ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Народная программа
Съезд партии «Единая Россия» утвердил народную программу, составленную по анк...

Опыт Нижнего
Радий Хабиров принял участие в праздновании 800-летия Нижнего Новгорода.
-М...

Силиконовой долине быть!
Уфа стала одним из 8 городов страны, где будет построен научно-образовательный ...

Наследие Аксакова
В сентябре в 29-й раз состоится торжественное вручение Аксаковской премии, учре...

«Именлек» - значит «благополучный»
Отделение дневного пребывания пожилых людей и инвалидов открылось при геронто...

2 Гран-при – за самобытность



     №9 (238)
     Сентябрь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

К тропе Топорниных


В усадьбу Топорниных, в которой в свое время размещалась школа Коминтерна, мы приехали в разгар лета. Былое великолепие классического особняка, венчающего Девичью гору в Кушнаренково, проглядывает даже сквозь печать времени. Заброшен ли он? Нет, скорее оставлен на время в покое, в объятиях вечной природной силы. 

Вездесущий клен яркой зеленью оттеняет благородный винный кирпич старинных стен, опаленных пожаром, увивает сохранившиеся арки парадного входа, пышным кустом лезет из темного провала подвала и полностью скрывает в буйных зарослях фонтан в центре площади. Поросль вырубают каждый год, и этой весной тоже, во время субботника, инициатором которого стали Башкирское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Совет по правам человека при Главе РБ, региональное общественное движение «Волонтеры культуры», Институт развития сел и городов РБ и архитектурное бюро «Ахмадуллин-Аркитектс». 
Такое внимание не случайно: в этом году усадьба Топорниных может выиграть грант во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Проект уже разработан и ждет своего воплощения: это даст шанс отреставрировать двухсотлетний особняк и создать «Тропу Топорниных», туристический маршрут по самым интересным местам Кушнаренково. Здание обретет новую жизнь. Станет ли усадьба точкой притяжения для гостей региона, забьют ли струи из восстановленного фонтана?
Директор местного историко-краеведческого музея Гюзель Хамитова и хранитель фондов Ильфир Кадыров уверены: время настанет обязательно. Ведь здесь, в этих стенах, когда-то решалась судьба всего мира. Они рассказали историю этого места. 

Дворец и яблоневый сад

Род дворян Топорниных был известен на всю Россию, близкими узами связан с Оболенскими, Вяземскими, Якубовичами, Толстыми, прославился в битвах, и землю эту пожаловали Степану Топорнину за верную службу царю и Отечеству. Просторный особняк же построили по задумке его сына Андрея в 1818-1824 годах, и для тех лет (да и многих последующих!) технологии применялись удивительные. 
Взять хотя бы отопление. В комнатах не было чадящих печей, а громадная топка стояла в подвале, причем, по свидетельствам очевидцев, в ее жерло влезало метровое бревно. Теплый воздух поднимался по полостям, устроенным внутри толстых кирпичных стен, и успешно обогревал оба этажа, бальные залы и светлую столовую для приема гостей. Перед домом раскинулась просторная площадь, так непохожая на обычные дворы, с цветником и фонтаном в центре, в окружении длинных конюшен и построек, да вдобавок обнесенная высоким каменным забором, напоминающим крепостную стену. 
В 1865 году усадьбу-дворец выкупает купец и меценат Михаил Грибушин, которого называли «чайным королем». Он не только торговал чаем и зерном, но и занимался садоводством: некоторые из трехсот саженцев яблонь впоследствии стали основой таких сортов, как «Башкирский красавец» и «Сеянец Титовки», щедрых на урожай и стойких к заморозкам. В советские годы в этом же питомнике вывели самый северный сорт винограда «Лидия». Кстати, в июне в усадьбу приезжал его потомок, праправнук, француз с российскими и чешскими корнями Бенжамин Дюпал. 

Судьбы мира

Во время революции
 роскошное имение было национализировано. В разные годы здесь располагались детский приют, садово-огородная станция, плодоовощной техникум… Однако мировое значение усадьба приобрела в годы Великой Отечественной войны: именно здесь в 1941 году открылась школа разведчиков, которая называлась школой Коминтерна. 
Исторически сложилось так, что Уфа сыграла значительную роль в борьбе против гитлеровских захватчиков. Именно из башкирской столицы вещали антифашистские радиостанции Коминтерна, а Исполком организации, возглавляемый видными политическими деятелями, был расквартирован в здании Дома пионеров на углу улиц Ленина и Революционной, где сейчас находится Уфимский авиационный техникум. Кушнаренково находилось довольно далеко от центральных дорог, поэтому маленькое село стало идеальным местом для секретной разведшколы, ученикам которой ни к чему было связываться с внешним миром.
В ночь на 26 октября 1941 года в усадьбе Топорнина зазвучала непривычная для местных жителей речь на самых разных языках. Мало кто слышал ее, мало кто видел прибывших на нескольких грузовиках борцов за свободу, прилетевших из Италии, Испании, Германии, Австрии, Словакии, Венгрии и других стран, захваченных фашистскими войсками. Останься они на родине, вероятнее всего, юные жизни оборвались бы в застенках гестапо или концлагерях. Но судьба распорядилась иначе - и подарила многим десятки лет. 
Школа разведчиков была эвакуирована из подмосковного Пушкино. Ее возглавил будущий министр культуры Болгарии Рубен Аврамов-Леви, его знали под псевдонимом Мигель. В числе преподавателей можно было видеть людей, перед которыми трепетали гитлеровские захватчики. Чех Клемент Готвальд, Георгий Димитров - вождь болгарского народа, Морис Торез - руководитель французского и международного рабочего и коммунистического движения, Пальмиро Тольятти - генсек итальянской компартии, Долорес Ибаррури - лидер испанских коммунистов. «Испанский народ предпочитает умереть стоя, чем жить на коленях. No pasaran!» -  фраза стала лозунгом, который пронесли сквозь годы. Эти люди не просто передавали знания - они воспитывали пламенных антифашистов. 
Секретность соблюдалась высочайшая. Позже сотрудники музея разыскивали в архивах документы, подтверждающие существование огромной организации, но не нашлось даже свидетельств о поставке элементарных предметов - керосина, продуктов, одежды. Выяснилось, что они были тщательно изъяты и погребены в архивах КГБ-ФСБ… А кушнаренковцы тех лет, конечно, быстро поняли, что разномастные подростки, изнуряющие себя учебой, далеко не простые студенты. 
Теперь под сводами купеческого особняка, где еще недавно текла уютная и размеренная жизнь селянина, каждое утро звучал резкий сигнал побудки. Рапорт, построение, физзарядка - военный режим требует четкого распорядка. Особое внимание уделялось занятиям спортом: ребята учились бегать, стрелять, боксировать и даже танцевать. После изматывающих упражнений светловолосые и смоляно-черные головы курсантов склонялись не только над учебниками. В кратчайшие сроки они должны были научиться использовать взрывчатые вещества, обращаться с револьвером, ручной гранатой и тяжелым оружием. Кроме того, ребята постигали радиодело и пропаганду, нюансы организации партизанского движения и технику конспирации, не обошли стороной и общеобразовательные предметы. Школа Коминтерна готовила молодых курсантов к подпольной работе в гитлеровском тылу.
И они туда отправлялись. Обученные всем тонкостям партизанского дела, выпускники школы, едва достигшие совершеннолетия, за линией фронта гибли один за другим. Руководство организации вскоре осознало, что отправлять такие ценные кадры в бушующую мясорубку бессмысленно, поэтому следующий поток направили на другие задачи, требующие гибкости и знаний. Они вели политическую пропаганду среди военнопленных, радиопропаганду, и многие впоследствии становились руководителями движения Сопротивления в оккупированных странах. 
Именно здесь получил политическую закалку Маркус Вольф, самый известный выпускник школы. После роспуска Коминтерна в 1943 году он работал на немецкой радиостанции в Москве, в посольстве ГДР в СССР, а в 1951 году стал руководителем одной из самых эффективных спецслужб мира, внешней разведки ГДР. Он приезжал в Башкирию в 2004 году. 
Легенда Испанской гражданской войны, бесстрашная француженка Франсин Фромон попала в школу, вырвавшись из застенков тайной полиции в Дании. После обучения в 1942 году она стала первой радисткой-парашютисткой, сброшенной во Францию в рамках англо-советской разведывательно-диверсионной операции «Ледоруб». Расстреляна в 1944-м.
Якуб Александрович создал в Польше подпольную организацию, передававшую сведения о передвижении немецких войск и совершавшую диверсии на железных дорогах.
Среди выпускников - знаменитый игрок сборной СССР по футболу «советский испанец» Агустин Гомес, который не только забивал мячи, но и выполнял особые задания советской разведки в Латинской Америке и родной Испании. 
Только в прошлом году скончалась на 98 году жизни последняя из курсантов спецшколы Хесуса Рохо, с которой кушнаренковцы поддерживали теплое общение благодаря Альгису Арлаускасу, известному сценаристу, актеру и режиссеру. Его мама тоже училась в Кушнаренково, рядом с Амайей Ибаррури, дочерью «Пламенной» Долорес, и другими членами испанской группы. 

Сохранить память

Летом 1943 года было принято решение о роспуске Коминтерна. Многие курсанты вернулись на родину и продолжили вести антифашистскую деятельность, кто-то остался в России. Залы усадьбы Топорниных вновь заполнили голоса подростков: на прежнее место вернулся техникум, который позже сменило профтехучилище. Здание поддерживалось в хорошем состоянии, но в 1994 году здесь случился пожар. К счастью, жертв не было, но усадьба превратилась в руины.
Память о славном прошлом имения и подвигах борцов с угнетателями поддерживали энтузиасты своего дела, историки, библиотекари. Благодаря их внимательности и неравнодушию сохранились уникальные книги, по которым учились курсанты Коминтерна, воспоминания и свидетельства очевидцев. С некоторыми выпускниками сотрудникам музея, историкам и писателям посчастливилось общаться лично. До начала исследований было известно всего 15 человек, вышедших из стен школы, сейчас их число выросло вдвое. Одно время в уцелевшем крыле даже создали музей. Материалы, книги Сергея Брилёва, написанные с использованием исследований кушнаренковских краеведов, чудесные карандашные портреты коминтерновцев сейчас заняли часть помещения музея в доме культуры. Это произошло благодаря вдумчивой и кропотливой работе директора Центра гуманитарных исследований Минкульта РБ Марата Марданова и сотрудников Кушнаренковского музея Гюзель Хамитовой и Ильфира Кадырова.
И сейчас мы можем лишь надеяться, что со временем найдутся средства на восстановление исторического здания, создание полноценного музея, сохранение памяти о тех юношах, которые не жалели жизни ради чистого неба над головой. И в Башкирии появится еще одна точка притяжения для туристов всего мира. 

Юлия ПАХОМОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости