ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Центр №1
Глава Башкортостана Радий Хабиров посетил Ситуационный антиковидный центр, со...

Деньги из Москвы
Башкирия получит из федеральной казны 15,6 млрд рублей до 2025 года на модернизаци...

Последний шанс
Радий Хабиров раскритиковал министра транспорта и дорожного хозяйства респуб...

Получили мастер-класс
Фестиваль классической музыки «Дети - детям» собрал 60 одаренных юных музыканто...

Сбережем артефакты
Сотрудники Башкультнаследия проверили старинный курган на месте застройки по ...

В числе лучших
В лонг-лист «Золотой маски» попали спектакли трех театров республики.
Сам...

Живая книга
В Национальной библиотеке им. А.-З. Валиди состоялась презентация проекта «Жива...

Окунулись в «Волжскую сказку»
В Чебоксарах на Межрегиональном фестивале национальных ТЮЗов и молодежных теа...

Все на каток!
Во всех семи районах Уфы уже залиты катки и хоккейные коробки. На стадионе «Стр...

Россыпь наград



     №12 (229)
     Декабрь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Найти своего Аксала


В Национальном молодежном театре РБ прошла премьера спектакля «Белое чудо» по мотивам рассказов народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Белое чудо» и «Ашкадар». 

Поставил его заслуженный деятель искусств России, Калмыкии и Азербайджана Борис Манджиев.
- Я впервые так основательно погрузился в творчество Мустая Карима, - говорит он. – Это неисчерпаемый источник вдохновения, из которого невозможно напиться. Произведения писателя, написанные в застойные годы страны советов, сегодня получают новое звучание. В них заложена не столько идеологическая, сколько человеческая мысль. Это мощный заряд на долгие годы, ответы на вопросы, которые ставятся уже в XXI веке. В «Белом чуде» мы услышали их, что, несомненно, говорит о большом мастере литературы.
История дружбы коня Аксала и мальчика Мустафы, рассказанная языком театра, стала еще одним шагом вперед в осмыслении творческого наследия Мустая Карима. И в этом большая заслуга автора пьесы, сценариста Михаила Башкирова. Соединить пасторальную историю с темой коллективизации – непростая задача. Но она позволяет ответить на вопрос, почему коня сдали в колхоз, исследовать агрессивное время 30-х годов прошлого столетия. 
- Рассказы мы окунули в историческую атмосферу и получилась драма, - продолжает Борис Наминович. – Маленький Мустафа против идеологической системы,  которая, как бульдозер,  надвигается на него, но он не ломается, а спасает коня. Это собирательное произведение, но при этом чистая параллель с сегодняшним днем. Молодой зритель, не зная того времени,  должен почувствовать, как жили страна и люди. Я видел в зале молодежь, которая очень правильно считывала наши посылы – человек должен оставаться человеком в любой ситуации. 
Авторы сделали коня говорящим, его устами Мустафа ведет внутренний монолог с самим собой, внутри мальчика зарождается сомнение, правильно ли он поступает или нет. По сути, природа учит его гуманному отношению к миру. Белый конь - символ совести, которая предстает в виде белоснежного Аксала, гордого, неподкупного, остающегося верным себе до конца. 
- Спектакль «Белое чудо» - новый взгляд на творчество Мустая Карима. Быть может, он кому-то придется не по душе, а для кого-то станет открытием, - считает драматург Зухра Буракаева, автор адаптации и перевода пьесы на башкирский язык. - Мы привыкли к глубокой философии, пронзительной лирике произведений Мустафы Сафича. Я прежде всего восхищена работой Михаила Башкирова. Он сумел совершенно иначе осмыслить образы в рассказе. Быть может, высказать ту боль и горечь, которую не хотел высказать Мустафа Сафич – он был мудрым и добрым. Но боль не ушла, он носил ее всю долгую жизнь и только годы и годы спустя написал свое воспоминание о белом коне Аксале… Невысказанное о чувствах мальчика Мустафы и его времени почувствовал молодой драматург, хорошо знающий законы современного театра. Добавил свое видение и понимание времени коллективизации, где одна трагедия тянула за собой другую, и личное обязано было стать общественным. А уже работа Бориса Манджиева придала драматургическому материалу новые грани, новые смыслы – и вот в репертуаре Молодежного театра появился настолько неоднозначный, смелый, яркий спектакль, который уже стал подарком как для зрителей, так и для всей творческой команды. Уверена, что у постановки будет большая фестивальная и успешная зрительская судьба.
С мнением драматурга согласен и лауреат Государственной республиканской молодежной премии 
им. Ш. Бабича, исполнитель роли Мустафы Рамзиль Сальманов.
 - Я играл во всех спектаклях по произведениям Мустафы Сафича, но эта постановка особенная, - говорит он.  – Режиссер – человек с другим менталитетом, тем интереснее наблюдать со стороны. В спектакле звучат ассоциации с сегодняшним днем, когда человек бездумно вмешивается в природу. Конь, которого перекрашивают в красный цвет, символ кровожадности власти. Но в то же время навязывание человеку чуждой ему природы  гораздо шире всей идеологической подоплеки.
Актер Салават Юлдашбаев сыграл в спектакле Аксала: 
- Давно мечтал поработать с таким мастером, как Манджиев. Когда есть доверие к режиссеру, его концепции, то успех обеспечен. Что же это за время, где животное учит людей человеческому? Конец моего героя печален, но он остается верен себе до конца.
Для режиссера Булата Юсупова, присутствовавшего на спектакле в качестве зрителя, он стал некой эмоциональной вакциной, которая так необходима сегодня.  
- Спектакль задает важный вопрос. Живет ли в нас надежда в образе белого коня, которого не смогли спасти Мустафа и жители деревни? Коня Аксала, который учил нас – людей, человеческому. И я тоже, в темноте зрительного зала, как и герои пьесы – мысленно искал своего коня Аксала. Что с моим конем сейчас? Замученный в колхозных полях, как в пьесе? Или забит кнутом? Или все-таки жив, свободен и полон сил?!
И мы тихо радуемся за Мустафу, за его будущее, за его жеребенка. Он точно не забьет его плетью! Научит его ходить, быть вольным и не бояться нас - людей. Людей, у которых есть еще шанс! Авторы спектакля нам этот шанс подарили!
Свою оценку новой постановки дала и дочь классика башкирской литературы, директор фонда имени Мустая Карима Альфия Каримова:
- Мы рады, что в такое непростое время состоялось яркое культурное событие, которое, безусловно, внесет свой вклад в историю Молодежного театра и в историю современного российского театрального искусства. Уверены, что для актёров башкирской труппы работа с таким мастером сцены – режиссёром постановки, заслуженным деятелем Российской Федерации, Калмыкии и Азербайджана, лауреатом многочисленных театральных фестивалей Борисом Манджиевым стала неповторимым опытом. Поздравляем с творческой удачей постановочную группу, актеров башкирской труппы и руководство театра, благодарим за праздник искусства и праздник Слова Мустая Карима.

Светлана ЯНОВА.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости