ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Право - в цифре
Центр управления республикой стал площадкой проведения Общероссийского юриди...

Белые ангелы
Медики отметили свой профессиональный праздник парадом по центру Уфы.
650 ...

Свеча памяти
В Уфе прошли мероприятия, посвященные 80-летию начала Великой Отечественной вой...

Миссия - культура



     №7 (236)
     Июль 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

Удобные, но опасные


Первый сервис проката с 70 электросамокатами появился в Уфе в конце мая прошлого года. Сейчас их количество у сдающих в аренду фирм достигает 2000, увеличившись почти в 30 раз. При всех своих плюсах электросамокаты нередко представляют не только неудобство, но и опасность для пешеходов, а их водители все чаще попадают в ДТП. Эта весьма непростая проблема возникла  практически во всех крупных городах нашей страны. Ее решение лежит в двух аспектах. Первый - создание эффективных правил, обеспечивающих безопасное использование средств индивидуальной мобильности, к которым кроме электросамокатов также относятся моноколеса, гироскутеры и подобные им устройства. Второй аспект связан с развитием необходимой дорожной инфраструктуры.

Согласно существующим правилам, люди, передвигающиеся на самокатах и подобных им средствах индивидуальной мобильности (СИМ), относятся к категории пешеходов. Это не представляло проблемы, пока устройство приводилось в действие только силой ног и было скорее аксессуаром детского досуга. Но запуск в производство мощных аккумуляторов и компактных электродвигателей превратил его в полноценное транспортное средство, способное на одной зарядке проезжать десятки километров и разгоняться до средней скорости автомобилей. Столкновение такого электротранспорта с пешеходом может привести к серьезным последствиям. Он также все чаще попадает и в ДТП, что может иметь еще более тяжелый итог. С учетом относительной дешевизны и быстрого развития доступных арендных сервисов миниатюрный электротранспорт очень быстро, буквально за год, превратился в большую проблему крупных городов. 
– Количество прокатных самокатов в Уфе резко выросло и приближается к двум тысячам, личных тоже немало, - отметил председатель Госсобрания - Курултая РБ Константин Толкачев. - Местами в Уфе в хорошую погоду творится настоящая вакханалия. Прокатчики устраивают стихийные стоянки и перегораживают тротуары, самокаты лавируют между пешеходами на тротуарах и выезжают на проезжую часть, создавая угрозу ДТП. 
По данным ГИБДД, с начала года в Башкирии произошло уже 11 таких ДТП, в которых получили травмы 11 человек, в том числе 4 ребенка. На пешеходных переходах зарегистрировано 4 происшествия, столько же – во дворах, два — на тротуарах и велодорожках. 
Основные причины: внезапный выезд на проезжую часть и движение по ней. Фактическое число происшествий с самокатами значительно больше, поскольку в качестве ДТП фиксируются только столкновения с автомобилями. В случае столкновений самокатов друг с другом или если водитель этого транспортного средства, с юридической точки зрения считающийся пешеходом, наезжает на человека, возникает только гражданско-правовая ответственность. Многие пострадавшие в таких происшествиях лечатся дома или обращаются в травмпункты, статистики по которым у дорожной полиции нет. 

Нарушая запреты

Согласно правилам действующих в Уфе кикшеринговых компаний, на арендуемых самокатах запрещается ездить вдвоем, лицам моложе 18 лет, а также в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Запрещен выезд на автодороги, кроме их пересечения по пешеходному переходу пешком. Однако фактически эти правила часто не соблюдаются. Самокатами нередко пользуются дети, ничто не мешает взять их в аренду нетрезвому или психически нездоровому человеку. Все это создает реальную угрозу жизни и здоровью как самих пользователей новых средств индивидуальной мобильности, так и других людей. 
Глубину проблемы показала недавняя спецоперация «Электросамокат», в ходе которой полиция в течение трех дней выявляла тех, кто нарушал правила и пренебрегал своей безопасностью и пешеходов. Передвигающиеся на самокатах несут ответственность за нарушение ПДД как пешеходы и могут получить штраф в 500 рублей. Во время рейда в Уфе за нарушения правил было оштрафовано около 100 человек, в основном подростков. Некоторые из них были в состоянии алкогольного опьянения. Но, как признаются сотрудники полиции, далеко не всех нарушителей удалось задержать. Пользуясь быстротой и маневренностью своего транспортного средства, они часто скрывались от полицейских.
На основе полученного опыта Госавтоинспекция сформулировала свои предложения по решению проблемы. Главное касается скорости. Максимально возможный разгон сдаваемых в аренду электросамокатов задается бортовым контроллером и составляет до 25 километров в час, что при столкновениях с автомобилем или человеком может привести к тяжелым последствиям. 
- Мы предлагаем ограничить максимальную скорость 10 километрами в час, - заявил замначальника управления ГИБДД по РБ Эльвир Сагитов. - Эта мера должна значительно уменьшить возможность получения травм при столкновениях с пешеходами и снизить риск оказаться под колесами автомобилей. 
Среди других предложений – обязать водителей электросамокатов ездить только по велодорожкам и ввести ограничения на саму возможность использовать этот вид транспорта вне специально отведенных маршрутов и зон. 

В режиме диалога

Первое, что было сделано в Уфе для решения проблемы безопасного использования средств индивидуальной мобильности – диалог со сдающими их в аренду кикшеринговыми компаниями. Арендные самокаты оснащены системами, позволяющими ограничивать их максимальную скорость и границу зоны использования согласно требованиям местных властей. Подобный положительный опыт уже имеется в Санкт-Петербурге, Москве и целом ряде других городов.
Власти столицы республики в начале июня договорились с представителями всех действующих в Уфе компаний кикшеринга ограничить скорость электросамокатов и гироскутеров в определенных местах. В частности, ограничения скоростных режимов действуют на проспекте Октября, улицах Ленина, Заки Валиди и новой набережной Белой. 
- Существует техническая возможность с помощью GPS-трекинга ограничивать скорость электросамокатов в определенных зонах, - пояснил заместитель председателя Госсобрания - Курултая РБ Рустам Ишмухаметов. - Настройка минимально допустимого веса человека отчасти решит проблему использования электросамокатов детьми. Штрафы за оставление СИМов в произвольных местах со временем помогут навести порядок на тротуарах. От самих компаний кикшеринга поступило предложение установить квоты по количеству электросамокатов на каждого оператора, чтобы хаос не создавался избыточностью. Но эти и другие частные вопросы участники рынка будут уже прорабатывать совместно в рамках соглашения.  
Сейчас власти на уровне города и республики ведут с представителями кикшеринга конструктивный диалог.
- Очевидно, что предпринимателям тоже мешает неопределенность, - отметил Константин Толкачев. - Они ждут установления правил игры, чтобы на их основе выстроить бизнес-модель и избавиться от имиджа злодеев. В поиске решений заинтересованы все. В ближайшее время администрация Уфы сформирует межведомственную комиссию с привлечением компаний по аренде самокатов. Заинтересованные стороны заключат соглашение и будут совместно работать над повышением безопасности всех участников дорожного движения с учетом интересов граждан и бизнеса. 

Законные основания

Работа с кикшеринговыми фирмами решает, но только часть важной проблемы. Ведь у многих уфимцев есть личные электросамокаты, и их число будет только расти. Здесь требуются более широкие регламентирующие меры, прежде всего коррекция законодательства.
На федеральном уровне Минтранс России  уже больше года разрабатывает изменения правил дорожного движения. Они предполагают закрепление самого понятия средства индивидуальной мобильности, возрастного ценза на использование такого транспорта, обязанностей тех, кто им управляет, скоростные режимы. Документ обсуждался в Госдуме, правительстве России, Общественной палате. К нему вносилась масса поправок, но окончательного решения нет до сих пор. Анонсировано, что принятие закона ожидается в течение ближайших двух месяцев, но как будет в действительности, не известно. 
Работая на опережение, в Башкирии предлагается установить ряд ограничений по использованию средств индивидуальной мобильности. Такой законопроект, принятый в первом чтении Госсобранием - Курултаем РБ, предполагает ограничение скорости передвижения на электросамокатах и других СИМах в населенных пунктах до 10 километров в час. Их не должны использовать дети до 14 лет, за исключением катания в рекреационных зонах под присмотром родителей. Одним электросамокатом не должны пользоваться два и более человека. Для безопасности планируется ввести использование защитных шлемов, а в темное время суток – светоотражающей одежды. Также предлагается установить административную ответственность за нарушение требований безопасности. Штрафы должны составить от одной до двух тысяч рублей, а за повторное нарушение – от трех тысяч до четырех тысяч.
Список планируемых к введению ограничений не окончательный, законопроект будет дорабатываться с участием профильных специалистов и всех заинтересованных сторон, однако его необходимость в целом не вызывает сомнений. 
- Работа над законопроектом будет продолжена, – прокомментировал Константин Толкачев. – Возможно, в законе не стоит прописывать конкретные скоростные ограничения, это право можно делегировать муниципалитетам. Регулировать скоростной режим на уровне отдельных городов и районов, с учетом имеющейся инфраструктуры и интенсивности движения, возможно, более эффективно. Исходя из такой детальной карты, кикшеринговые компании смогут изменить настройки самокатов, и их скорость на определенных участках будет снижаться автоматически.

Инфраструктурная составляющая

Несмотря на комплекс серьезных проблем, электросамокаты и подобные им изобретения последних лет – это дешевые, экологически чистые и, главное, очень удобные средства передвижения. Хотим мы этого или нет, спрос на них будет только расти. А значит, нужно определить их место в городской среде и создавать необходимую инфраструктуру. 
Многие вопросы можно решить даже на муниципальном уровне. Например, путем изменения правил благоустройства, установки дорожных знаков, искусственных сооружений. У муниципалитетов здесь достаточно полномочий даже без республиканского закона. Основная задача сейчас – разделить автомобильный, пешеходный и самокатный потоки, чтобы они не пересекались. Тогда травм и несчастных случаев будет значительно меньше. В дальнейшем же нужно целенаправленно развивать в городах инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности. 
- За один день мы не приспособим Уфу к безопасному и комфортному использованию подобного транспорта, - считает Рустам Ишмухаметов. - Но начать такую работу можно уже в этом году, взяв за основу имеющуюся сеть велодорожек. Да, она у нас не закольцована и во многих местах обозначена только с помощью разметки. Но можно по примеру зарубежного опыта установить ограждения. А также расширить и замкнуть эту сеть, ведь ширина тротуаров многих уфимских улиц это вполне позволяет. Получить дополнительные средства на такие работы можно уже сейчас. Например, в рамках федеральных проектов «Безопасные качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды». 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости