РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Уфа – город будущего
В последний раз Генеральный план развития Уфы корректировался в 2006 году. С учетом современных тенденций столица республики остро нуждается в новом градостроительном документе на период до 2040 года, разработку которого ведет Институт Генплана Москвы. Перед московскими разработчиками поставлены базовые задачи, которые будут решаться на основе анализа социально-экономического, инфраструктурного и геологического состояния города. Представители московского института рассказали об основных направлениях своей работы и представили концепцию нового Генплана Уфы.
За сорок последних лет несколько вариантов генпланов Уфы предлагали разные приоритеты развития города. В 1980-е годы, после застройки основных территорий вдоль проспекта Октября, появления микрорайонов Инорс, Сипайлово и Зеленая роща, было решено, что город должен шагнуть за реку Уфу в сторону Зауфимья, определенного приоритетом будущей застройки. Для обеспечения транспортной доступности неосвоенных пока территорий был спроектирован и начал строиться Восточный выезд, выходящий на федеральную трассу М-5. Однако в середине 90-х Зауфимье признали слишком проблемной площадкой, с большой зоной затопления и без инженерных сетей. Новый Генплан 1995 года, скорректированный в 2006-м, отдал приоритет развитию Затона, Забелья, Демы и прилегающих к ним территорий. В последние годы разговор стал идти о приоритете застройки территории Уфимского полуострова, прежде всего, попадающих под расселение больших массивов частного сектора и ветхих двухэтажных домов. Этот вариант, позволяющий экономить на создании инфраструктуры и инженерных сетей, в целом выгоден застройщикам. Согласно уже разработанным проектам планировок, на территории Уфимского полуострова можно построить 8 миллионов квадратных метров жилья, а за его пределами в Заречье – всего 6,5 миллиона «квадратов».
Вектор развития Руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александр Котенков сообщил, что разрабатываемый новый Генплан развития Уфы на период до 2040 года должен избежать ошибок своих предшественников и обеспечить сбалансированную застройку районов столицы Башкортостана как в центре, так и на периферии. Он также призван увязать развитие Уфы с активно развивающейся агломерацией, куда входят близлежащие к столице районы республики. В ходе работы над главным градостроительным документом, завершить которую планируется в конце текущего года, как заверил Александр Котенков, впервые будет максимально учитываться мнение общественности. В настоящее время предметом обсуждения являются три концепции пространственного развития Уфы: полицентричный, компактный и рассредоточенный. Ознакомиться с вариантами и выразить свое мнение через Интернет может любой желающий в формате онлайн-анкетирования. Что касается общих прогнозов развития города, то, согласно расчетам, к 2040 году численность населения в зависимости от влияния разных социально-экономических факторов увеличится на 7–16%, или в цифрах до 1,2–1,3 миллионов человек. Количество мест в детских садах возрастет с 43 до 79 тысяч, в школах - с 92 до 218,2 тысяч. Благодаря работе строительного сектора, общая площадь городского жилфонда должна возрасти примерно в полтора раза - с нынешних 27,3 до 43,3 миллионов квадратных метров. Площадь культурно-досуговых учреждений и спортивных объектов станет примерно в два раза большей и тем самым обеспечит все базовые потребности жителей.
Дороги и мосты Особое внимание в новом градостроительном документе уделяется транспортной теме. Протяженность магистральных автодорог в границах Уфы за двадцать ближайших лет предлагается увеличить с 369 до 620 километров, мостов - с девяти до 18-ти, автомобильных развязок - с 21 до 45. -В первую очередь надо сформировать связи территории Уфимского полуострова и распложенных по его периметру районов Заречья, - прокомментировал ситуацию Александр Котенков. - Вторая решаемая проблема - уход от транзитных транспортных потоков, которые идут по федеральным трассам, их надо будет пропускать в обход города. В результате предпринимаемых мер в проекте Генплана предусмотрено сокращение среднего времени поездок горожан на автомобиле с 38–40 до 31 минуты, на общественном транспорте - с 45–50 до 38–40 минут. Наиболее сложным местом развития дорожной системы станет обеспечение связи территории агломерации и Уфимского полуострова. Входящий трафик пяти въездов на полуостров в настоящий момент составляет порядка 165 тысяч автомобилей в сутки, притом что в самом городе зарегистрировано около полумиллиона машин. Наиболее загруженным является Южный въезд со стороны аэропорта. По нему в город ежесуточно заходит 84 тысячи транспортных средств, что составляет половину всего въездного трафика и сравнимо с нагрузкой на МКАД. Второй по загруженности – Западный въезд со стороны Затона, куда выходит федеральная трасса М-7. Здесь за 24 часа проезжает в среднем 45 тысяч автомобилей. Без строительства новых мостов на въездах в центральную часть Уфы со временем может возникнуть транспортный коллапс. Для решения проблемы на самом загруженном Южном въезде в сторону аэропорта в дополнение к двум существующим строится третий мост. В этом году было возобновлено строительство Восточного выезда с выходом в Зауфимье. В ближайших планах - строительство моста в створе улицы Интернациональной с выходом на федеральную трассу М-7. Но с учетом постоянного роста въездного трафика городу нужны новые пути через реки. Для разгрузки наиболее оживленного южного направления, где около 40% трафика формируют жители Демы, рассматриваются варианты строительства моста через реку Белую, соединяющего Дему и Нижегородку, а также проект мостового перехода в Кузнецовском затоне с выходом на трассу Уфа-аэропорт в районе ТК «Метро». Не вызывает сомнения, что в перспективе 2040 года вектор развития столицы Башкортостана во многом будет определять именно появление новых мостов, точное число и место расположения которых будут отражены в разрабатываемом Генплане.
Транспорт в приоритете Согласно исследованиям, около 40% пассажиров общественного транспорта Уфы тратят на поездку более 45 минут. Это стало прямым следствием большой растянутости города с юга на север и удаленности промзон от крупных жилых массивов. Для решения проблемы в конце 1980-х годов было принято решение строить в Уфе метро. Разработанный проект предполагал две очереди подземки. Первая – от Черниковской промзоны до бульвара Славы, вторая - от бульвара до Гостиного двора. Но метро так и не начали строить из-за нехватки средств, а в 2011 году от него официально отказались, сославшись на слабые грунты. Следующей попыткой уменьшить время поездок стал скоростной трамвай, линию которого в 2013 году планировалось проложить вдоль улицы Блюхера. Однако проект столкнулся с общественными протестами, нехваткой финансирования и в итоге также был закрыт. Разработчики нового Генплана Уфы делают ставку на комплексное развитие эффективных видов общественного транспорта: доля пользования личным автомобилем с сегодняшних 50-60% должна уменьшиться до 35%, притом, что согласно прогнозам к 2040 году уровень автомобилизации населения возрастет с 290 до 350 машин на 1000 человек. Для достижения поставленных целей пассажирские перевозки получат приоритет. Так, протяженность выделенных полос для автобусов и троллейбусов за двадцать лет должна увеличиться до 187,8 километров. Основным видом городского транспорта может стать трамвай, протяженность линий которого планируется увеличить более чем втрое - с 35 до 120 километров. - Прорабатывается вопрос не только соединения севера и юга города, но и обслуживания трамваями других микрорайонов, к примеру, таких, как Зеленая роща, Сипайлово и Инорс, - отметил начальник Главархитектуры Уфы Олег Байдин. - Есть еще план по городской электричке как скоростному виду пассажирского сообщения, но все-таки базовым, наиболее востребованным видом транспорта, мы предполагаем, станет трамвай. Также Олег Байдин отметил, что новый уфимский трамвай будет удобным, современным и иметь мало общего с нынешними «грохочущими», «холодными зимой и жаркими летом». Для стыковки различных видов транспортных систем в Уфе планируется создать сеть транспортно-пересадочных пунктов, где с рельсового транспорта можно будет пересесть на колесный или на личный автомобиль, который можно будет оставлять на специальных парковках.
Гибкость – залог эффективности В ходе работы над главным градостроительным документом Уфы будет учитываться не только мнение общественности, но и тот факт, что современную городскую среду отличает высокая динамичность развития, внедрение новых инженерных систем и передовых технологий. То, что еще несколько лет назад казалось вершиной прогресса, сегодня входит в число привычных вещей, а вскоре уже может стать устаревшим. Эти процессы естественным образом влияют и на Генплан, многие пункты которого в период до 2040 года могут потребовать коррекции и даже кардинальной переработки с учетом постоянно меняющихся условий. Новому градостроительному документу необходима система, позволяющая выполнять необходимую коррекцию. И она уже обретает реальные черты. - Генплан должен перестать быть документом архивного хранения и стать документом оперативного управления, - заявил Олег Байдин. - Мы уже разработали и приняли архитектуру системы уровня CIM (City Information Modeling), в рамках которой на основе уже развёрнутого в Уфе учётного блока вводится блок моделирования, позволяющий в режиме реального времени прорабатывать перспективные сценарии развития города и проверять их на соответствие текущим регламентам. А в случае необходимости - обоснованно корректировать как проектные решения, так и действующие регламенты. У нас будет живой, гибкий генеральный план, изменяемый по необходимости, но всегда остающийся согласованным с другими видами моделей территории.
Алексей ФАТЫХОВ |