ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Перезагрузка «ЕдРа»
На конференции «Единой России» секретарем регионального отделения избран гла...

Год красоты и комфорта
2020-й объявлен в республике Годом эстетики населённых пунктов. Соответствующий ...

Дружба с Душанбе
Глава Башкортостана Радий Хабиров провел рабочую встречу с официальной делега...

Диоды на светофорах
На оживленных перекрёстках столицы на опоры светофоров устанавливаются свето...

Спустя век
На минареты Хакимовской мечети установили полумесяцы. Ее восстановление ведет...

Лестница к реке
В парке Победы идет масштабная реконструкция. Обновятся парапет и лестница, ве...

Вопреки стереотипам
На площадке Конгресс-холла «Торатау» в седьмой раз состоялся Межрегиональный ...

Волшебное воображение



     №11 (216)
     Ноябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ВРЕМЯ ЛИДЕРА"

Вернулся домои


После громкого переворота в Нефтяном, когда сместили ректора Шаммазова, честно и плодотворно прослужившего университету 20 лет, Айрат Мингазович сегодня чувствует себя превосходно. Он стойко принял испытания судьбы. Мудрый человек, с железным характером, который мог из-за сигареты в актовом зале исключить студента и в то же время отстроить и подарить аспирантам бесплатное жилье. И все-таки в конце интервью голос его дрогнул: «Спасибо, что я вернулся к себе домой после вынужденного пятилетнего отпуска!» 

После обычной студенческой жизни, где он так же, как и все, грыз гранит науки, гонял в футбол, а летом штукатурил коровники (был, кстати, комиссаром зонального стройотряда), Айрат по распределению уже собирался отправиться на работу на резервную нефтебазу, хотя его пригласили в аспирантуру. Что это такое, студентам было плохо известно. Зато на нефтебазе его ждала должность главного инженера с окладом 160 рублей, в то время деньги немалые. Но старшая сестра Динара сказала: аспирантуру предлагают один раз в жизни, и он переменил свое решение. 
А корни Шаммазовых идут из Бакалинского района. Мама, Зулиха Габдулловна, была домохозяйкой – доброй, рассудительной, во всем послушной мужу. Отец, Мингаз Низамович, прошел Великую Отечественную, награжден двумя орденами Красной Звезды. 
Прошел «Смерш», в катакомбах Кенигсберга разыскивал притаившихся после Победы гестаповцев. 
Вернулся на родину в 1946 году, зажили счастливо, родился Айрат. А через семь лет отца разбудили ночью и (без всяких проверок!) отправили работать в группу Советских войск в Германии (ГСВГ) в должности главного бухгалтера полевого Госбанка. Так что в школу Айрат пошел в Вюнсдорфе. Между тем семья поначалу оставалась в Уфе. Когда пришел вызов от супруга, Зулихе и семилетнему сыну пришлось одним отправляться в дорогу. История, как она добиралась, уже стала семейным преданием.
- Мама окончила четыре класса медресе, писала только по-арабски, русский знала плохо. От меня тогда проку мало было: тоже говорил наполовину по-башкирски, наполовину по-татарски, - вспоминает с улыбкой Шаммазов. - Соседка написала маме на тетрадном листочке «инструкцию» и рассказала, что делать. «Доедете до Москвы, поезд придет на Казанский вокзал. Покажите бумажку за цифрой 1, там написано: переехать на Белорусский». Там мы на полу переночевали, а утром мама подошла к милиционеру и указала на пункт 2, где значилось: «Помогите закомпостировать билет до Берлина». Так мы и добрались, отец встретил нас на перроне. 
Зулиха Габдулловна до конца жизни писала на арабском. Когда шла в сберкассу получать пенсию, сотрудницы все вместе подсказывали, как нужно ставить подпись. И она медленно без отрыва выводила: «Шаммазова». Не успел Айрат проучиться и месяца, как ее вызвали в школу. Вернулась расстроенная: так и не поняла, что ей учительница пыталась растолковать. На самом деле она хотела объяснить, что мальчик у нее хороший, усидчивый. Пишет единицы с палочками аккуратно, но справа налево и почему-то с «хвостиком». Да и половину слов, что говорит преподаватель, Айрат не понимал, букв не знал. Но особо не тушевался. 
Вообще, педагоги в школе были замечательные. В ГСВГ приезжали известные личности, не забывали и про детей военнослужащих. 
- Бегу как-то по коридору, меня останавливает мужчина и строго так спрашивает: «Мальчик, где директор или завуч?», - вспоминает Айрат Мингазович. – Показал ему, как идти, и увидел, как он – могучий, широкоплечий – отправился дальше какой-то неуклюжей походкой враскачку. А когда он выступал перед учениками, даже глазам не поверил: это был Алексей Маресьев. 
Подростком Айрат проявлял организаторские способности, всем интересовался, а еще учителя обнаружили у него звонкий голос. Ему даже поручили вести слет пионеров, в нем участвовало 1000 школьников. Масштабное мероприятие проходило на стадионе. А рапорт о готовности слетов пионеров Айрат сдавал главнокомандующему Вооруженными силами в ГСВГ первому заместителю министра обороны СССР, а впоследствии министру Андрею Гречко.

Идите учиться работать
Вся жизнь Айрата Мингазовича связана с нефтяным институтом. Это был второй «родительский дом» - он дал тепло, уют, кусок хлеба. Шаммазов прошел путь от младшего научного сотрудника до проректора, стал профессором. Как примерный, уважающий себя сын он не мог не отплатить благодарностью: в родной вуз вкладывал душу. И любовь была взаимной. В 1994 году из пяти кандидатов на должность ректора коллектив избрал его в первом туре, проголосовав абсолютным большинством. Это стало таким сильнейшим стимулом, что первые три года Шаммазов, поднимая университет, работал буквально на износ. Потом уже можно было немного передохнуть, когда «колея» была проложена и сформирован неплохой задел. 
Сейчас Айрат Мингазович трепетно хранит фотографию первого президента Башкортостана Муртазы Губайдулловича Рахимова с надписью «Дорогому другу». Однако первое время отношение власти к новоиспеченному ректору можно было охарактеризовать как: «Ну-ну, посмотрим!». 
А новый ректор уже через три года, когда страна буквально разваливалась, открыл к 50-летию УГНТУ спортивный комплекс на 4 тыс. кв. метров! Гиперинфляция, крыши текут, люди денег не видят по три месяца, а в нефтяном - зарплата два раза в месяц, ремонт корпусов, строительство жилого дома с гостиницей и общежития для иностранных студентов. Денег не было, но Шаммазов прекрасно сориентировался в новых условиях. 
Как потом передали, на оперативном со
вещании в правительстве Муртаза Губайдуллович поставил ректора в пример со словами: 
«Все встали и идите учиться работать у Шаммазова!». 
- После трех лет «хорошего» нейтралитета с Муртазой Губайдулловичем у нас наладились очень конструктивные взаимоотношения, - делится Шаммазов. - Он понял роль нефтяного для подготовки кадров не только для страны, но и для ТЭКа мирового. Это и геополитика, ведь иностранцы, вернувшись на родину, станут горячими сторонниками нашей страны. И экономика: за обучение платят валютой, а значит, появится больше рабочих мест. В 94-м году я принял 9 тысяч студентов по всем формам обучения, а в 2014-м оставил в два раза больше. Было создано дополнительно более 1 300 рабочих мест (педагоги и обслуживающий персонал). Что касается иностранных студентов, теперь заключены договоры на обучение не с семью, а более чем с 40 странами. 
Чисто крестьянскую смекалку, когда «семь раз отмерь, один – отрежь», дальновидность и умение считать он унаследовал от отца, от матери – не забывать добра, а на недоброжелателей смотреть сквозь пальцы. В 2004-м нефтяной построил более 10 тысяч квадратных метров жилья для преподавателей и молодых специалистов. Потом возводил социальные дома для преподавателей и сотрудников не только нефтяного, но и всех других вузов Уфы. Принимая серьезные финансовые решения, всегда просчитывал, какова будет отдача от вложенных средств, и никогда не ошибался. 

Распилы на Белой
Наверное, на долю каждого крупного руководителя выпадает какая-то серьезная техногенная катастрофа. Айрат Мингазович выступал экспертом по крушению поездов под Улу-Теляком, в результате которого погибло более 1200 человек. Но была и еще авария, о которой сейчас мало кто помнит - на реке Белой. Конец 
90-х годов, поступает сообщение, что в системе трубопровода, принадлежащего «Транснефти», упало давление. Вскоре выясняется, что произошла авария на трубопроводе, проложенном по дну реки Белой, и в течение 15 часов из места повреждения вытекала нефть подо льдом при 35-градусном холоде. Что делать, как ее собрать, предотвратить экологическую катастрофу? Было принято решение делать поперечный распил льда, то есть соорудить нефтеловушки и откачивать вытекшее сырье. 
В то время министр экологии Башкортостана не нашел лучшего выхода, как поджечь нефть, и продукты горения накрыли смогом всю Черниковку. Пострадали люди, особенно астматики, которые едва пережили это испытание. В результате Айрат Мингазович настоял, чтобы министр расстался со своей должностью.

Будущее – за наукой
Сейчас у Шаммазова болит душа за науку. 
- В ближайшие годы будет большой голод высококвалифицированных кадров – аспирантов, докторов и кандидатов наук, если их не обеспечат достойной зарплатой, - считает он. - Когда я стал доцентом, получал со всеми надбавками 445 рублей, в то время как директор нефтеперерабатывающего завода – всего 300. Сейчас все перевернулось с ног на голову: там миллионы, а здесь – одни слезы. Мы живем сегодняшним днем, не думаем о будущем – о науке. Ведь основная тягловая сила - научные кадры. За бытность мою ректором число докторов и кандидатов наук выросло в разы. Когда я покидал свой пост ректора, в университете было 470 аспирантов, сейчас их - 200, и план приема на следующий год – всего 39, а в БашГУ – 12. Мы не восполняем кадровый педагогический потенциал. В то же время в республике собираются открыть Научно-образовательный центр. 
Экс-ректор по-отечески относится к студентам, но с особой теплотой все-таки – к парням и девчатам из глубинки. 
- Мне нравятся ребята, поступившие к нам из районов, - признается он. - Они попадают совершенно в другую среду: не нужно заготавливать дрова, доить корову, расчищать снег. Нужно лишь учиться! Это и есть цель студента, и как раз эти ребята показывают хорошие результаты, добиваются в жизни высот и, если уж на то пошло, бывают искренне благодарны. Я всегда старался выкроить больше мест для представителей «глубинки», так называемых целевиков. 
Вообще я люблю общаться с людьми «от земли». С ними даже парой слов перекинуться – как воды напиться. И здесь я обозначил для себя три вехи. В первый раз, когда я традиционно приезжал на сабантуи, ко мне подходили бабушки и дедушки, благодарили за внуков. По окончании нефтяного они нашли хорошую, стабильную работу: кто-то в Башкирии, кто-то на Севере, строят дома, заводят крепкие семьи. Потом уже благодарили родители. И вот в третий раз, сравнительно недавно, в Бакалинском районе подходит ко мне молодая супружеская пара (оба – наши выпускники), улыбаются. А с ними – трое ребятишек, мал-мала. Говорят хорошие, простые слова, и ты понимаешь, что, в общем-то, старания не напрасны. 
…Конечно, в свои 67 Шаммазов не собирался «на покой»: при его-то хватке и энергии! Однако при всех его заслугах пять лет назад произошла его отставка, о чем он не хочет вспоминать. А конец прошлого года подарил ему счастье вернуться в Нефтяной, уже в качестве президента. И выбрали его единогласно. Сейчас он плотно работает с нефтегазовым консорциумом России, создание которого он и инициировал в свое время. Избран председателем Общественной палаты Уфы, возглавляет комиссию по образованию, науке, развитию башкирского языка и литературы Курултая, несет много других общественных нагрузок. Что же касается «шрамов» на сердце, так раны победителей зарастают быстро, а Айрата Мингазовича можно назвать победителем.

Ирина ШИПУНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости