ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Сила и патриотизм
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров дал старт строительству крупнейшего в ...

Хоспису быть!
В  Башкирии на протяжении многих лет оставался открытым вопрос строительств...

Час - на пересадки
С первого сентября в Башкирии начал действовать так называемый «Счастливый ча...

Счастливого плавания!
В  сентябре состоится торжественный спуск на воду круизного лайнера «Мустай...

Долгожданная победа
На стадионе «Нефтяник» состоялся исторический футбольный матч «Уфа» - «Зенит»....

Башкирская река в Меге
В  Уфе к осени 2020 года появится Мега Парк со скандинавскими мотивами и водопа...

Внушительная сумма!
1 сентября за школьные парты сели 122 тысячи ребят. Это на 4 тысячи больше по сравн...

Музею – быть
В Уфе на улице Ленина откроет свои двери  Музей истории  города.
- Иде...

Успех «Мираса»
Ансамбль песни и танца «Мирас» вернулся с гастролей из Болгарии. Коллектив при...

Нуреев, Чайковский, Григорович



     №9 (214)
     Сентябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Где жили Камали и Гафури


Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ включило усадьбу Зии Камали  в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Краеведу Татьяне Тарасовой удалось найти уникальные архивные документы. Согласно им, усадьба №83 (ныне - 89) по ул. Никольской (ныне ул. Мажита Гафури) принадлежала Камалетдинову Фарвазетдину (как и Парвазетдин - одна из форм написания имени Зии Камали, - прим. автора). Он приобрел ее между 1908 и 1911 годами у Ивана Степановича Сергеева.
Суюмбике Кудашева в своих воспоминаниях писала, что в усадьбе Камали был пышный вишневый сад. Когда ягоды наливались соком, для местной ребятни начинались особые дни. Каждую пятницу в доме просветителя пекли сладкие пирожки, которые мулла раздавал детям по пути на пятничный намаз. 

Так чем же известен Парвазетдин Камалетдинов и почему его наследие важно сохранить? Будущий богослов родился на родине Мустая Карима в селе Кляшево в декабре 1873 года. 
Семья Камали была очень бедной. Отец будущего просветителя старался дать образование сыну, хотя ему приходилось даже наниматься в бурлаки. Сначала мальчик учился в местной начальной школе, потом пешком пришел поступать в медресе «Усмания». Способного ученика поддержали и отправили продолжать обучение в Турции. Для этого муфтий Мухамадияр Султанов пожертвовал деньги, помогали в сборах шакирда и крымские мусульмане. Затем он учился в Каире. По воспоминаниям самого Камали, в это время материально его поддерживал торговец Садретдин Назиров. 
Когда он окончил богословский факультет «Аль-Азхар», Камали предложили отправиться в Париж, в Сорбонну. Но он ответил отказом.
 - И на моей бедной родине нужен свет знаний. Мой долг - просвещать, поэтому желаю вернуться в родные края. 
 Но прежде чем отправиться обратно в Уфу, еще некоторое время жил в Медине, изучал арабскую литературу и изречения Мухаммада (Хадисы). 
Вернувшись на родину, в 1906 году женился на дочери обедневшего дворянина Аскара Девлеткильдиева - Гайше. И почти сразу же выступил с предложением о строительстве учебного заведения с новаторскими методиками преподавания, поскольку Камали был сторонником объединения науки и религии, а также европеизации мусульман.
Свои планы смог воплотить в медресе «Галия», в котором стал первым и единственным ректором - мудиром. Также был муллой сначала 2-й, потом 3-й Соборной мечети.
Преподавать в «Галие» пригласил лучших учителей того времени. В их числе Галимжан Ибрагимов, а также первая женщина-преподаватель Фатима Давлеткильдеева. 
В 1915 году Зия открыл первое в крае высшее женское учебное заведение «Анасия» с педагогическим уклоном, где сам преподавал мусульманскую этику. Под его же руководством в Уфе начали работать ежегодные педагогические курсы. 
Камали одним из первых перевел Коран на татарский язык, но его труд остался неопубликованным. Главным же его произведением стала «Философия ислама», состоявшая из четырех самостоятельных частей. В этих работах он доступно изложил свои идеи модернизации учения. Просветитель ратовал за то, чтобы верующие опирались только на Коран, а не на легенды и предания. 
После Февральской революции 1917 года Камали был избран членом Союза мусульманского духовенства, принимал участие в работе Первого Всероссийского мусульманского съезда. В 1923 году он стал казыем (мусульманским судьей) Центрального духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири. Продолжал активно преподавать и отстаивать свои идеи.
- Все религии основаны на моральном принципе - любите делать другому то, что любите делать себе. Однако духовенство разными толкованиями разложило этот принцип и создало такое толкование, что невольно было создано враждебное отношение между верующими. Религия Ислама ближе к жизни и научному материализму, - говорил Зия Камали на допросе в 3-м отделе УГБ в 1936 году. Ему, как и многим представителям мусульманской элиты, было предъявлено обвинение в подрывной националистической деятельности. Камали был осужден и отправлен в Самарскую тюрьму, где и умер от болезни в 1942 году. Однако после смерти Сталина его реабилитировали, в его деле не нашлось состава преступления.
Но что же стало с семьей просветителя и его домом? Все имущество, в том числе два дома с вишневым и яблоневым садами, было отобрано, а жена Гайша и дети остались на улице.
Недавно на связь вышла его правнучка - Валентина Челик. Сейчас она живет в Германии.  Наследница Камали в какой-то мере пошла по стопам легендарного прадеда, стала тюркологом-политологом, тоже училась в Стамбуле. Там же она вышла замуж. Валентина рассказала  историю своей семьи после репрессий. В частности, что после ареста богослова, его жена с детьми пешком ушли в Свердловскую область. 
Уровень образования в медресе «Галия» был очень высоким. Среди учеников Камали немало выдающихся личностей. В том числе первый народный поэт Башкортостана Мажит Гафури, писатель Сайфи Кудаш, «красный паша» Карим Хакимов. Но связывала учеников и наставника не только учеба, но и дружба.
 Широко известен такой факт биографии Мажита Гафури: после прочтения стихотворения «Видно, нет тебя, Аллах!» разъяренные мусульмане пришли в типографию с требованием выдать им богохульника. Сотрудники отстояли поэта, но не его дом. В результате поджога сгорело все имущество и рукописи, чудом не погиб пятилетний сын Гафури. 
Где жил поэт, пока ему не выделили легендарную усадьбу на улице Гоголя? Оказывается, в доме по бывшей Никольской. Камали предоставил ему треть помещения. В свое время это подтверждали и уфимские старожилы. На вопрос, где жил Гафури, они отвечали: «В доме Зии-хазрата». 
Суюмбика Сайфиевна Кудашева, семья которой заселилась в дом после Гафури, описывала его так:
 - От наружной двери до входа в дом проходил коридор длиною в 1,5 метра, небольшие сени с чуланом. Жилая часть состояла из двух комнат, одна из них большая с двумя окнами. Эта комната была разделена легкой перегородкой, образуя темную комнату-спальню. Рядом с ней находилась маленькая кухня с русской печью. Напротив кухни была еще одна комната два на два метра - кабинет поэта с одним окном во двор.
- Мой прадед Мухутдин Сатаев также был учеником «Галии». В нашем архиве даже сохранились учебники медресе, в том числе и написанные Галимжаном Ибрагимовым. Среди бумаг прадедушки мы нашли рукопись первой части «Философии ислама» на иске имля. Пока не удалось установить, чьей рукой переписан трактат, точно одно - использованы чернила, а не современная ручка, - рассказывает представитель общественного движения «Архзащита Уфы» Эльза Маулимшина.

Екатерина МАРКОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости