ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Первой подземке – быть!
На Восточном выезде из Уфы к концу года будет пробит автодорожный тоннель. В пл...

Сертификат за башкирский
Радий Хабиров предложил ввести сертификат, подтверждающий знание башкирского ...

Свое Сколково
Дом инновационного предпринимательства «Фабрика будущего», который располага...

Бюджет для граждан
Уфа второй год подряд становится победителем в республиканском конкурсе «Лучш...

Принимай, Уфа!
В 2021 году в столице республики состоится финал всероссийского чемпионата WorldSkil...

Дождь – не беда
Проводятся работы по расширению ливневой канализации при реконструкции дорог....

Восстановили инвесторы
Завершилась реставрация объекта культурного наследия «Дом Юдаевых», располож...

Сняли фильм школьники
В кинотеатре «Родина» состоялся премьерный показ картины «Песня ветра», снято...

Покажите детям!
200 картин из 45 музеев страны попали на всероссийскую выставку «Память поколени...

В команде Сукачева



     №10 (227)
     Октябрь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

По следам «Первой Республики»


Про фильм с этим названием я узнала из соцсетей, когда знакомая выложила фотографию со съемок с комментарием, что и она оставила в нем небольшой след, чем меня очень заинтересовала.


Когда получила задание от редакции пройтись по местам съемок, пришлось по-другому посмотреть фильм. Отметив, на какие моменты акцентировать внимание, я созвонилась с главным историком фильма, соавтором сценария Гульсясяк Саламатовой.
- В двух словах все эту эпопею не рассказать, давайте встретимся, пройдемся по основным местам съемок, заодно все покажу, - предложила она.
Гульсясяк Давлетбаевна по образованию филолог, имеет ученую степень кандидата наук, доцент. Преподает башкирский язык, литературу, фольклор в институте искусств с 2002 года. До этого у нее уже был опыт работы в кинематографе - вместе с Тансулпан Бабичевой писала сценарий к фильму «Бабич». Идея создания «Первой Республики» родилась еще в 2012 году, и с тех пор она много работала в архивах, библиотеке, общалась с потомками героев фильма, ездила в Казань к Нинель Юлтыевой за воспоминаниями…

Библиотека вместо института
- Хотя здесь мы и не снимали, но решила начать наш «поход» именно отсюда, где разворачивалось основное действие фильма, - объяснила Гульсясяк-ханум, когда мы подошли к зданию Министерства сельского хозяйства, где в советский период размещалось все правительство. 
Как известно, фильм о деятелях культуры начала века и о том, какая участь их постигла. Именно в этом здании 15 марта 1934 года состоялся I съезд писателей республики, был создан Союз, также располагался Совнарком. Герои фильма работали, считая это здание вторым домом. Именно здесь находился институт Национальной культуры, который не раз фигурирует в фильме.
Но все же было принято решение снимать в другом месте - в третьем корпусе нынешнего здания Национальной библиотеки имени Заки Валиди. Это объяснялось многими причинами, главная из них - несоответствие современности: в Минсельхозе несколько лет назад произвели капитальный ремонт, в ходе которого претерпели изменения кабинеты, в которых сейчас расположены канцелярии и офисы. К тому же там, где с утра до вечера кипит работа, остановить процесс никто не позволил бы. А съемка даже в несколько минут в небольшом кабинете может занять весь рабочий день, а в процесс вовлечены около полусотни человек и не меньше техники. В библиотеке же, где летом не так многолюдно, удалось по фотографиям воссоздать кабинеты писателей, залы, где проходили собрания и заседания башкирских литераторов.
Зайдя сюда, действительно вживаешься в прошлое - стены, шкафы, полки с книгами и без особой бутафории напоминают начало прошлого столетия. И даже сама атмосфера библиотеки как бы переносит нас в те дни…
- Вот здесь сидели Хадия Давлетшина, Даут Юлтый, Тухват Янаби, Булат Ишемгулов, а там стояла трибуна, с которой звучали голоса писателей, которые представят нашу республику на Всесоюзном съезде, - рассказывает мой экускурсовод, заходя в читальный зал, что расположен в кабинете № 9. Сейчас здесь проходит персональная выставка художника Лианы Мкртчян. 
По соседству воссоздали кабинет Абдуллы Амантая, где идет выставка живописи и декоративно-прикладного искусства «Шелковый блюз» Ирины Наземцевой. Здесь же расположен лингафонный зал, куда могут прийти любители послушать старинную музыку или помузицировать.

Место встречи - «Кровавый пленум»
Далее мы направляемся к Национальному музею. 
- А здесь Нинель обращается к Афзалу Тагирову за помощью после того, как на перроне, прямо у нее на глазах арестовали ее мать? - уточняю я, вспомнив кадры, вызвавшие слезы на глазах во время просмотра фильма.
- Да-да, а кроме того, в начале фильма мы видим на кадрах эти же стены: в июне 1922 года, когда Малая Башкирия объединилась с Уфимской губернией и правительство республики переезжает в это самое здание, - объясняет Гульсясяк.
В Национальном музее снимались три эпизода фильма: переезд правительства, Заседание комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) при участи Марии Сахьяновой и печально известный всей стране «Кровавый пленум».
- Именно здесь происходили эти жуткие истории, когда многих деятелей культуры буквально на месте приговаривали к расстрелу, - продолжает Гульсясяк-ханум, открывая двери просторного конференц-зала.
Художники и сценаристы, следуя документальным записям, буквально по крупинкам воссоздали кабинет, где состоялось заседание Комиссии партконтроля в августе 1937 года. 
- Несмотря на то, что мы снимали художественный фильм, а не документальный, старались максимально воссоздать то, что происходило, ведь именно в мелочах кроется истина. Например, тогда в кабинете было два входа. Мы нашли записи, что первый секретарь Ленинградского обкома Андрей Жданов входил с задней двери. Хотя вход давно закрыт, мы показали, будто он вошел, как указано в документе. Вместе с комиссией он проходил и садился напротив Быкина. А по обе стороны от комиссаров висели портреты советских вождей, - вспоминает детали фильма, словно окунаясь в то время, Гульсясяк Давлетбаевна. 
Видя оборудованный мультимедийными проекторами кабинет, сегодня и не скажешь, что когда-то здесь сломали судьбы сотням жителей республики. 
«Членом партии я стал раньше Вас, товарищ Жданов! Еще в двенадцатом году…» - эхом вспоминается мне смелый ответ первого секретаря Башкирского обкома Якова Быкина из фильма и грозный приговор: «Партбилет на стол!».
С тяжелыми мыслями мы прощаемся с работниками музея, которые любезно разрешили нам посетить зал, ставший лобным местом гораздо раньше, чем съемочной площадкой.

Улочки еще помнят те события
- Куда мы ни обратились бы за помощью при создании фильма: музей, библиотека, администрация города, управляющие компании - всегда встречали открытость и готовность помочь, - рассказывает о создании фильма соавтор сценария.
Но не всегда удавалось снимать в исторических местах. Например, дом №2 на улице Ленина, где затем поселились многие башкирские писатели, тогда только строился, и было возведено лишь одно крыло. Его возводили аккурат к 20-летию Октябрьской революции. Сейчас же это восьмиподъездный, П-образный жилой дом. 
Сцену, которая происходит в фильме, когда возвращается из роддома жена Абдуллы Амантая с новорожденным сыном на руках и застает «энкавэдэшников», выносящих мебель, снимали уже в павильоне. Во-первых, здесь сделали капитальный ремонт и сейчас он совсем не похож на дом с 80-летней историей, а 
во-вторых, невозможно было арендовать жилой дом ради 20 секунд съемки. 
- Вот по этим улочкам бродила Нинель, когда арестовали родителей, а брата отправили в Бузулук. Вернувшись в 1942-м, не смогла работать в Театре оперы и балета, который находился отсюда через дорогу, и уехала в Казань. Она со слезами вспоминала эти дни в Уфе, когда в окнах вместо родных силуэтов видела чужих людей, а на пианино, на котором играл отец, музицировали посторонние.
Далее мы идем между домами №№10 и 12 по Советской улице. Именно здесь снималась сцена, когда женщины, стоявшие в очереди за молоком, прогнали беременную Сабиху Амантаеву и Фатыму Юлтыеву с детьми. «Не давайте хлеб наш трудовой женам врагов народа!» - кричали те, кто только вчера восхищался произведениями их мужей.
За дверью дома № 10, где сейчас находится Министерство молодежной политики и спорта, тоже были съемки. В 1956 году в Красноярске Касым Азнабаев получает реабилитационную справку и полностью оправдывается. Эти кадры и снимали в нынешнем Минспорта.
Последняя точка нашей экскурсии - Театр оперы и балета, Дворец труда и искусств в прошлом. Здесь также отснято немало моментов. Самые примечательные из них - народный суд, который устроили Макариму Магадееву и Валиулле Муртазину коллеги на сцене театра, и Олимпиада искусств народов СССР в 1930 году в Греческом зале. Но мне больше всего запомнилась Зайтуна Бикбулатова - в начале фильма ведущая актриса театра, а после казни мужа вынужденная работать уборщицей. 
Последние кадры фильма такие же, как и самые первые, и на них тот же Касым Азнабаев, идущий по улице Пушкина. Если в начале фильма он поднимается по ней с пожилым односельчанином Назиром-агаем, то перед титрами вместе с дочерью выходит на угол улиц Пушкина и Советской и уходит к бывшему Союзу писателей. 
- Мы решили таким образом связать поколения - в начале фильма он с пожилым мужчиной приезжает в театр. Как известно, после образования Большой Башкирии начался подъем народной культуры, открывались башкирские школы и те, кто был лишен возможности учиться на родном языке, вздохнули с надеждой на будущее. А в конце фильма он держит на руках дочь и вспоминает современников. «Это намек на то, что будущее поколение должно знать и помнить тех, кто не пожалел своей жизни ради того, чтобы их потомки знали свою культуру и могли читать и говорить на родном языке», - призналась мне Гульсясяк Давлетбаевна.

Алина ГАРИПОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости