РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"Местный приоритет
С появлением в 2020 году проблем с выездом за границу многие россияне начали путешествовать по стране. Эта тенденция хорошо заметна и в нашей республике. Здесь как нельзя кстати оказалась поддержка внутренних авиарейсов, а также программы развития скоростного железнодорожного сообщения внутри республики с перспективой продления маршрутов в соседние регионы. Также в этом году отмечен существенный рост в сегменте междугородных и межрегиональных автобусных перевозок.
Наиболее динамично растущим сегментом транспортной системы Башкирии в последние годы стало авиасообщение. В 2020 году, несмотря на пандемию, аэропорт Уфы сохранил лидирующее положение в Приволжском федеральном округе – он обслужил более 35 процентов от общего пассажиропотока. По итогам прошлого года через воздушные ворота республики прошли 2,3 миллиона человек. Это на 33 процента меньше, чем в допандемийный год, но лучше, чем в других регионах ПФО. Например, падение в Казани составило 37 процентов, Самаре – 44 процента, Нижнем Новгороде – 48 процентов. Снижение объемов пассажирских авиаперевозок в целом по России составило 41 процент. При этом 26 июля 2021 года аэропорт Уфы достиг показателя 2 миллиона обслуженных пассажиров, опередив на две недели темпы 2019 года, что дает надежды на дальнейшее восстановление отрасли. Сохранению высокой востребованности авиаперелетов во многом способствовало развитие прямого воздушного сообщения с городами нашей страны без пересадок в Москве. Хотя на столицу до сих пор приходится 44% пассажиропотока, 36%, или каждый третий рейс из Уфы выполняется по межрегиональным направлениям. На сегодняшний день столица республики имеет прямое воздушное сообщение с 11 из 14 российских городов-миллионников, а также целым рядом городов, где проживает менее миллиона человек. Открыты перелеты в Калининград, Иркутск, Махачкалу, Омск, Киров, Усинск, а число пассажиров, вылетающих на российские курорты, выросло более чем в три раза. В первой половине 2021 года в Международном аэропорту «Уфа» на региональных рейсах было обслужено 797 тысяч человек, в том числе 56 тысяч - на субсидируемых маршрутах. Это более чем в полтора раза выше уровня 2019 года, в первой половине которого перелет между регионами совершило 506 тысяч человек, в том числе 50 тысяч – по субсидируемым билетам. Резкий рост пассажиропотока на внутренних авиарейсах связан с влиянием пандемии, а также проводимой в последние годы политикой развития прямого авиасообщения между субъектами РФ. Если в 2017 году такими рейсами из Уфы воспользовались 104 тысячи человек, то в 2018-м – 157 тысяч (рост +57%). Планировалось, что в 2021 году пассажиропоток составит 330 тысяч человек, но фактические показатели оказались значительно выше расчетных. При этом аэропорт «Уфа» стал одним из первых в стране, где доля рейсов, выполняемых в другие регионы в обход Москвы, превысила 56%. Таким образом, удалось достичь поставленного президентом страны показателя в более чем 50% рейсов, выполняемых без пересадок в столице.
Выгодное вложение
Особенность регулярных авиаперелетов между российскими городами и регионами заключается в том, что многие из них из-за относительно низкого пассажиропотока и высокой себестоимости могут выполняться на регулярной основе только при условии субсидирования со стороны государства. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет, зато граждане получают возможность пользоваться быстрым и комфортным воздушным транспортом по доступной цене. В 2020 году на субсидирование региональных авиаперевозок из бюджета Башкирии было выделено 87 миллионов рублей, а в этом году выделяется 120 миллионов. В перечень субсидируемых вошли перелеты в Екатеринбург, Волгоград, Киров, Краснодар, Ростов-на-Дону и Самару. Ещё шесть региональных рейсов в Уфу из Махачкалы, Надыма, Ноябрьска, Салехарда, Нижневартовска и Нового Уренгоя субсидируются из бюджетов других регионов без участия нашей республики. Предельный размер субсидии за один рейс зависит от направления. Наименьшая компенсационная выплата назначена за рейсы в Екатеринбург и Киров - 40,3 и 41,3 тысячи рублей. Максимальные субсидии определены для перевозок в Краснодар и Ростов-на-Дону – соответственно 246,3 и 189,2 тысячи рублей. Не стоит забывать, что на каждый рубль, вложенный из бюджета Башкирии в субсидирование авиаперевозок, привлекается 5,7 рубля внешних инвестиций: 3,6 рубля из федерального бюджета и 2,1 рубля из других регионов. С учетом того, что более 80 процентов покупающих билеты на субсидируемые авиарейсы проживают в нашей республике, это можно назвать хорошим вложением в улучшение качества жизни. Не случайно наличие доступного местного авиасообщения – один из важных показателей уровня благополучия развитых стран. – На софинансирование маршрутов из федерального бюджета предусмотрено 95 миллионов рублей, – уточнил первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Виктор Жульков. – Перелёты в Екатеринбург выполняет авиакомпания «Ред Вингс», в Краснодар и Ростов-на-Дону – «Азимут», в Киров – «Руслайн», в Самару и Волгоград – «ЮТэйр». Глава республики Радий Хабиров положительно оценил проделанную работу в развитии авиасообщения и высказался за расширение списка охваченных перелетами городов. – Сегодня 56 процентов рейсов, минуя Москву, соединяет Уфу с другими городами страны, но на этом останавливаться не надо. Необходимо подумать над возможностью финансирования программы субсидирования авиаперевозок на будущий год, – подчеркнул Радий Хабиров. В 2022 году софинансирование авиарейсов из бюджета республики должно значительно возрасти. На него предлагается направить 282 миллиона рублей, что более чем в два раза выше уровня этого года. В число дополнительных направлений предполагается включить перелеты в Красноярск, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Саратов и Челябинск.
Под стук колес
Восстановление пассажиропотока наблюдается и на железной дороге. За январь-июнь 2021 года на поездах в регионах Куйбышевской железной дороги, к которым относится и Башкирия, было отправлено 7,3 миллиона пассажиров (рост на 18,1%). Из них в дальнем следовании – 1,8 миллиона человек (+30,3%), в пригородном сообщении – 5,5 миллиона (+14,5%). Для стимулирования перевозок между городами нашей республики и соседними регионами идет активное развитие новых маршрутов скоростных электропоездов, которые будут ходить из Уфы в западном, южном и восточном направлениях. Скоростной железнодорожный каркас охватит населенные пункты Башкирии, где проживает около 2 миллионов человек, или половина всего населения региона. Первые шаги в этом направлении были сделаны весной. С 2 апреля начал курсировать первый скорый пригородный электропоезд по маршруту Уфа - Кумертау с использованием инновационного рельсового автобуса РА-3 «Орлан». Время в пути составляет 3 часа 50 минут, вместо 6,5 часов, которые ранее занимал этот путь на обычной электричке. В связи с возросшим спросом с 12 июня на маршрут был назначен дополнительный пригородный поезд уже в трехвагонном исполнении. Всего с апреля по август «Орланами» перевезено 20 тысяч пассажиров. После проведения ремонта 26,5 километров путей на участке от Уфы до Кумертау время следования планируется сократить еще на полчаса - до 3 часов 20 минут. Совместно с Минтрансом Оренбургской и Челябинской областей рассматриваются проекты открытия скоростного железнодорожного сообщения между Уфой, Оренбургом и Магнитогорском. В июле на поезде «Орлан» был совершен опытный рейс в южном направлении до Оренбурга. Расстояние в 409 километров рельсовый автобус РА-3 преодолел менее чем за шесть часов. На автомобиле по трассе Р-240 путь от Уфы до Оренбурга занимает не менее семи часов, что делает электричку хорошей альтернативой не только такси, но и личному автотранспорту. С начала 2022 года планируется запуск движения «Западного экспресса» - двух пар скоростных электропоездов по маршруту Шакша - Раевка - Шакша, преодолеваемому за 1 час 57 минут. Перевозки будут совершаться на комфортабельных поездах нового типа ЭП2Д. В дальнейшем маршрут планируется продлить до станции Приютово, время в пути составит 2 часа 45 минут. Проект «Восточный экспресс» по маршруту Уфа - Белорецк с ориентировочным временем в пути 3 часа 31 минута намечено запустить в 2022-2023 годах. Его будут обслуживать новые инновационные составы «Ласточка», способные работать на линиях как с постоянным, так и с переменным электротоком. Наряду с пассажирскими, в Башкирии развиваются и чисто туристические маршруты. В зимний период по маршруту «Уфа - Новоабзаково - Уфа» ходит поезд «Легенда Урала», доставляющий любителей зимних видов спорта до горнолыжного центра «Абзаково». Его сезонным продолжением стал туристический поезд «Айгир», курсирующий по маршруту «Уфа – Айгир - Уфа».
Пассажир выбирает автобус
Увеличе ние пассажиропотока отмечается и в автобусных перевозках. Так, в 2019 году ГУП «Башавтотранс» на междугородних маршрутах перевез 604,5 тысяч человек, на межрегиональных - 170,5 тысяч, а всего по этим двум сегментам - 775 тысяч пассажиров. В первой половине 2021 года пассажиропоток на межрегиональных рейсах составил 200 тысяч человек, междугородних – 710 тысяч. Всего с января по июль автобусами «Башавтотранса» в поездках по региону и за его пределы воспользовалось 910 тысяч человек, или на четверть больше, чем за тот же период два года назад, когда не было никаких ограничений. Сейчас с Южного автовокзала Уфы выполняются рейсы по 97 маршрутам, в том числе по 25 пригородным, 43 междугородним и 29 межрегиональным - в сутки отправляется более 210 рейсов и двух тысяч пассажиров. Для удобства развивается сервис дистанционной продажи билетов. Теперь у каждого пассажира есть выбор – приобрести его у кассира или самостоятельно безналичным способом. Пополнение парка «Башавтотранса» позволило возобновить 10 автобусных маршрутов, связывающих районные центры со столицей республики. Еще по 7 наиболее оживленным направлениям было увеличено количество рейсов. В межрегиональном сегменте в этом году выполняются очень востребованные рейсы из Уфы в Казахстан, сезонные туристические поездки в города-курорты Черноморского побережья, а также в Абхазию и Соль-Илецк.
Алексей ФАТЫХОВ |