РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Дорожник – как врач – нужен всегда
Лето традиционно ассоциируется у нас не только с отдыхом, но и с ремонтом. Обновление дорожного полотна в ремонтный сезон – одна из главных задач муниципалитета. В рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланированы работы по 30 объектам улично-дорожной сети, общей стоимостью более трех миллиардов рублей. Наш журналистский десант отправился в рейд по некоторым объектам, чтобы увидеть, как дорожники справляются с поставленными задачами.
Между Айской и Мингажева – Улица маленькая, да удаленькая. Именно через нее шел весь автомобильный поток на Комсомольскую, – объясняют нам дорожники. Речь про улицу 8 Марта. Ее (от пересечения Мингажева до Айской) уже почти два месяца как закрыли для движения транспорта. В планах сдать к осени, после чего проезжая часть станет значительно шире. Нельзя сказать, что на объекте многолюдно – одновременно трудятся 8-10 человек, но уже завершаются подготовительные работы. К сожалению, вырублены зеленые насаждения для расширения проезжей части – четырехполоска станет шестиполосной. Также отфрезерована почти половина всей площади – 11,8 из 24 тысяч квадратных метров, это почти 50%. Проект реализует Лебяжинский филиал ДРСУ ОАО «Башкиравтодор», но первыми мы встретили работников инженерных сетей, на которых возложен вынос коммуникационных трубопроводов. – Пока дорога вскрыта, надо воспользоваться моментом: на изношенных участках заменяют трубопровод, а при необходимости все коммуникации выносят за проезжую часть. Будут переустроены газопроводы, электросети, электрокоммуникационные системы, – говорит дорожный мастер Ильмир Гималетдинов. Параллельно ведутся работы по устройству системы отвода дождевой воды: по словам мастера, коллектор здесь не предусмотрен – будет сделан только сток. Одновременно готовится основание под дорожную одежду, после этого эстафету примут асфальтоукладочные машины и многотонные катки.
Дресс-код: каски и жилетки Мы отправля емся на улицу Комсомольскую. Если на предыдущем объекте работы шли своим чередом, то здесь – рабочая площадка кипит как муравейник в разгар лета. Да и рабочие оказались гораздо разговорчивее – в строительном городке нас встретили приветливо и согласились провести экскурсию по всей площадке. – Придется переодеться. Красота, конечно, превыше всего, но все же, правила безопасности и поведения на строительных объектах никто не отменял, – шутит мастер ООО «Дортрансстрой» Марат Гималетдинов, проведя небольшой инструктаж и протягивая каску и оранжевую жилетку со светоотражающими элементами. В его компании направляемся к месту пересечения Комсомольской и Бессонова – именно здесь трудится его бригада дорожных рабочих. Пока шагаем, молодой человек рассказывает о себе, о своей работе. В данной организации он работает 3 года, начинал работу здесь же после окончания нефтяного университета. Работа привлекла его удобным вахтовым графиком: 15 рабочих дней и столько же выходных. Сегодня у него десятый, говорит, что после окончания вахты сначала выспится, так как работа по 12 часов в смену сильно выматывает, а потом поедет в Кумертау навестить родителей. Подходим ближе: уже укладывается первый слой асфальта из положенных трех. Но уложить его недолго, гораздо больше времени занимают подготовительные работы. Так же как и на предыдущем объекте, здесь сначала пришлось вырубить деревья и кустарники для расширения проезжей части, затем произвели вынос коммуникаций и подготовили земполотно. – Земполотно – это основание под дорожную одежду, – поясняет Марат. – После того как отфрезирован старый асфальт, дорога разбирается до грунта и выносится вся щебеночная часть. Прежде чем начать укладку нового основания, необходимо проверить и качество земли. Если она переувлажненная, рыхлая, то ее необходимо убрать и заменить более плотным грунтом, щебнем или пгс (песчано-гравийной смесью). После этого стелется нетканый геотекстиль «Дорнит», а затем на глубину 40-45 см укладывается щебенка. Верхний слой основания –18-сантиметровый слой тощего бетона. Так в обиходе называется смесь песчано-гравийной смеси с вяжущим компонентом, например, цементом.
С пылу с жару – Выезжай, выезжай! Уже готово! – отвлекает нас крик рабочего, который дублирует свои слова еще и жестами. Это – «правая рука» мастера, молодой человек по имени Дмитрий выгоняет тринадцатитонный Volvo после выравнивания только что застеленного первого слоя дорожной одежды. …Мы подошли к рабочим во время небольшого перерыва: они ждали очередной большегруз с асфальтобетонной смесью. Едет он сюда с завода в Чесноковке, где асфальт готовится при температуре 160-165 °С. Пока его привезут на объект, как раз достигается оптимальная температура 140-145 °С. – Это новый вид материала называется полимероасфальтобетон. В отличие от битумного асфальта полимер застывает дольше, поэтому как минимум на часов 8 движение приостанавливается, а еще лучше – на весь день, – рассказывает нам о технологии укладки дорожный рабочий Дмитрий Герасимов. Поэтому днем готовят территорию для асфальтировщиков, а укладочные работы остаются второй смене. Сам Дмитрий в «Дортрансстрое» с 2016 года, пришел сюда на практику, когда учился в автотранспортном колледже. Сейчас дорожный рабочий, но старшие товарищи видят в нем большой потенциал: все схватывает на лету и уже стал «правой рукой» мастера. – Смешно было бы говорить, что я мечтал об этом с детства, наоборот, когда направили на практику, шел сюда стиснув зубы. Приняли меня тепло, рассказали, показали, что да как, а потом я потихоньку втянулся. Теперь понимаю, что дорожник такая же востребованная профессия, как сегодня, например, врачи, ведь дороги будут нужны и после пандемии, – говорит молодой человек. – Вы сказали, что это новый материал для дорожного полотна. Расскажите об этом подробнее, – обращаемся мы к мастеру. – Нельзя сказать, что что-то сильно изменилось: технология укладки осталась та же, усовершенствовали лишь материалы и технологии приготовления, – отвечает он. С 2017 года экспериментально, а с 18-го года активно вместо традиционного асфальта укладывается полимерасфальтобетон, у которого в основе не обычный битум, а битум на полимерной основе. Сложность состоит в том, чтобы приготовить оптимальную смесь, необходимо подобрать определенные полимерные модификаторы с учетом соотношений. Сроки службы такого покрытия повышаются в полтора-два раза. …Здесь наш разговор прервался: на дороге показался очередной самосвал, укрытый тентом, и рабочие заспешили к своим местам.
Начальник Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации города Радмил Муслимов: «С прошлого года по национальному проекту продолжается реализация капиталоемких объектов: мост через реку Белую в створе улицы Воровского, реконструкция улиц 8 Марта и Комсомольской, строительство улицы Валерия Лесунова и бульвара Баландина, капитальный ремонт улицы Мустая Карима».
Алина ГАРИПОВА |