РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Фотокоры с орденскими планками
Почему у человека возникает желание взять в руки фотоаппарат? Нет, речь вовсе не о «селфяно-телефонной» моде. Лет 60-70 назад в нашей стране начался настоящий бум: фотографией увлеклись не только мальчишки, но и вполне состоявшиеся люди. Возможно, в детстве или юности они уже раскладывали «гармошки» своих «Фотокоров», но война сделала их солдатами.
Конечно, массовое увлечение фотографией произошло в первую очередь по той причине, что промышленность наладила выпуск портативных аппаратов - ФЭДов, «Смен» «Зорких», «Зенитов» и других (к концу 50-х - больше миллиона в год). Но было в этом ещё нечто, не объяснимое с точки зрения логики, здравого смысла и т.п., ведь многие из начинающих фотолюбителей носили на груди наградные планки. Это сейчас мы называем их ветеранами войны, а тогда, в 50-х - 60-х годах прошлого века, почти все они были молоды, энергичны. И талантливы. От людей, прошедших войну, можно ожидать собственного взгляда на всё. Но вряд ли мы будем удивлены, что, как правило, этих наших героев не увлекали искания авангардистов, они не стремились удивить, сразить наповал или хотя бы насторожить - в годы войны им пришлось преодолеть столько, что в их смелости и без этого никто не сомневался: например, лётчик Матвей Захарович Бубелов (1914 - 1987) сделал в 1959-м уникальный снимок центра Уфы с самолёта, за который вполне тогда мог получить несколько лет тюрьмы. Нет, их сверхзадачей было показать, как прекрасен мир, в котором мы живём. Мир, который именно они сделали мирным! Даже в простых, почти семейных кадрах у них проступает торжество и совершенство мироздания. Некоторые из этих фотолюбителей успешно совмещали своё увлечение с вполне ответственной работой, другие стали профессионалами. Например, участник обороны Москвы в 1941-м Анатолий Андреевич Бельский (1922 - 2004) считался работником фотоартели «Труд». Но организаторским его способностям мог позавидовать и самый большой начальник: когда в Уфу прилетел легендарный артист С.П. Лемешев, Бельский организовал его съёмку во время спектаклей, а готовые фотографии зрители смогли получить сразу после выхода из зала (разумеется, не бесплатно). Или ещё один любопытный факт. В 1957 году вышла серия фотооткрыток с видами Уфы и Башкирии без указания имени авторов снимка - тогда это было обычным делом. А вскоре вся серия была повторена, хоть и мизерным тиражом, но уже с указанием фамилий фотографов. Не удивлюсь, если повторный тираж «пробивал» именно Анатолий Андреевич, ведь сразу на нескольких открытках стоит его фамилия. На некоторых открытках той серии стоит имя другого автора - Г. Бриллиантов. Радист-краснофлотец Георгий Валентинович Бриллиантов (1926 - 2006) тоже был работником уфимского фотоателье, но, так же как и Бельский, очень любил снимать Уфу - просто так, для себя. В 50-е годы прошлого века практически в каждом номере газеты «Советская Башкирия» стояли снимки фотокорреспондента Абрама Яковлевича Червинского (1898 - 1984). К сожалению, пока оригиналов его фотографий у меня нет, привожу газетную вырезку из апрельского номера 1958 года. В 1960-е и позже две главные газеты республики - «Советскую Башкирию» и «Совет Башкортостаны» представляли фотокоры-участники Великой Отечественной войны - Марат Александрович Герасимов (1922 - 2007) и Анатолий Михайлович Виноградов (1926 - 2008). М.А. Герасимов рассказывал, что как-то ему поручили сделать фотографии Уфы, что называется, с высоты птичьего полёта. Сидел он пристёгнутый - безопасность превыше всего! - и безуспешно пытался что-то запечатлеть через иллюминатор. И тут бывший военный лётчик устроил бунт: он потребовал открыть люк и всё оставшееся время, пристёгнутый тонким фалом, висел над городом, снимая так, как хотел он сам. Но и Анатолий Михайлович в процессе работы бывал порой не менее настойчив, хотя и несколько с другой стороны: буквально день за днём он фиксировал поднимающиеся этажи только что объединившегося с Уфой Черниковска, бесчисленные подъёмные краны, новую архитектуру. Если многие его коллеги-газетчики обращали внимание только на то, что требовалось для газеты, то для Виноградова это была не только работа (никто ему её не оплачивал) - он фиксировал на плёнке саму жизнь, каждый миг которой неповторим и очень быстро становится историей. Неспроста практически вся экспозиция Национального музея Республики Башкортостан, касающаяся середины прошедшего века, построена именно на работах А.М. Виноградова. Кавалер двух орденов Красной Звезды Евгений Степанович Киселёв (1903 - 1989) работал спецкором «Советской Башкирии», иногда он публиковал в газете и свои фотоснимки. В газете «Ленинец» трудился ветеран Башкирской кавалерийской дивизии Лутфулла Исхакович Якубов (1904 - 1967). Сделанные им великолепные фото бойцов-шаймуратовцев украшают наши музеи, а вот его чудесные снимки нашего города известны гораздо меньше. Юрий Александрович Гречулевич (1922 - 1968), Степан Михайлович Конов (1922 - 1992), Дмитрий Сергеевич Юрьев (1913 - 1993), Александр Карпович Мусаткин (родился в 1922 г.) профессионально фотографией не занимались, но некоторым из их работ вполне могли бы позавидовать и профессионалы. И потому их с удовольствием печатали наши газеты. Я привёл имена лишь двенадцати фотографов-участников войны. Их в нашей Уфе было, конечно, гораздо больше. Пройдя войну без «лейки»* и блокнота (вот с пулемётом очень даже может быть!), уже в мирное время некоторые из них стали газетчиками, другие просто фиксировали на плёнке ту бесконечную и удивительную жизнь, которую они защитили.
Анатолий ЧЕЧУХА |