ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Центр гимнастики откроется к концу года
Глава республики Радий Хабиров сообщил в соцсетях, что строительство Центра ги...

В путешествие мечты
В «Артеке» объявили лауреатов Всероссийского конкурса «Большая перемена» - пр...

Врачевание - образ жизни
В Доме Республики глава Башкортостана Радий Хабиров провел очередное совещани...

На защиту морских рубежей
Уфимские призывники смогут проходить военную службу на подводной лодке «Уфа» ...

В центре сквера – учитель



     №8 (237)
     Август 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ"

2+2 на калькуляторе, или Окей, гугл


В преддверии главного учительского форума столицы - Августовского педсовета - мы решили поговорить о том, что тревожит и учителей, и родителей: о цифровой зависимости школьников. Отправной точкой нашего разговора стало интервью известного психотерапевта Андрея Курпатова, который не без основания считает, что «айпад обездвиживает ребенка, лишает его естественного любопытства, аутизирует». А значит, не формируются те нейронные связи, которые должны обеспечивать его будущий зрелый, взрослый функционал. По мнению Курпатова, любые цифровые технологии, любая роботизация приводят к тому, что мы можем не думать. Однако если не тренировать интеллектуальный навык, он будет атрофироваться. Также психолог считает: если мозг, потребляя огромное количество информации, не прорабатывает, не встраивает ее в существующие системы знаний, то она пролетает из одного уха в другое. В результате развивается что-то вроде нажитой информационной дебильности.
В чем прав известный психотерапевт, что показывает практика, как избежать перегибов цифровой среды - об этом мы спросили педагогов города.


Андрей Блинов, учитель русского языка и литературы физико-математического лицея 
№ 93:

- Трудно не согласиться с Андреем Курпатовым. Вспомнился шуточный интернет-мем, который, на мой взгляд, очень близок к реальности: «Вчера читал бумажную книгу и удивился, что у верхнего края не написано, который сейчас час». 
Мы сталкиваемся с тем, что у наших детей очень короткая память. Во-первых, они не стараются ничего запоминать (на любой вопрос можно найти ответ в собственном гаджете), во-вторых, как известно, что быстро и легко пришло, то так же быстро и легко уйдет. Кстати, эти факторы, наряду с яркими эффектами, красочностью, простотой, стали причиной возникновения так называемого клипового мышления, ведущего к преждевременному старению головного мозга.
Возможно, со мной многие не согласятся, но доступность и многообразие информации усложняют, а не упрощают жизнь! Часто приходилось сталкиваться с тем, что жители столиц хуже знают свои города, реже посещают театры и музеи, чем приезжающие в них провинциалы. Почему? Потому что доступность порождает прокрастинацию. 
Уверен, чтобы восприятие информации было качественным, не стоит перегружать детей не совсем адекватными заданиями в виде рефератов (которые они, конечно же, скачают в Сети), докладов на альтернативные темы и т.д. Хочешь иметь собственное мнение - прочитай произведение, а не говори сразу, что оно тебе не нравится, потому что в интернете прочитал о том, что вещь нестоящая. 
Человек, имеющий свою точку зрения, пусть и отличающуюся от моей, гораздо интереснее того, кто необдуманно присвоил чужую. Авторитеты авторитетами, но цивилизованный спор если и не рождает истину, то позволяет в процессе мышления формировать новые нейронные связи, помогающие нам оставаться в трезвом уме и твердой памяти на долгие годы. Основная гимнастика для мозга - выучивание стихотворных и прозаических текстов, а чтение художественной литературы необходимо всем для общего развития и умения правильно излагать свои мысли.

Наталья Тюкина, педагог-психолог детского сада № 21:

- По многолетней практике работы с дошкольниками могу судить о том, что запас знаний современных детей гораздо ниже, чем, скажем, их ровесников 10 лет назад. Нынешние ребята активны в разговоре о роботах, мистических мультипликационных героях, но пассивны в беседах об окружающем: быте, производстве, природе и животном мире. Часто сталкиваешься с ситуацией, когда ребенок «зависает», то есть информация ему непонятна. Тогда меняю тактику, стараюсь объяснить незнакомые термины или дать понятия о явлении. Все, о чем рассуждаем, связываем с личным опытом детей или героев игровых сюжетов.
Согласна, что огромное количество информации мозг переварить не способен: мыслительная деятельность при этом атрофируется, мы не думаем, нам выдают готовые ответы и решения. Восприятие информации качественно тогда, когда все органы чувств работают максимально эффективно. Поэтому стараемся использовать на занятиях больше игровых упражнений и активные формы. Например, если мы говорим о материале, из которого строим крышу для трех поросят, с помощью практических опытов «проверяем», сдует ли ветер соломенную крышу (используем фен), останется ли дом под такой крышей сухим после дождя (льем воду из лейки) и т.п.

Наталья Самехова, учитель химии школы № 116, победитель конкурса «Педагог-исследователь»: 

- В каком-то смысле я согласна с Андреем Курпатовым. Он правильно подметил, что нам не приходится сильно напрягаться и искать или запоминать необходимую информацию. Мы можем сказать: «Окей, гугл!». Часто сталкиваюсь с учениками, которые считают «2+2» на калькуляторе. Думаю, дети не уверены в себе и боятся допустить ошибку. Считаю своей задачей внушить эту уверенность, показать, что они многое могут и умеют делать самостоятельно. На своих уроках я позволяю пользоваться калькулятором, однако возникает еще одна проблема. Некоторые ученики решают с ошибками! Дети привыкают пользоваться калькуляторами смартфонов, но на контрольных или даже экзаменах разрешено пользоваться только простыми калькуляторами с ограниченным функционалом. Мы их ласково называем «плюс-минус». 
Решение логических задач позволяет развивать память, мышление, а значит, и сформировать нейронные связи. Начиная с самого раннего возраста детям необходимо предлагать решать именно их, искать выходы из каких-то ситуаций. Например, рассматривая вопрос о химических свойствах металлов, можно показать несложный опыт взаимодействия цинка и меди с соляной кислотой. Ученики отметят, что медь с соляной кислотой взаимодействовать не будет. И, решая данную проблему, мы перейдем к изучению ряда напряжений металлов. Такие ситуации можно создавать на любом предмете. В совокупности у ребенка будут формироваться логика и мышление, а значит, и нейронные связи.
Считаю, самый большой вред - потеря времени. Дети получают много информации, часто ненужной и даже «неполезной». Необходимо учить выделять главное, значимое. Для многих учеников задание «пересказ» ничего не значит, т.е. они считают, что  нужно быстро прочитать текст и по памяти воспроизвести его. И достаточно. Нет! А если составить план пересказа или краткий конспект по плану, то здесь придется потрудиться. И в памяти останется намного больше нужной информации.

Федан Гафаров, абсолютный победитель «Учитель года РБ-2019»:

- В определенной степени я согласен с точкой зрения Курпатова. Действительно, работая с детьми более 10 лет, я могу отметить, что современные школьники привыкли получать готовую информацию, причем быстро. Например, если раньше ученик планировал 
что-либо списать (не у соседа по парте), ему нужно было найти ответ в учебнике или в своих записях (конспектах, шпаргалках), т.е. как минимум проанализировать вопрос. Сейчас же достаточно вбить его в поисковик или еще проще - спросить у «Алисы» или «Гугла». Дети часто недоумевают: «Зачем это учить, если можно найти в интернете?». Отвечая на этот вопрос, говорю, что, не пытаясь запомнить что-то важное и полезное, мы не будем понимать большую часть явлений, с которыми столкнемся в жизни. 
Я думаю, для человека, который понимает важность развития ребенка, ответ на этот вопрос очевиден. Нужно создать такую среду, в которой ему будет недостаточно готовых знаний, а условия будут требовать не просто получения информации, но и ее анализа. И если родители двухлетнему ребенку, вместо того чтобы поиграть с ним, дают телефон/планшет с мультфильмами или играми, то не следует удивляться тому, что у него в дальнейшем может появиться зависимость. Я понимаю, что сейчас растет другое поколение детей, что цифровая среда в любом случае будет окружать человека и влиять на него. Но в то же время не могу не согласиться с мнением профессора Татьяны Черниговской, которая считает, что постепенно стираются границы между реальным и виртуальным. Это явление действительно должно нас заставить задуматься о том, что же будет дальше?
Что касается учебного процесса, то, безусловно, цифровизация прочно вошла в образование. На своих уроках я стараюсь создавать конвергентную среду: сближение не только родственных дисциплин, но и, казалось бы, совершенно далеких - биологии, математики, истории и других наук с искусством, а также использование метапредметных связей и возможностей цифровизации. Такой подход позволяет формировать единую картину мира, поскольку не существует отдельно биологии или физики, все явления, процессы, объекты взаимосвязаны. 
Наш мозг эволюционно настроен на потребление информации. И если, к примеру, желудок после приема некачественной пищи может избавиться от нее, то мозг от информации, которая бесполезна и, возможно, даже вредна, избавиться, к сожалению, не может. В этом и заключается, на мой взгляд, вред гиперинформационной среды - мозг перестает понимать, что нужно, а что нет.

Луиза Ахтямова, педагог ЦДТТ «Биктырыш», руководитель детского проекта «Солнечный город» на ГТРК «Башкортостан»:

- Как руководитель объединений «Азбука шахмат», «Юный журналист» и «Маленькая леди» обучаю технарей и гуманитариев разных темпераментов в возрасте от 5 до 18 лет, с различной эмоциональностью, активностью, экспрессивностью, контактностью. Замечаю, что современные дети воспринимают информацию «клипово»: реагируют на цветное, яркое, веселое и необычное. Поэтому сейчас в обучении необходим развлекательный момент. На помощь приходит такое явление, как цифровые технологии. И никуда от этого не деться. Я разрешаю детям на занятиях пользоваться смартфонами и компьютерами для нахождения нужной информации в интернете. При этом даю советы по поиску материала в проверенных источниках. 
Чтобы не было монотонности в обучении, применяю нестандартные формы. Например, на занятиях по обучению игре в шахматы я устраиваю детям просмотр отрывка художественного фильма «Гарри Поттер». Занятие проходит в форме разбора шахматной партии, где на пути к философскому камню Гарри, Рон и Гермиона должны обыграть профессора МакГонагалл. Для меня было открытием, что до показа видео в младшей группе семилетний мальчик вспомнил не только эту партию, но и то, как была одержана победа. Также для закрепления знаний применяю для обучения воспитанников геймификацию. Программа «Динозаврики учат шахматам» позволяет сделать учебу для маленьких шахматистов живее и интерактивнее. При этом замечаю, что большинство детей постарше предпочитают играть в шахматы «вживую», а не онлайн, когда не видно противника. Это говорит о том, что детям нужны общение и внимание, публичное проявление реакций на исход игры. 
Ни одно занятие по журналистике не проходит без интернета. Репортажи с места событий позволяют делать их актуальными, так как дети, взяв интервью или собрав нужный материал, передают информацию для выхода в эфир на радио, предварительно смонтировав ее в телефоне. Видеовстречи с разными интересными людьми дополняют обучение. Очевидно, что цифровые технологии привносят много нового в образование. Впереди много перспектив. В любом случае миссия педагога не изменится - он продолжит работать с детьми, направляя их по правильному пути.

Амирхан Тимерханов, учитель истории и обществознания лицея №21:

- На мой взгляд, психотерапевт Андрей Курпатов слишком драматизирует ситуацию. Ведь тот же Ipad может быть использован в образовательных целях: чтение электронных книг, рисование, написание реферата и т.д. Другое дело, когда молодые родители дают ребенку планшет, чтобы тот не капризничал, а ребенок, в свою очередь, посещает ресурсы, которые не рассчитаны на его возрастную группу. Опираясь на личные наблюдения, могу сказать, что большая часть современных школьников стала зависима от гаджетов, все общение между сверстниками осуществляется посредством социальных сетей. Из-за этого разговорная речь начинает слабеть. В результате на уроках нередко возникает ситуация, когда ученик знает ответ, но сформулировать и изложить его грамотно не в состоянии. 
Я согласен, что умственная активность и различные жизненные ситуации, в том числе и проблемные, стимулируют развитие нейронных связей. Ведь человек начинает активно думать, как решить ему ту или иную задачу, как выйти из той или иной ситуации. Именно поэтому сегодня на уроках использую проблемный подход. Чтобы получить ответ на вопрос, поставленный перед учениками в начале урока, им необходимо провести небольшое исследование: изучить источники, создать инфографику, поработать с учебником и т.д. При этом можно организовать работу в парах или в группе для развития таких гибких навыков, как умение работать в команде и умение быть лидером и брать на себя ответственность. Таким образом, обработав имеющуюся на уроках информацию путем мыслительных операций, ученики получают результат своей работы в виде ответа на проблемный вопрос урока. А в итоге мы с вами получаем то самое развитие нейронных связей. 
Однако гиперинформационная среда, которая окружает нас сегодня, вносит определенные коррективы в систему усвоения знаний. Это связано с тем, что большой поток недостоверной и некорректной информации транслируется из различных источников, которые, в свою очередь, оказывают и негативное влияние на подрастающее поколение. Ведь подростки начинают принимать за истину то, что по своей сути является ложным. Нередко по этой причине на уроках возникают дискуссионные баталии. Поэтому я всегда прошу своих учеников критически относиться к той информации, которую они берут из Всемирной паутины, стараться отделять ложь от истины, смотреть на объект изучения с различных сторон.

Анна Смолькина, учитель информатики лицея № 153:

- Вынуждена согласиться с мнением психотерапевта. Дети, приходя в школу, уже имеют сформированную привычку понимать краткую и наглядную информацию. С этим приходится постоянно сталкиваться в профессиональной деятельности.  Еще одна проблема - трудности с концентрацией внимания. Особенно в технических дисциплинах: если в треугольнике поменять местами буквы вершин треугольника, то не все дети могут правильно записать формулу. Приходится постоянно менять различные виды деятельности на уроке, чтобы все ребята были задействованы.
Во-первых, нужно вести разъяснительную работу с молодыми родителями, которые используют гаджеты вместо няни. Часто в транспорте можно заметить картину, что они «успокаивают» своих чад видеороликами и играми, хотя это неправильно. Приходя в садик или в школу, ребята уже имеют эту цифровую зависимость. 
На уроках информатики особое внимание уделяю программированию, чтобы научить анализировать, просчитывать, предугадывать результат. Многие ученики уверены, что программирование - трудная штука, и очень радует, когда мнение меняется, а дети выбирают профессии по этому профилю, становятся конкурентоспособными. Если начать изучать программирование раньше, то будут формироваться более правильные привычки. Они захотят не смотреть мультфильмы и играть в игры, а создавать и программировать их.

Гулькай Баймуратова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра образования № 25:

- Цифровые технологии упростили жизнь человека. Мы уже не можем обойтись без гаджетов. Перестали отправлять письма по почте, узнавать последние новости из газет, спрашивать дорогу у прохожих и узнавать температуру воздуха по термометру. Мое поколение общалось вживую, все свободное время было занято кружками и играми. Но, в отличие от Курпатова, цифровую деменцию глобальной проблемой не считаю. Да, детям сложно контролировать свое время в Сети, лавировать в информационном потоке, но это факт, который нельзя игнорировать. Большинство родителей ограничивают времяпрепровождение ребят в Сети, стараются максимально разнообразить и занять ребенка. Но есть и такие, которые совершенно спокойно относятся к тому, что их дитя целый день играет в телефоне или на компьютере. 
Необходимо давать мозгу «бывать» в нестандартных ситуациях, решать новые задачи, получать новые впечатления, отойти от привычного. Школа - прежде всего социум, взаимодействие людей, новые знания и навыки. Здесь ребенок проводит много времени и познает азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов. И этого достаточно для формирования нейронных связей для взрослого функционала.
Что касается гиперинформационной среды, создается иллюзия «всезнания», ведь в интернете можно найти почти любую информацию (в том числе и недостоверную!). Чтобы восприятие было качественным, образовательная среда должна предусматривать ограничение использования гаджетов во время школьных занятий. На уроках даю практические задания, провожу групповые работы и беседы и, конечно, прошу не доставать мобильные устройства.

Эльмира Султанова, учитель физики, заместитель директора по воспитательной работе лицея № 123:

- Мне кажется, что мнение психолога слишком категорично. Какое детское слабоумие? Сегодня ребятам приходится решать в разы больше задач, чем нам в их возрасте. Английский с трех лет, затем китайский и французский, балетная или спортивная школа, обязательно подготовка к олимпиадам и многое другое. В таком темпе и взрослым сложно жить, а мы говорим о детях. Вполне естественно, что на поиск информации должно уходить меньше времени. Или, как сказал психолог, «не помнить «лишнюю» информацию». Ребенок пытается зафиксировать в памяти свое расписание, новый материал и, в конце концов, героев своих любимых сериалов. Потому что ему хочется оставаться «в тренде» и знать современные фильмы или аниме. У него должны быть время и силы еще и на свои интересы.
Поэтому говорить про деградацию детей точно не стоит. Да, они порой не знают элементарных вещей, но при этом могут рассказать, из чего состоит двигатель или компьютер. Помните, еще у Конан Дойла его знаменитый персонаж Шерлок Холмс говорил, что «человеческий мозг - пустой чердак, куда можно набить все, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И, наконец, наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнешь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я делаю по-другому. В моем чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно». Вот и современные дети следуют совету Шерлока Холмса. В их мозгу только та информация, которая им нужна.

Эльвира Асылгузина, педагог дополнительного образования Центра технического творчества «Гефест»:

- Дети, да и взрослые, все больше и больше времени проводят в гаджетах, это связано с высокой цифровизацией. Так пропадает необходимость «живого» общения, самореализации в рисовании, музыке, декоративно-прикладном искусстве. Если в школе и в различных кружках дети еще взаимодействуют друг с другом и с педагогами, то в свободное от учебы время ребенок полностью погружается в Сеть. Без гаджета ему становится сложно себя занять, он не может найти решение без помощников-поисковиков. Могу сказать, что удерживать внимание в процессе занятия становится сложнее, т. к. цифровой мир отличается от реального изобилием ярких образов, колоссальным количеством информации и манерой общения в соцсетях. Дети легко ориентируются в цифровом пространстве, они умеют находить источник, где есть информация, но работать с ней не умеют. Им сложно самостоятельно делать какие-то выводы и принимать решения, анализировать. У многих ребят нынешнего поколения отсутствует пространственное и логическое мышление. Детям необходимо «живое» общение. Игры, яркие эмоции, физическая активность, творческая самореализация - это главные факторы для воспитания креативной, физически и умственно здоровой, умеющей мыслить личности.
В становлении человека большую роль играет семья. Чем больше родители заинтересованы в здоровом развитии своего ребенка, тем больше он готов взаимодействовать с окружающим миром. 

Оксана Плотникова, заведующая детским садом № 84:

- Действительно, в условиях глобальной цифровизации общества появились новые формы зависимостей, которые могут влиять на поведение детей. Нам определенно есть о чем задуматься. Бесконтрольное использование гаджета наблюдается даже у дошкольников. Чем раньше ребенок получает компьютер или смартфон, тем выше риск формирования у него цифровой зависимости. Очень важно, чтобы мир исследовался физически, а не виртуально. 
Сегодня интерес детей к виртуальному огромен. Понимая это, мы создали программу Kidsmart, которая переводит процесс общения с компьютером в нужное русло. С ее помощью мы знакомим детей с понятиями пространства и времени, помогаем узнать названия континентов, океанов, учим составлять карты и различать направления, развиваем творческие способности.
Дети пока не умеют осознанно, с пользой использовать интернет-ресурс. В основном - это бесполезный, примитивный контент, который формирует мировоззрение, привычки, поведение.
Очень важно применять компьютер только как дополнительное средство развития и обучения. Он никогда не заменит развивающую значимость таких традиционных видов деятельности дошкольника, как игра и экспериментирование. И конечно, нас спасет живое общение. Когда родители не могут или не хотят общаться с ребенком, то он уходит в виртуальный мир, где находит подмену настоящей жизни.

Светлана ЯНОВА, Альфия ИБРАГИМОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости