ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Долгожданный выпускной
29 мая прозвенел Последний звонок, но праздник впервые прошел в онлайн-формате и...

Щит от COVID
Новый клинико-диагностический инфекционный центр, возведенный в рекордные сро...

Неделя на YouTube
В республике в онлайн-формате прошла Неделя предпринимательства. Организатора...

Дом-коммуна
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Башкирии ...

Крематорий на Парижской
Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы ищет ...

Башни-близнецы
Начался капитальный ремонт домов на улице Первомайской, 26 и 27 – более известны...

Лебединая свадьба
В Саду Аксакова лебедю Кристи привезли новую невесту по имени Сима. Пара Кристи...

Губернатору Аксакову
Объявлен конкурс на лучший проект памятника первому уфимскому губернатору Гри...

Бах и Моцарт – онлайн
В период карантина музыканты Национального симфонического оркестра Башкортос...

#ДоброОбъединяет



     №6 (223)
     Июнь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Люди разговаривают быстрее…


Спектакль Башдрамтеатра «Зулейха открывает глаза» в инсценировке Ярославы Пулинович отмечен «Золотой маской» в нескольких номинациях и удостоился Первой спецпремии «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной». В репертуаре театра есть и ее пьеса «Жанна» (кстати, она поставлена и в Театре наций с Ингеборгой Дапкунайте). А в Русском драматическом готовится премьера еще одной - «Свой путь». За пьесу «Учитель химии», написанную в 19 лет, она стала лауреатом премии «Голос поколения». Сегодня Ярослава - лауреат многих премий, ее произведения ставились в более чем 40 театрах России, а также в Англии, Польше, Украине, Эстонии, США, Болгарии, Румынии. А пьеса «Наташина мечта», по версии газеты «Moscow Times», входит в десятку лучших русских пьес начала XXI века.
Как пишутся пьесы и в чем особенности мироощущения современного драматурга (а значит, и современного человека) - об этом она рассказала в интервью актрисе Русского драматического театра Софье Венедиктовой, взятом, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, онлайн - на YouTube-канале театра.


- Когда вы поняли, что хотите стать драматургом?
- С детства писала стихи, а в 9 лет начала писать свою первую пьесу. Дело было так. Учительница сказала: «Сегодня у нас будет представление». И раздала нам листочки с текстом пьесы. Она мне не понравилась, я пожаловалась маме, и мама сказала: «Если тебе не нравится, тогда напиши свою». И указала на томик Чехова. Заглянула в него и ничего не поняла, кроме того, что слева пишут, кто говорит, а справа - что говорит. Села и написала свою первую ремарку: «На полянку вышел зайчик»… 
Возвращалась к попыткам написать пьесу в 11, 15, 16 лет. Но осознанное желание стать автором сформировалось во мне только тогда, когда я поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт к Николаю Владимировичу Коляде. Причем я не планировала идти на отделение драматургии - собиралась на актерское. Читала свои стихи и свою прозу, дошла до второго тура. На актерское меня не взяли, но сказали: «Поступай к Коляде: он берет таких, как ты - неформальных, странных…» Туда прошла легко. Прихожу на первый семинар: все сидят, пишут пьесы. Мне ничего не оставалось, как тоже начать писать. 
Первая пьеса была совершенно ужасной, Николай Владимирович очень смеялся: это было что-то пафосное. Но потом стало лучше получаться.

- Расскажите, как вы писали пьесу для Башдрамы по роману «Зулейха открывает глаза». С тех пор на экраны вышел многосерийный фильм по нему и вызвал неоднозначную реакцию…
- Роман сам по себе довольно кинематографичный, так что особых трудностей не возникло. Я делала гораздо более сложные инсценировки. 
Задача чаще всего заключается в следующем: нужно обрезать все ненужное и оставить главное. Решить, что оставить, чтобы сценарий был понятным зрителям, узнавался, передавал те мысли, которые заложил автор. Иногда при этом выпадают целые сюжетные линии, потому что как ты поставишь «Анну Каренину» целиком? Хотя ставят… В моей инсценировке все линии, насколько возможно, сохранены.

- А вы видели спектакль?
- Да, я приезжала в Уфу. Мне он очень нравится. Что важно в этом спектакле и чего нет в сериале? Режиссеру Айрату Абушахманову удалось сделать не бытовой спектакль, а скорее над-земной, наполнить эту историю каким-то почти мифологическим содержанием. И в каждом образе читается своя метафора. 

- Когда вы пишете, вы представляете себе, как выглядят герои, что они чувствуют… Совпадает ли это с тем, что вы потом видите на сцене?
- Это абсолютно неважно. Было бы глупо требовать от режиссера, чтобы он воспроизводил мой видеоряд: он же не может залезть ко мне в голову. Текст - это просто основа для работы режиссера. Он создает свой мир - только свой и ничей больше. Я расстраиваюсь не тогда, когда мне кажется, что он не попадает в типажи героев, а когда он не улавливает ту мысль, которую закладывала в пьесе. Но и это, в конце концов, нормально. Когда выходит плохое кино по твоему сценарию, это гораздо печальнее, потому что сценарий ты можешь продать один раз - это исключительные права, а с пьесой ты всегда себя успокаиваешь, что в следующий раз поставят лучше. 

- В нашем театре шла ваша пьеса «Бесконечный апрель». Об обитателе одной ленинградской квартиры и о том, что на закате жизни понимаешь: жизнь - это радость, это бесконечный апрель, даже если  в ней были разрушенные надежды и страшные события - такие как блокада, и если дорогие люди успели покинуть тебя… Как была написана эта пьеса? 
- В 2011 году петербургский режиссер Андрей Могучий устроил творческую лабораторию. Он договорился о том, чтобы молодые режиссеры и драматурги осмотрели одну квартиру в Петербурге, которая была выставлена на продажу. Причем еще тогда, когда был жив ее обитатель - дедушка, живший там чуть ли не с 1917-го года. Там было очень интересно: например, стоит кулинарная книга Елены Молоховец с «ятями», а рядом - томик Дарьи Донцовой. В ванной - кран, на котором выбито «1914», а второй - современный. Мы нашли огромное количество магнитофонных записей: этот человек записывал на пленку каждый день рождения. И там можно проследить, когда и кто умирал: у них была подруга - вот они отмечают с ней юбилей, а через год о ней только вспоминают...
Нам сказали, что мы сможем забрать все, что нам понравится, особенно старые вещи. И мы так и сделали, потому что понимали, что их просто выбросят. Меня поразили и эта квартира, и эта история. Пьесы у всех получились разные, я решила написать про жизнь, проведенную в одной квартире, и воспоминания, которые она хранит. 
Этого человека звали Вениамин, а его жену - Галей, но все остальное - моя фантазия. Они прожили совершенно другую жизнь. 

- А «Наташина мечта»? Пьеса о девушке из детдома, и она очень ранит. Может, вы общались с детьми?
- Нет, до написания не общалась. Образ Наташи соткан из множества реальных историй. Но потом я много встречалась с ребятами из детских домов: их возили на спектакли, меня приглашали как автора… Так что скорее пьеса притянула встречи с ними.

- Как родился сценарий фильма «Я не вернусь»? (За ним числится не один приз международных кинофестивалей - например, гран-при Film by the Sea в Нидерландах и приз за лучший сценарий МКФ фильмов о правах человека «Сталкер».) 
- Он мне приснился. Читала, что один из самых распространенных снов - это когда тебе нужно снова идти в школу или в армию (в зависимости от имеющегося травмирующего опыта). Однажды приснился сон, что мне надо снова идти в школу. Я начинаю кричать, что уже взрослая, но никто не слушает… Проснулась в холодному поту. И подумала, что это интересная мысль: девушка занижает свой возраст, чтобы от чего-то скрыться. Потом появились другие персонажи.

- В нашем театре запланирована премьера вашей пьесы «Свой путь». Она ставится впервые. Расскажите, как она пришла к вам и что в ней особенного.
- Довольно странным путем. В тот момент мы ехали с друзьями по хакасским степям, и кто-то сказал: «Вот где-то здесь живет Ваня-шаман. Сначала он был панком, потом стал депутатом, потом ходил куда-то в монастырь…» И родилась пьеса. Только я подумала, что это история о двоих, что такому герою нужно создать мощный противовес. Так что спектакль о мужчине, который меняется - вместе с эпохой или по законам своей души - и женщине, которая его ждет.

- А что для вас будет главным признанием? 
- Оно прозвучало, когда мне написала одна девушка, которая посмотрела пьесу и очень сильно изменила свою жизнь. А если даже один человек стал лучше, изменил себя - значит, все это не зря. Потому что я часто задаюсь вопросом «Зачем это делаю?  Что привношу в мир?». А когда получаешь такой отклик или просто добрые отзывы от людей, думаешь: «Ведь нужно время, чтобы найти меня в соцсетях и написать! Значит, их что-то зацепило». Это и есть самое главное. 

- То есть не награды литературные, не премии?
- Естественно, я не против премий. Но в моменты, когда тебе грустно, одиноко и ты не понимаешь, зачем живешь, вспоминаешь не награды, а слова тех людей, которые тебя благодарили.

Полную версию беседы 
читайте на ufaved.info

Екатерина КлимовиЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости