослые спектакли, и зал всегда был полон. 

- Вы больше сорока лет работаете в театре. Что-то в нем меняется – репертуар, атмосфера, сами зрители?
- Безусловно. Помню время подъема, когда не было интернета, Ютуба и наши юные зрители были читающими, дружили с книгой, они знали наших героев по книгам. Сейчас немного другие дети. У них клиповое мышление, их труднее удивить чем-то. И работа наша усложнилась. Нам важно быть не только зрелищными, но и тонко, ненавязчиво донести мысль о вечных человеческих ценностях, рассказать, что такое добро, зло, любовь, предательство, найти нетривиальные формы показа. Словом, нужно держать руку на пульсе времени, а старые формы работы уже не подходят. 

- Как вы пережили время застоя в 90-е?
- Да, одно время наступило такое творческое затишье… Но с приходом Ильмара Разиновича Альмухаметова (ныне он директор Театра оперы и балета) все оживилось. А сейчас пошла новая волна, под руководством главного режиссера Альберта Альфритовича Имамутдинова. У нас много музыки, поющих и танцующих артистов. Мы бурно развиваемся, ищем новые формы, идеи. 

- У нас много театров, не теряетесь ли вы на фоне наших великанов?
- Ни в коей мере. В республике мы уникальны и у нас нет конкурентов. Скажу более, наши идеи берут и используют, чему, впрочем, мы только рады. 

- Вы и актриса и режиссер. Бывают ли сложности в творческом процессе? Искусство, оно ведь рождается в муках.
- Как без этого, конечно, учусь постоянно. Бывает, когда работаю как режиссер и идет постановка нового спектакля, начинаю сомневаться - правильно ли делаю, интересно ли это будет детям. Еще боюсь перегореть, успокоиться: не люблю повторяться в творческих ходах. Пойти по накатанному… Наверное, легко, но - нельзя, скучно. И я так не хочу, а поиск новых идей всегда дается непросто. 

- Есть у вас любимые работы?
- «Индийская легенда». Мы в 2017 году восстановили спектакль, созданный Павлом Романовичем, и новая постановка вышла к 70-летию дружбы России и Индии. В спектакле заняты 15 человек. Для актеров сшили костюмы – настоящие индийские сари. В новой версии мы ввели болливудские танцы, молодые исполнители привнесли новую энергетику, зазвучали новые голоса. «Индийская легенда», несмотря на свою древность, и сегодня актуальна – она о добре и зле, поддержке, которая сейчас в дефиците, о верности слову, данному кому-либо: одним словом, о нравственных основах, которые во все времена живут. Сегодня мы хотим разговаривать со взрослой аудиторией (постановка идет с пометкой от 12 лет и старше), и думаю, каждый найдет для себя что-то интересное. Среди моих любимых спектаклей - «Волшебник изумрудного города», «Урал-батыр», «Малыш и Карлсон», «Алиса в Стране чудес»… Вообще, этот ряд длинный. Каждый спектакль по-своему любим. 

- В чем нюансы актера-кукольника?
- Нужно попадать… в свою маску. Ты обнаруживаешь в себе удивительные способности преображения, и, да, это не всем удается. Были примеры, когда у нас работали драматические актеры и через некоторое время уходили - им это не давалось. 

- Своих детей и внуков вы пригашаете на показ премьеры?
- У меня дочка Фаина (назвали в честь Фаины Раневской) и сын Роман выросли на спектаклях театра. Я не приводила их на репетиции, да и нужды не было (конечно, актеры по-своему живут в театре, но мне хорошо помогали родители, всегда оставались с сыном и дочерью, когда надо было). Спектакль должен быть праздником. Так и стало. Теперь приходят сюда вместе с моей внучкой Миланой. Это семейная традиция – приходить на премьеру всем вместе, и мне всегда важно услышать их мнение.

- Задам немного провокационный вопрос - зачем надо детям идти в театр?
 - Это путь их развития. Наши юные зрители учатся сопереживать, театр - обмен энергиями актеров и зрителей, мы видим их живую реакцию. Сейчас многие дети «живут» в интернете и им не хватает живого общения со сверстниками, а здесь они все вместе радуются, переживают. У театра есть воспитательные функции, и хорошие родители после показа обязательно начинают рассуждать о том, что ребенок увидел, как это оценивает. Нам хотелось бы не только развлекать, но и разговаривать о серьезных вещах, чтобы ребенок задумался. А они сейчас «сидят» в различных гаджетах, замыкаются в себе. Их надо вытаскивать оттуда, увлекать. Когда это происходит - тогда мы победили.

- Каким вам видится будущее театра?
- Нам надо всегда следить за временем. Не только пьесу поставить, а задуматься - нужна ли она зрителю, о чем будем говорить с ним. Искать новые формы. Иногда только нашими средствами можем передать тонкости, нюансы движения души героя. Мы можем показать волшебство. И тут важно заметить: театр - отражение времени и мы это наглядно демонстрируем. 

- Повлияла ли на ход вашей жизни пандемия?
- Когда все остались дома, стало немного не по себе. Но мы создали в это время виртуальный проект «Сказки на ночь», он закрепился и продолжается. У нас есть студия, и мы, найдя новую форму, уже создали много фильмов, которые можно посмотреть в интерактиве. 

- Какие новые проекты вас увлекают? 
- Недавно участвовала в антрепризе «Земля Эльзы». Собрался замечательный коллектив, что для меня стало творческим подарком. Нужно заметить, это мой второй опыт работы на сцене как драматической актрисы. Мне интересно все новое, увлекает. Сейчас еще и преподаю в институте искусств. В этом году мы набрали курс, семь человек для нашего театра. Мои выпускники уже работают рядом со мной, новая смена - талантливые, смелые, творческие ребята. Очень важно оставить после себя след, воспитать артистов, которые будут профи. Когда вижу наш театр на фестивале, всегда горжусь - на фоне других мы на уровень выше. Волнительно, когда твое знамя подхватывают, тебя превосходят, когда вижу такое - мурашки по коже! Меня это приводит в восторг.

- У вас юбилей. День рождения – грустный праздник?
- Что вы! Я счастлива, потому что состоялась как мать, актриса. Есть любимая работа. Для меня здесь рай - приходить каждый день и играть в куклы.

Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости