ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержка одаренных
Глава Башкортостана Радий Хабиров провел выездной «Обрчас» на базе уфимского ...

Под стук колес
В Благовещенске открылась производственная площадка ведущей транспортно-эксп...

Плюс 527
Радий Хабиров провел о
чередной «Транспортный час», участники которого о...

Точно по графику
Во время весеннего половодья работы по строительству моста-вставки в створе ул...

Дни чистоты
18 апреля состоится первый общереспубликанский субботник. Всего в рамках Года э...

Цветочный бум
В теплицах «Горзеленхоза» растет 80 тысяч штук петуний, 20 000 бархатцев и 30 000 цине...

С доставкой на дом
До 20 апреля Большой зал Театра оперы и балета на время эпидемии коронавируса бу...

Улица Мустая
Улице в Октябрьском районе Екатеринбурга присвоено имя народного поэта Башкор...

Королевский рояль
В Республиканской гимназии-интернате имени Газиза Альмухаметова презентовали...

Ко Дню Победы



     №4 (221)
     Апрель 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "75-летие победы"

Топливо из Уфы


Основа нефтедобычи и нефтепереработки в регионе была заложена еще во второй половине 1930-х годов. Но именно в годы Великой Отечественной войны башкирские НПЗ, благодаря эвакуации оборудования из других областей, смогли резко увеличить производственный потенциал, сыграв заметную роль в обеспечении фронта горючим, а открытие в 1943-1944 годах новых крупных месторождений создало задел для послевоенного развития отрасли.

Понимание того, что новые мировые конфликты будут войной моторов, пришло к руководству СССР еще в начале 30-х годов XX века. Как известно, технике нужно топливо, и именно от наличия собственной нефтедобычи и переработки во многом зависит победа в современной войне. 
В начале 1930-х годов практически вся советская нефть добывалась в районе Баку. Но нефтяные поля находились в опасной близости от южной границы и могли быть сравнительно легко захвачены или уничтожены авиаударами. В 1940 году правительства Англии и Франции действительно всерьез разрабатывали планы бомбардировок бакинских нефтепромыслов с иракских или сирийских авиабаз, но этому помешало быстрое падение Франции. 
Поскольку в конце 30-х об освоении огромных сибирских месторождений никто даже не думал, единственным кандидатом на роль «Второго Баку» стала территория между Волгой и Уралом, где одним из наиболее перспективных районов развития нефтедобычи стала Башкирия. В мае 1932 года была получена первая нефть Ишимбайского месторождения. И если в первый год из скважин удалось получить всего 5 тысяч тонн нефти, то в 1939-м объем прокачки составил уже 1,6 миллиона тонн, или более 6 процентов общесоюзной добычи. 
Параллельно с бурением новых скважин шел процесс создания базы для переработки «черного золота». В 1935 году началось строительство Уфимского нефтеперерабатывающего крекинг-завода. Для обеспечения завода сырьем в Уфу из районов нефтедобычи был проложен трубопровод. Первые 117 тонн бензина были получены в июне 1938 года. Полностью УНПЗ вошел в строй в начале 1940-х. На тот момент это был один из самых современных нефтеперегонных заводов страны, способный выпускать в том числе крайне дефицитный высококачественный авиабензин. 

Война и люди 
С началом Великой Отечественной войны потребность в топливе резко возросла, а мощности по его добыче и производству оставались весьма ограниченны. Но настоящий кризис случился в 1942 году. Немецкие войска вышли на Кавказ, под угрозу захвата попали нефтепромыслы Баку, а судоходство по Волге было практически парализовано. 
В таких условиях резко возросло значение тыловых республик СССР, имеющих собственную базу добычи нефти и перерабатывающие мощности. И если переработка сырья шла в 19-ти республиках, то лишь около пяти могли похвастаться еще и добычей, а лидерство в Поволжско-Уральском районе прочно удерживала Башкирия. Из 9 миллионов тонн нефти, добытых за время войны между Волгой и Уралом, 5 миллионов тонн пришлось на нашу республику. 
Хотя Башкирия и ее НПЗ сыграли важную роль в обеспечении топливом воюющей страны, при условии выполнения предвоенных планов, в 1942 году добыча нефти в республике могла вырасти до 4,4 миллионов тонн. В Туймазах и Ишимбае планировалось построить два крупных крекинг-завода, каждый из которых мог перерабатывать по одному миллиону тонн нефти в год. Однако этим планам так и не суждено было сбыться, в наиболее сложный период войны добыча нефти в Башкирии не только не возросла, но и сократилась. К примеру, в 1942 году она составила чуть более 1 миллиона тонн против 1,6 миллиона в 1939-м. Причины спада носили как объективный, так и субъективный характер. С началом войны в стране остро ощущался дефицит техники и материалов, многие бурильщики были призваны в армию и ушли на фронт, а их место заняли женщины и дети, что не могло не сказаться на качестве и объеме работ. Если в 1939-м в республике было пробурено 113 километров нефтяных скважин, то в 1942 году - лишь 82 км. 
Изменить ситуацию удалось лишь в 1944 году благодаря внедрению новых методик и технологий, давших за годы войны 340 тысяч тонн дополнительного «черного золота». Но действительно большой рост добычи стал возможен благодаря открытию новых месторождений. В сентябре 1943 года к востоку от Ишимбая было открыто Кинзебулатовское месторождение. А уже через год в Туймазах было открыто крупнейшее месторождение девонской нефти с суточным дебитом в 250 тонн, благодаря чему с сентября 1944-го по июль 1945 года среднесуточная добыча в Туймазинском районе выросла в пять раз. 
Наряду с разработкой новых месторождений, в Башкирию во все больших объемах поставлялась сырая нефть из Оренбургской и Самарской областей, а также Краснодарского края, что в комплексе позволило ликвидировать отмечавшуюся в середине войны недозагрузку Ишимбайского и Уфимского НПЗ. 

Работа на результат 
Говоря о вкладе башкирской «нефтянки» в Победу, следует помнить, что наши НПЗ весьма успешно перерабатывали в основном местное, весьма низкокачественное сырье. Одним из основных показателей качества нефти считается содержание серы, от чего зависит легкость переработки и объем выхода наиболее ценных светлых нефтепродуктов - бензина и дизтоплива. Если в бакинской нефти содержание серы не превышало 0,5 процента, то в башкирской - было около трех. Кроме того, нашу нефть отличали высокая вязкость и наличие солей, которые, кстати, стали причиной остановки работы уфимского НПЗ в феврале 1942 года. 
- Нефть ишимбайского месторождения, которая в основном перерабатывалась в предвоенные и первые военные годы, содержала много воды, солей и серу, вызывавших коррозию оборудования и трубопроводов, создавая аварийные ситуации, приводившие к пожарам и даже взрывам, - вспоминал Николай Байбаков, занимавший во время войны пост заместителя, а затем и наркома нефтяной промышленности СССР. - Трудности в работе создавало и отсутствие запасных частей: импортных не было, а отечественная промышленность своих не производила. Помогала русская смекалка. Серьезные проблемы доставлял и климат - в первую военную зиму морозы доходили до минус 50-ти. 
Однако, несмотря на все трудности, завод в целом успешно справлялся с выполнением плана, чему во многом способствовала его технологическая схема, обеспечивавшая переработку высокосернистой нефти с максимальным выходом ценных светлых нефтепродуктов, кроме того, предприятие имело установки вторичной перегонки и очистки. Судя по производственной отчетности УНПЗ, на бензин, большую часть которого составляло крайне дефицитное в годы войны высокооктановое авиатопливо марки Б-70 и Б-78, приходилось не менее четверти от объема производства. Это был очень высокий показатель, недоступный большинству отечественных нефтеперегонных заводов тех лет. 
За заслуги в обеспечении топливом фронта и тыла коллективу Уфимского НПЗ 20 раз вручалось переходящее знамя ГКО, которое затем было передано на вечное хранение. В мае 1948 года завод был награжден орденом Ленина, а 72 его работника получили ордена и медали. 

О первых руководителях предприятий нефтяной промышленности Башкирии и раньше, да и сейчас, известно не очень много. В годы репрессий 1935-1937 годов были арестованы 86 нефтяников республики, 33 из них расстреляны. Среди них были первый управляющий трестом «Башнефть» Сергей Михайлович Ганшин, а также его преемники Петерсон и Иван Опарин, многие главные специалисты и руководители подразделений - Роман Бучацкий, Яков Давидович, Сидоров, Николай Самострелов, Леонид Боярогло, Борзенко, Владимир Скворцов, Сергей Харитонов.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости