ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Нефть - как символ
Глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с руководителями малых нефтяных ...

Чей лед победил?
Определились победители новогоднего конкурса «Уфа праздничная» на лучшее офо...

Школа Монсона
Именитый боец смешанных единоборств из США Джефф Монсон открыл в Уфе школу по д...

Мы в «ЮНЕСКО»
Уфа может войти в «Сеть творческих городов» ЮНЕСКО.
Это поможет сделать г...

Мустай для всех
Книга «100 стихотворений» Мустая Карима,  по мнению Ассоциации книгоиздателе...

Обновление Русдрама
Русский драмтеатр ждет масштабная реконструкция.



     №2 (231)
     Февраль 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Прекрасная целесообразность


«Визитной карточкой» Черниковки были и остаются две восьмиэтажки и бульвар перед ними. Но имя человека, который 70 лет назад первым представил, каким станет это место в будущем, до последнего времени было узнать не так просто. В далёком уголке Южного кладбища спит вечным сном заслуженный строитель РСФСР, кавалер шести правительственных наград, бывший главный архитектор Черниковска Маргарита Николаевна Куприянова (18.08.1918 – 03.01.2003).

Город-загадка
Да
вным-давно была у меня мечта, сегодня кажущаяся просто смешной: попасть в далёкий и таинственный Черниковск. Уже и троллейбусы запросто доезжали до тамошней станции «Бензин», и бело-голубые микроавтобусы-маршрутки долетали до Соцгорода за какие-то 20-30 минут (эх, были же времена!). Однажды я плыл на теплоходе по Белой на экскурсию в Красный Яр. А по правую сторону над обрывом стояли, упираясь в небо, трубы и пылали газовые факелы. Именно в тот день я понял, что и загадочная Черниковка – часть того же города на горе, плоть от плоти Уфы.
А став студентом Нефтяного института, познакомился с Черниковкой гораздо ближе: шикарные дома на Первомайской, Калинина, Архитектурной, фонтанчики во дворах, ну и, конечно же, нефтеперерабатывающие заводы. Во время переписи населения 1979 года мне пришлось немало походить и по улицам Ново-Александровки. Там я впервые услышал широко распространённое в обиходе название посёлка – «Пятый лагерь». Мне, привыкшему связывать лагеря с пионерским летом и прочими прелестями детства, и в голову не могло прийти, что когда-то на месте посёлка стояли бараки, торчали вышки с вертухаями. Славился такими сооружениями и район трамвайного кольца на нынешней улице Шумавцова. Лагеря поставляли «строителей» на стройки Гулага. Знающие люди утверждают, что практически все черниковские объекты в 1930-1940-е годы строили заключённые. 
Конечно, сведения о том, что одной из таких заключённых была знаменитая Лидия Андреевна Русланова, больше походят на легенду. Вряд ли «гостил» (не по своей воле, конечно) в Черниковске автор и исполнитель почти 300 песен Вадим Козин. Но что за город без легенд!
«Почему город?» – удивятся те, кто помоложе. Да, был такой город – Черниковск! Почти двенадцать лет…
Сегодня устоялось мнение, что деревня Черниковка принадлежала служилому человеку Ивану Черникову, прибывшему в наш край из Москвы и получившему взамен государева жалования земельный надел под пашню. Однако в качестве даты основания деревни называют и 1607-й, и 1615-й, и даже середину XVI века. Город же, которому она дала название, вобрал в себя уже десятки селений.
16 сентября 1928 года у деревни Черниковка, в 12 км от Уфы, состоялась закладка Центральной электрической станции (ЦЭС), которая в перспективе должна была обеспечивать энергией сеть промышленных предприятий: фанерную, бумажную и спичечную фабрики. 
15 июля 1931 года, когда ЦЭС уже готовилась к пуску, политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о строительстве в Уфе моторного завода. Место для него выбрали у старинного села Богородского, которое появилось ещё в 1604 году. Сначала оно было известно как Новая слобода, затем стало называться Кадомцево – по имени владельца первопоселенца, кому наряду с другими здесь даровали земли (предка известных братьев-революционеров). В XVII веке в связи с явлением близ села чудотворной иконы Божией Матери оно стало именоваться Богородским. А с началом возведения завода превратилось в посёлок Моторный, проект застройки которого разрабатывался Ленинградским институтом научной организации строительства – ЛИНОРС. От этой аббревиатуры и пошло ещё одно название посёлка, используемое в разговорной речи и поныне, – Инорс. 
Ежедневно на площадку нового завода поступало до 300 вагонов строительных материалов. Катастрофически не хватало продуктов, но объекту придавалось такое большое значение, что Анастас Микоян, побывавший тогда здесь, пообещал повысить продовольственный паёк на 200 граммов хлеба в день. В подсобном хозяйстве выращивали овощи, пшеницу, гречиху, а на месте нынешней улицы Первомайской были выделены участки под картошку.
И ещё одним грандиозным проектом отмечены те времена: в связи с открытием и разработкой Ишимбайского месторождения решено было возвести большое предприятие по переработке нефти (крекинг-завод) у деревень Дежнёво и Воробьёвка. Продукцией его в первую очередь должен был стать бензин для быстроразвивающейся авиации страны. Строительство первой очереди велось в 1935-1939 годы. Перед Великой Отечественной войной готовилась к сдаче уже четвёртая очередь, так что для студентов и преподавателей эвакуированного в Уфу Московского нефтяного института имени И.М. Губкина была готова солидная производственная база.
В июле 1936 года БашЦИК включил территорию Черниковского поселкового совета вместе со строящимися моторным и крекинг-заводами в состав Уфы. И уже при разработке проекта первой очереди трамвайной линии было предусмотрено, что вторая очередь будет вести в сторону Черниковки. В том же 1936-м Моторный был пущен – стали выпускать двигатели для комбайнов. А с конца 1940 года при участии специалистов из Рыбинска производство было перепрофилировано: война с Германией стала неизбежной и стране более нужными стали авиационные моторы. 
А в 1941 году в цехах разместилось оборудование эвакуированных предприятий – Верхневолжского моторного из Рыбинска, заводов Ленинграда и Москвы. Выпускаемые двигатели М-105 устанавливались на истребителях Як-1. Пикирующих бомбардировщиков Пе-2, оснащённых этими же двигателями, в годы войны было выпущено более 11 тысяч. А в 1946 году освоили производство реактивных авиадвигателей: «сердца» реактивных Як-15 и Ла-150, как и легендарного МиГ-15, тоже родом из Черниковска.
Идея города – спутника Уфы появилась после визита М.И. Калинина. Во время посещения цехов «всесоюзный староста» узнал, что многие рабочие из окрестных деревень ночевали прямо в цехах в связи с тем, что не могли каждый день возвращаться домой. 5 декабря 1944 года «для приближения руководства к огромному строительству» Сталинский район Уфы преобразовали в Черниковск. 
Через четыре года был разработан и утверждён генеральный план его застройки.
После первых побед появились лагеря для военнопленных. Прибытие последних совпало с началом массовой застройки Черниковска. До сих пор старожилы вспоминают, что кинотеатр «Победа» строили педантичные немцы. Лагерь для военнопленных был ликвидирован в 1953 году. А 24 июля 1956 года название Черниковск исчезло с карт: города вновь объединились.

Первый краевед
Много лет прошло с того дня, как я познакомился с Георгием Дударем. Он преподавал геологию, геодезию и черчение в автодорожном техникуме. Когда в начале 60-х Георгий Леонидович получил квартиру на улице Первомайской, существовавший до того времени лишь в разговорах да на страницах газет почти неизвестный для него город стал вдруг своим. Он сразу же обратил внимание на то, что таблички с обозначением улиц на домах висят новенькие. Объяснение нашлось быстро: при присоединении Черниковска к Уфе в июле 1956 году многие названия стали бы дублироваться, а потому почти все улицы бывшего Черниковска были переименованы. Так вот и получилось, что всего через пять месяцев после нашумевшего доклада Никиты Хрущёва «О культе личности и его последствиях», имя Сталина исчезло с одной из черниковских улиц.
Позже (в 1957-м) с домов сняли таблички с именами Молотова (Кольцевая), Маленкова (Спартака), Кагановича (Коммунаров), Ворошилова (Кремлёвская). Было это подано под тем соусом, что негоже называть какие-то объекты именами «ныне живущих» людей. По указанию из центра даже улица, носившая имя самого Хрущёва, в 1957 году стала 40-летия Октября. А вот черниковская «однофамилица» Максима Горького не добавила забот коммунальным службам: в сравнении со староуфимской улицей (ныне Сочинской) градоначальникам она показалась более достойной имени пролетарского писателя. 
Но и это ещё не всё: в 1961-м была переименована улица Коммунистическая. «Ну уж это ни в какие ворота», – возмутятся и не поверят те, кто застал те времена. Тем не менее, например, наш известный фотограф Анатолий Михайлович Виноградов получил квартиру на Коммунистической, а позже в одночасье стал жителем улицы Космонавтов. Всё просто: по директиве ЦК в начале ноября 61-го все улицы страны, носившие имя Сталина, стали Коммунистическими. Чтобы не отходить от «линии партии», городские власти назвали так улицу в старом центре, а черниковская Коммунистическая получила название в честь Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. Кстати, вопреки постановлению 1957 года о «ныне живущих».
…Как-то во время одной из встреч за праздничным столом давняя знакомая Дударя (они были одноклассниками) Маргарита Николаевна Куприянова заметила: «Ты всё с древностью возишься, а у тебя сегодняшняя история из рук ускользает – кто же летописью Черниковска будет заниматься? А ведь он уже при нас появился». 
Довольно быстро Георгий Леонидович собрал весь список старых и новых названий черниковских улиц. Но когда его любопытство коснулось других топонимов – Курочкина гора, Шугуровка, Каловка, Тимашево, Мельничное озеро, ответов он найти сразу не смог. Ясно было только, что все они происходили от фамилий давнишних владельцев угодий. В Георгии Леонидовиче проснулся азарт исследователя, он понял, что является первопроходцем совершенно незатронутой части истории Уфы. 
Подчинилась ему лишь «Шакша» – Дударь выяснил, что у башкир, называвших её так, она почему-то ассоциировалась с грязным, отхожим местом. Неспроста, думал Дударь, довольно потирая руки, в старину эту станцию на картах чаще отмечали как Ураково – опять же по имени бывшего владельца. Позже Дударь выяснил, что название Каловка пошло от фамилии дворян Каловских, владельцев плодородных земель по реке Шугуровке (Урьяде) и озеру Мельничному. Имя речке же «дал» князь Шугуров. И настолько чистой была она прежде, что до 40-х годов в ней водилась форель. От мельниц, стоявших некогда в конце речки, при впадении её в озеро, появилось название Мельничное.

Построить и отстоять
Б.Л. Попов, живший с Куприяновой в одном дворе на Пушкинской, подчёркивал, что с молодых лет она всегда была лидером, её уважали, к ней тянулись. 3-я уфимская школа, которую в 1936 году закончила Куприянова, подарила ей много друзей на всю её долгую жизнь и… прозвище «тигра». 
Перед самой войной Маргарита Николаевна окончила архитектурно-строительное отделение Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). В 48-м она становится главным архитектором недавно образованного Черниковска. Её достаточно резкое мнение о городе тех лет обнаружил Юрий Ерофеев: «Малоэтажные дома, заняв всю территорию, отведённую для них, распространились даже на места, не предусмотренные под жилищную застройку. В зонах, не подлежащих застройке, возникли три посёлка: Ново-Александровка, Аварийный и Док… Город до сих пор представляет собой сеть разрозненных посёлков». 
Должно быть, именно тогда у неё и её коллег уже родилась идея стержневой улицы, проходящей через весь город. Улицы с ярко выраженными доминантами, которыми впоследствии и стали восьмиэтажки. Центральная часть этой улицы, получившей, разумеется, имя Сталина, была обозначена Куприяновой на почти свободном от построек месте. Поэтому можно было планировать геометрически правильный – социалистический, как тогда любили говорить, город. 
Когда строилась вторая восьмиэтажка и Дворец культуры имени Орджоникидзе, вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Нашлось немало людей, советовавших Куприяновой умерить аппетиты. Чего ей стоило отстоять эти два объекта, представить нетрудно. От чего-то пришлось отказаться, но главный отрезок нынешней Первомайской улицы Маргарита Николаевна смогла отстоять. И сегодня сразу бросается в глаза, как в разных местах меняется архитектура улицы: от «сталинского ампира» у восьмиэтажек до серых домов периода борьбы с «излишествами» в начале улицы, у парка Победы, или тоскливо безликих «хрущёвок» в районе улицы Свободы и у ДК машиностроителей.
Уже будучи начальником отдела по делам архитектуры города, Маргарита Николаевна принципиально оставалась сторонницей «прекрасной целесообразности»: она считала, что удобства не должны противопоставляться красоте, иначе получится большая серая и неуютная деревня из каменных глыб. Боевой характер Куприяновой, доставшийся ей от отца, инженера-железнодорожника, не давал покоя никому: рассказывают, что сам М.З. Шакиров перед началом совещания или конференции просил её не выступать. А она всё равно выходила на трибуну, если того требовали интересы дела. Врач 
Л.М. Морозова, присутствовавшая на одном из таких собраний, вспоминала, что говорила Куприянова «красиво и объективно, не боясь никого и ничего». 
…После смерти родителей Маргарита Николаевна осталась одна в большой квартире на улице Цюрупы. А она не могла жить без общения, без окружения. И собирались к ней на знаменитые куприяновские застолья по случаю дня рождения отца, матери, её собственного давние друзья и одноклассники – Н.С. Ездакова, М.П. Якин, Б.Л. Попов, В.П. Горбунов. Старели и уходили в мир иной её милые друзья, но традиции встреч не прекращались. 
Бывал у Куприяновой и Г.Л. Дударь с супругой Людмилой Александровной – тоже бывшей одноклассницей. Уже живя на Первомайской, он стал работать учителем 52-й школы (обратите внимание – все школы бывшего Черниковска имеют номера больше 50: при объединении городов к их номерам просто добавили полсотни). Параллельно Георгий Леонидович занимался с детьми в детском подростковом клубе «Ракета», где вместе с ребятами создал музей города Уфы.

Однажды, дело было ещё в середине 1950-х, Маргарита Николаевна дала команду озеленить косогор над Белой. И получила за это выговор от руководства. Никто теперь уже про тот давний эпизод и не вспомнит, но долго ещё покрытые нежной зеленью майские берёзы в парке Победы будут оставаться живым памятником женщине, главным в жизни которой были вовсе не твёрдая воля и уверенность в себе, а способность понимать красоту. И умение самой творить её.

Анатолий ЧеЧуха








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости