ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Драйвер для бизнеса
На V форум малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС съехал...

Врачи - в дефиците
В БГМУ глава республики Радий Хабиров провел выездной «Здравчас», основным воп...

Инвестору в помощь
В Конгресс-холле «Торатау» состоялась выездная стратегическая сессия Федерал...

Смотри в оба
В  историческом центре Уфы и микрорайоне Инорс появятся видео-камеры с распо...

Науку - в жизнь
В  Уфе построят научно-образовательный центр и межвузовский студенческий ка...

Мастерские и Зал торжеств
В Уфе появится Центр современного искусства.
1,4 га земли за зданием музея ...

Новое слово о Мустае
12  октября в Москве состоится премьера документального фильма о Мустае Кари...

Передавая боевой дух
В  Санкт-Петербурге над памятником легендарному комдиву Минигали Шаймурато...

Праздник дружбы и фольклора
В Москве прошел федеральный оргкомитет Фольклориады-2020, которая пройдет с 18 ию...

Там чудеса, там леший бродит…
Театр кукол открыл свой сезон премьерой спектакля «Сказка о царе Салтане».


Мастер-класс от мастеров



     №10 (215)
     Октябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Инфраструктурный хай-тек


Современный мир отличает стремительный технический прогресс, вносящий перемены во все сферы жизни. Модели автомобилей, бытовой техники, мобильных устройств меняются постоянно, получая все более продвинутый функционал. Не менее серьезные перемены происходят и в сфере коммунальной инфраструктуры и городского хозяйства. Каждый год в них начинают использоваться новые материалы и технологии, позволяющие выполнять работы быстрее, с лучшим качеством и по меньшей цене. 

Не будет преувеличением сказать, что дорожный вопрос волнует жителя любого крупного города: как автовладельцев, так и пассажиров общественного транспорта, где основную роль обычно играет автобус. Не случайно именно в технологии строительства и ремонта дорог происходят большие перемены. Для увеличения межремонтных сроков в Уфе в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» при устройстве покрытий проезжих частей применяется метод объемного проектирования (Superpave). Данная технология была разработана в США и стала результатом многолетних исследований по увеличению срока службы асфальтового покрытия. Ее основная задача – разработка состава асфальтобетона с учетом процессов его деформирования и разрушения, влияния климата и интенсивности движения на магистрали. То есть новый метод позволяет определить состав асфальта, наилучшим образом подходящий к конкретному участку дорожной сети. В результате можно получить покрытие, устойчивое к образованию колеи, сетки трещин и усталостному разрушению - всего того, что раньше нередко приводило к началу разрушения асфальта спустя относительно небольшое время после его укладки. Система Superpave успешно применяется во многих странах Европы и практически по всей территории США. Сейчас данная технология внедряется в России, в том числе и в Уфе. 
Другой технологической новинкой стал метод холодного ресайклинга, использованный в этом году при капремонте Бирского тракта и улицы Сипайловской. Холодный ресайклинг необходим для создания прочного и устойчивого дорожного основания. Сначала на ремонтируемом участке снимается старый асфальт, измельчаемый фрезой в мелкую крошку. Крошка не увозится, а остается на магистрали, к ней добавляется новый щебень, а сверху насыпается слой сухого цемента высокопрочной марки. Затем по ремонтируемому участку проходит специальная машина - ресайклер, который с помощью фрезерно-смесительного барабана производит правильное смешивание всех компонентов дорожной основы с добавлением небольшого количества воды. После уплотнения виброкатком получается ровная и прочная основа для укладки асфальта.
Холодный ресайклинг сводит к минимуму вероятность появления дефектов проезжей части из-за проблем с основанием дорожного полотна, возникающих под воздействием климата и нагрузок от тяжелого транспорта. В сочетании с методом объемного проектирования это позволяет значительно повысить качество и ресурс уфимских дорог. 

Пластик для магистралей 
Для комфортной и безопасной езды важно не только качество асфальта, но и наличие хорошо различимой дорожной разметки, с чем до сих пор в Уфе были проблемы. Для нанесения на асфальт разделительных полос, пешеходных зебр, стрелок и других спецобозначений использовалась в основном специальная быстросохнущая краска. Применяется она и сейчас. Но в этом году на всех оживленных магистралях столицы республики для нанесения разметки активно применялся термопластик – материал нового поколения, имеющий гораздо большую устойчивость к истиранию автомобильными шинами и влиянию погодных условий. 
- Термопластик – это специальный полимерный состав, который наносится на поверхность дороги в расплавленном виде при температуре 190-200 градусов Цельсия, что обеспечивает хорошее сцепление с асфальтом за счет проникновения частиц полимера в его верхний слой, - пояснил главный инженер МУП «СУРСИС» Руслан Хамзин. – И если краска на дороге с интенсивным движением держится около трех месяцев, то пластик – до года. Это хорошо заметно на примере «зебр» и разделительных полос проспекта Октября. В полимерную разметку для заметности в темное время суток добавляются специальные светоотражающие стеклошарики, причем, в отличие от краски, она не теряет своих светоотражающих свойств из-за стирания верхних слоев, поскольку шарики равномерно распределены на всю глубину нанесенных линий. 
В сравнении с краской термопластик более сложен в технологии нанесения. Материал наносится в расплавленном виде слоем толщиной 2-4 миллиметра на сухую, очищенную от грязи поверхность, температура которой должна быть не ниже 10 градусов, а относительная влажность воздуха во время проведения работ - не более 85%. По цене термопластик дороже краски в среднем в три-четыре раза. Но эти затраты с лихвой окупают себя на оживленных автомагистралях, где во главу угла ставится безопасность движения и оптимизация транспортных потоков, что во многом зависит именно от качества дорожной разметки. 

«Умные» трубы 
С мая по сентябрь в городе идет период интенсивных раскопок – коммунальные службы готовятся к зиме. Наиболее ответственный этап – плановая замена сетей, от объема и качества которой будет зависеть надежность системы теплоснабжения в период высоких нагрузок в зимние холода. Согласно бухгалтерской отчетности, нормативный срок службы трубопроводов системы центрального отопления определен в 25 лет, горячего водоснабжения - в 10. Получается, в первом типе сетей для обновления системы нужно менять 4 процента от общей протяженности в год, во втором – 10 процентов, а в среднем, принимая во внимание протяженности тепловых сетей, выходит около пяти. При этом реальный срок безаварийной службы трубопроводов при их правильной эксплуатации может значительно - на 5, 7, 10 лет превышать нормативы бухгалтерского учета. 
Очень важно, что в последние годы при проведении ремонтных работ в Уфе активно используются новые материалы и технологии. Так, МУП «Уфимские инженерные сети», снабжающее теплом и горячей водой свыше 1300 жилых домов и более 200 соцобъектов, использует современные трубы, позволяющие реализовать функцию оперативно-диспетчерского контроля. Они имеют пластиковую оболочку, где в слое утеплителя проложены электропроводники. Если в трубе 
из-за коррозии или повреждения сварного шва возникает течь, вода замыкает контакты проводников, сигналы которых поступают в терминалы, расположенные в центральных тепловых пунктах или теплокамерах. Ремонтные бригады с помощью специальной дефектограммы могут определить место аварии с точностью до нескольких метров и быстро приступить к ее устранению. Как показывает опыт, время выявления и устранения повреждений, а значит, и потерь теплоносителя, сокращается до 10 раз, давая весьма приличную экономию. Себестоимость создания оперативно-диспетчерского контроля при этом составляет менее одной десятой процента общих расходов на замену сетей. Сейчас «умные» трубы установлены на 30 километрах сетей теплоснабжения, притом что на балансе УИС находится 122,9 километра квартальных и 61 километр магистральных теплосетей. 

Топить по-новому 
Технический прогресс в сфере городского теплоснабжения особенно заметен в котельной №24 по улице Менделеева. Два котла, установленные в 1972 и 1981 годах, соседствуют с новым, который будет пущен в работу в этот отопительный сезон. Первое, что бросается в глаза – разница в форме и размерах. Новое оборудование значительно компактнее старого, и если котлы советского производства снаружи выложены огнеупорным кирпичом и чем-то напоминают деревенские печи, то современный представляет собой компактный стальной цилиндр. Это стало возможным благодаря применению специальных теплоизоляционных материалов нового поколения вместо огнеупорного кирпича. Но главное отличие заключается в системе управления – на смену многочисленным вентилям, задвижкам, датчикам и манометрам пришел электронный пульт с жидкокристаллическим дисплеем и клавишами управления. 
- Два установленных в котельной старых котла имеют мощность по 8 гигакалорий, а новый один выдает сразу 20, при этом он намного экономичнее, - поясняет начальник участка Кировского УИС Олег Мальков. – Таких показателей удалось достичь, прежде всего, благодаря компьютерной системе управления, которая просчитывает объемы подачи газа и воздуха для оптимального процесса горения. В старых топках часть топлива, если можно так выразиться, просто улетает в трубу, поскольку в управлении работой котла участвует только дежурный оператор, который не может сравниться с компьютером, способным максимально эффективно расходовать газ. При этом особых сложностей с управлением новым котлом у операторов нет: опытные специалисты берут инструкцию и идут работать, осваивая все тонкости буквально за несколько смен. Обслуживание и ремонт новых теплогенерирующих установок МУП УИС будет выполнять своими силами. 

Автомат дает экономию 
Если взглянуть на систему городского теплоснабжения в целом, то ее основной проблемой является сильный износ и низкая экономическая эффективность, ведь большая часть оборудования была установлена еще в советские годы. 
Один из главных трендов последних лет – модернизация и автоматизация оборудования. Если говорить о малых котельных, то их можно разделить на два вида: автоматизированные и неавтоматизированные, требующие постоянного присутствия обслуживающего персонала. Последние менее рентабельны, поскольку зарплата персонала составляет до 20 процентов себестоимости производства тепловой энергии. Здесь проводятся мероприятия по автоматизации управления, позволяющей работать без операторов. В первую очередь такая модернизация идет на малых котельных мощностью менее 10 гигакалорий/час. 
Автоматизировать можно и крупные котельные. Но, поскольку их оборудование было произведено в основном еще в советские годы, для этого требуется замена котлов, каждый из которых стоит десятки миллионов рублей. И такая работа ведется, хотя теплоснабжающие компании сдерживает нехватка средств. К примеру, в котельной по адресу Таллиннская, 7А, из пяти старых советских котлов два уже заменены на новые автоматизированные котлоагрегаты с модулируемыми газогорелочными устройствами, еще один планируется заменить в этом году. Три новых котла имеют большую производительность и могут полностью обеспечить теплоснабжение всех подключенных потребителей. В перспективе котельная будет работать в полностью автоматическом режиме без участия операторов. 
Как показывают расчеты, автоматизация и модернизация устаревших котельных позволяют значительно поднять их экономическую эффективность и имеют относительно небольшие сроки окупаемости. По экспертным оценкам, сделанным на одном из проходивших в Уфе энергетических форумов, модернизация котельной №27 по улице Менделеева, включающая в себя установку оборудования когенерации, деаэрации и утилизации дымовых газов, требует 76 миллионов рублей инвестиций, а их экономический эффект составит 30 миллионов рублей в год. Аналогичные мероприятия в котельной №1 по улице Центральной обойдутся в 59 миллионов рублей, но дадут 15 миллионов годовой экономии. Неэффективные объекты тепловой генерации должны выводиться из эксплуатации и переводиться в резерв.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости