ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

И плавание, и борьба
В Тольятти глава Башкортостана Радий Хабиров выступил на заседании Совета при ...

Вторая жизнь «Чайки»
«Как и обещал, я остановил издевательство над Башкирским речным пароходством, ...

Мостов – 40, дорог – 45 км
Дорожный фонд Башкортостана на 2020 год составил 19,1 млрд рублей, в том числе 1,8 мл...

Будущее науки
25 молодых ученых, работающих над инновационными проектами в различных отрасля...

Будущее науки
25 молодых ученых, работающих над инновационными проектами в различных отрасля...

Улица «золотого» тренера
Глава Башкортостана Радий Хабиров пообещал ускорить процесс присвоения одной ...

Ильдар Абдразаков: «Служу Башкортостану!»
В рамках III Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова состоял...

«Под знаком воинской славы»
Выставка с таким названием, приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечествен...

Юбилейные издания книг Мустая Карима поступили в продажу
«Радость нашего дома» и «1



     №3 (220)
     Март 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Балет любит сильных духом


Прима-балерина Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженная артистка России и народная артистка Башкортостана Гузель Сулейманова отметила 25-летие творческой деятельности. Впервые она вышла на сцену БГТОиБ в 15 лет еще будучи ученицей хореографического училища.
О пути «через тернии к звездам», закулисье профессии и личной жизни - наша беседа.

- Балерина многим представляется неземным существом, совершенной, возвышенной, прекрасной… Кажется, что она далека от житейской прозы, но те, кто хоть немного знаком с классическим искусством, знают, что это - далеко не только овации, но и постоянное преодоление себя, а примами становятся танцовщицы с железным характером. Как вы пришли в балет?
- Я не отношусь к тем девочкам, которые в детстве грезили о балете и приходили в него осознанно. Да, мне нравилось заниматься в танцевальной студии, ее руководитель и посоветовал родителям отдать меня в хореографическое училище, поэтому  процесс проходил добровольно-принудительно. Постепенно пришло осознание: это не танцевальный кружок, здесь нельзя пропустить занятие, а классический танец - основной предмет. Классика воспринималась как муштра, связанная с физическим и моральным давлением, а вот остальные предметы - историко-бытовой, дуэтный, характерный танцы - там было удовольствие. До тех пор пока не стала выходить на сцену, всегда было ощущение, что я в тренинге. 
- Тысячи девочек мечтают о балете, не подозревая, какой непростой путь их ждет. Что вы думаете об этом сегодня, с высоты своего опыта?
- К каждому ребенку надо подходить индивидуально. Кажется, что так и должно быть, но в нашем искусстве не все так очевидно. Это понимаешь с годами, но окончательно убедилась, когда более двух месяцев замещала преподавателя в училище. Поняла, что одних только профессиональных качеств недостаточно, педагог непременно должен быть психологом. Вспоминаю себя, когда пришла в училище: мне было некомфортно, потому что в моей семье не принято было повышать на ребенка голос, в лучшем случае мама могла лишь строго посмотреть. А столкнулась с совершенно другим миром, когда от тебя требуют, казалось бы, невозможного…  Но я видела, что девочки, до того занимавшиеся в гимнастике, воспринимали те же самые замечания спокойнее, у них не было такого: ах, на меня кричат. И я постепенно приспособилась, стала воспринимать как данность. Но были и срывы, один раз я даже хотела все бросить. Балет слишком серьезное искусство, он любит сильных духом. 
- Но, как правило, авторитарные педагоги добиваются лучших результатов. Таких примеров немало и в спорте, и в искусстве.
- Здесь не поспоришь. Это адская работа, но все-таки надо исходить из индивидуальности. На кого-то можно надавить, чтобы он сделал как надо, а другой может сломаться. Я работала с разными педагогами, в том числе и с западными. Там никто ни на кого не кричит, не давит, не заставляет, не переходит на личности. Если ты их не устраиваешь, говорят: до свидания. Сегодня мир стал глобальным, можно наблюдать за работой коллег в Интернете. Заметно, что на сцене они более свободны. Мне очень нравится прима Королевского балета Марианела Нуньес. Складывается ощущение, что она никогда не устает, ей все в удовольствие. И отношения с педагогами очень теплые, на каком-то равном, доверительном уровне. Мне кажется, такой подход продуктивнее. 
- Но русская школа в этом плане толерантностью никогда не отличалась. Возможно, поэтому мы в этом виде искусства первые?
- Да, в этом есть и плюсы и минусы. Но сегодня ситуация меняется. Мы, дети СССР, беспрекословно подчинялись педагогу, мгновенно выполняя те или иные требования. Сейчас у молодых абсолютно другое отношение к жизни, к профессии: они себя любят, могут постоять за себя, высказаться, если им не нравится. Но во всем должна быть золотая середина: хорошая дисциплина, но при этом умение раскрыть свою индивидуальность. Для меня главное - во всем придерживаться меры.
- Как вы воспринимаете свою профессию? Как работу?
- Некий микст. Я, наверное, не смогла бы работать строго с 9 до 18 часов, как в офисах. Ежедневная рутина не для меня. И даже если бы я не стала балериной, то выбрала бы профессию, связанную с творчеством. Для меня работа и вправду удовольствие. Это и хобби, и профессия одновременно. Я прекрасно понимаю, что у нас есть свое однообразие: каждый день обязательный часовой класс (болит что-то или нет), преодоление собственной лени, наконец. Не так: захотел - пришел, не захотел - нет, без ежедневной муштры наша работа невозможна, без нее тело становится уже не то. Поэтому, в какой-то степени, завидую драматическим актерам, им гораздо проще. И нет возрастного порога, просто переходишь из одного амплуа в другое. В этом смысле у нас профессия жестокая.
- Вы не раз становились лауреатом самых престижных балетных конкурсов. Участие в них - своеобразный трамплин к успеху или проверка себя? 
- Конечно, победы вдохновляют, дают толчок к развитию. После конкурса я вырастала, делала такие технически сложные вещи, которые сама от себя не ожидала. Ты становишься увереннее в себе и спектакли танцуешь гораздо спокойнее. Но на конкурсе побеждают те, у кого крепче нервы. Смотришь на соперниц: на классе у них все получается, хорошая форма, точеные ножки, а побеждает не она, а ничем не приметная танцовщица. Кроме школы, необходимо собраться и выдать результат. Ты не танцуешь целый спектакль, чтобы тебя увидели во всех ипостасях (это не родная труппа, где знают, на что ты способен), есть три минуты для вариации или 10 - для па-де-де. Все. И надо выдать максимум. Это стопроцентная закалка: выделиться из участников, приехавших со всего мира. 
- Кто-то из ваших коллег заметил: «Танец - самое открытое искусство, через которое просвечивает душа».
 - Это верно. Нутро невозможно скрыть. Как бы ты ни выверял свои позы, ни контролировал эмоции, ни ставил себя в определенные рамки - зрителя не обмануть. Если внутри холодная, то и твоя Жизель неживая. В определенный момент моей карьеры это стало открытием. Вначале, конечно, копируешь своих любимых балерин, как я в свое время Людмилу Васильевну Шапкину, Леонору Сафыевну Куватову. Сейчас есть возможность почерпнуть какие-то детали из видео. Но чем ты более зрел, тем сильнее выделяется индивидуальность. С годами освобождаешься от техники, танцуешь ярче, свободнее, увереннее. Это работа не одного дня. Каждый спектакль должен быть событием. Нашел какие-то нюансы - уже свежо, интересно. И каждый спектакль - это поиск себя в данной партии. Меня это увлекает.
- Держать себя в форме трудно?
- В училище я была даже слишком худой. В театре тоже особых проблем не было. Правда, после отпуска набираешь немного, и потом приходится себя сдерживать. Но я считаю: отдых должен быть полноценным, чтобы потом с новыми силами и эмоциями погрузиться в работу. Самое сложное было вернуться в форму после рождения дочери. Вес сбросила довольно легко, но физически и морально было сложно. Вышла в августе, а уже в октябре - первый спектакль. Две репетиции в день, тело не слушалось. В окончательную форму вошла через сезон-полтора. 
- Гузель, раскройте секрет: за кого выходят замуж балерины?
- С нашей специфической профессией найти спутника жизни не просто. По сути, мы живем в театре. Моей однокурснице пришлось пожертвовать карьерой ради семьи. Даже мой муж, ведущий солист Дмитрий Марасанов порой ворчит, когда я прихожу домой в 10 вечера. Хотя ему-то хорошо известно, когда заканчиваются репетиции, не говоря уж о спектаклях. Но даже он не всегда готов мириться. Поэтому заводить семью и ребенка я рано не стала. Сейчас стараюсь не выезжать на длительные гастроли, не хочу оставлять Веронику. Когда готовилась к творческому вечеру, дочь меня практически не видела. Как-то обняла меня крепко и долго не отпускала, так что мне не по себе стало. Я ей пообещала: как только буду свободнее, проведу с ней весь день. 
- У примы должны быть поклонники… 
- Была одна интересная история лет десять назад. На каждый мой спектакль за сцену приходил молодой человек. Он дарил одну розу и просто на меня смотрел. И как-то принес диск, где первой была запись марша Мендельсона. Не знаю, что он планировал, к счастью, я уехала на длительные гастроли и странного поклонника больше не видела. А самые благодарные зрители, конечно, - дети, их не обманешь. Они дарят свои рисунки, что очень трогательно. В Англии преподнесли мне огромного Щелкунчика. Он до сих пор со мной. Когда видишь восхищенные глаза детей, понимаешь, что делаешь искусством доброе дело.

P.S.
В последнем номере юбилейного гала-концерта на сцену вместе с именитой мамой вышла трехлетняя Вероника. Это был самый трогательный момент вечера. Маленькая девочка с огромными глазами символизировала продолжение и радость жизни, которая с балетной карьерой не заканчивается - впереди еще есть время, чтобы определиться с новым призванием.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости