ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Сила и патриотизм
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров дал старт строительству крупнейшего в ...

Хоспису быть!
В  Башкирии на протяжении многих лет оставался открытым вопрос строительств...

Час - на пересадки
С первого сентября в Башкирии начал действовать так называемый «Счастливый ча...

Счастливого плавания!
В  сентябре состоится торжественный спуск на воду круизного лайнера «Мустай...

Долгожданная победа
На стадионе «Нефтяник» состоялся исторический футбольный матч «Уфа» - «Зенит»....

Башкирская река в Меге
В  Уфе к осени 2020 года появится Мега Парк со скандинавскими мотивами и водопа...

Внушительная сумма!
1 сентября за школьные парты сели 122 тысячи ребят. Это на 4 тысячи больше по сравн...

Музею – быть
В Уфе на улице Ленина откроет свои двери  Музей истории  города.
- Иде...

Успех «Мираса»
Ансамбль песни и танца «Мирас» вернулся с гастролей из Болгарии. Коллектив при...

Нуреев, Чайковский, Григорович



     №9 (214)
     Сентябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Осень патриарха


Вернувшись из Кляшево - родного села Мустая Карима (куда отправилась за мустаевским духом, атмосферой и характерами его аульчан) - взялась писать. «Осень патриарха» - выдало заголовок подсознание, хотя никаких сравнений с известным произведением Габриаэля Гарсиа Маркеса я проводить и не собиралась. Нобелевский лауреат, как известно, поведал миру о страшном тиране, олицетворяющем абсолютную власть. А я в преддверии столетнего юбилея нашего литературного патриарха - народного поэта Башкортостана Мустая Карима, прожившего исключительно на светлой стороне земли, захотела заглянуть в его творчество через вековые обычаи и традиции односельчан, через демские просторы, вдохновлявшие поэта до последних дней. «Наш» патриарх - в первозданном греческом смысле слова по праву стал в современной России отцом башкирской литературы, отражением национальной культуры, талантов самородков, какими богата наша земля…


Сопроводить меня по кляшевским улочкам радушно вызвалась школьный библиотекарь Гульфина Ямалетдинова. Первым делом мы отправились с поклоном к «арине родионовне» народного поэта - Старшей матери Минниямал, покоящейся на старинном сельском кладбище, где сохранились уникальные могильные плиты с арабской вязью. Эти камни, от времени покрывшиеся мхом, аналогичны тем, чем знаменито другое кладбище в Чишминском районе - Акзират с мавзолеем Хусейн-бека - первого исламского миссионера, принесшего в наши края магометанскую веру и Коран. Там же покоятся и сподвижники Хусейн-бека, о чем свидетельствуют витиеватые надписи на каменных надгробиях. Вот и среди старинных кляшевских захоронений нашли покой мустаевские предки: дед Мухамет-
садык, прадед Мухаметкарим, прапрадед Сатый, прапрапрадед Мухамет (Ряш). Ряш, возможно, стал первым мусульманином в роду, кого нарекли по правоверному обычаю Мухаметом. И его сын Сатый в архивных «ревизских сказках» записан двояко: то Сатый Ряшев, то Сатый Мухаметов. 
По исследованиям известного историка и автора книг о селах республики Анвара Закировича Асфандиярова, Кляшево возникло в 1739 году, когда башкиры деревни Карашиды припустили на свои земли тептярей деревни Тляшево. В архивах хранится договорная запись, согласно которой Суяш (он же Теляш, а потом и Кляш!) Абзалов сотоварищами обязуются платить вотчинный оброк. Так имя первопоселенца дало название селу. Сами кляшевцы дошедшие до них от предков истории и легенды бережно хранят. Так, по одной из них, купленные земли первоначально лежали в низине на берегу реки Демы по соседству с озером Мурза, названного по имени бая. Не случайно первая улица деревни получила название Теменей, что значит «низина». Постепенно село разрасталось, из-за частых половодий нередко страдали посевы и хозяйство. Теляш решил переселиться за Кызлар-тау (Девичья гора) ближе к другому озеру. Но здесь семью подстерегала беда: в этом озере утонул любимец отца, светлолицый сын, по имени которого стали называть водоем - Акмалай, известное сегодня как Акманай. 
 Во времена Мухамета (Ряша) в Кляшево возвели две мечети, куда мужчины непременно ходили пять раз в день на намаз. Кляшевцы оказались сильны духом, веру приняли сердцем. Женщины молились обычно дома, а в мечеть их пускали по праздникам лишь на дозволенную половину. Ислам прочно вошел в сознание и быт чишминцев, сформировал не только обычаи и традиции, но и характеры, судьбы людей, приучая их к добродетели и смирению. Не случайно здесь родился Зия Камали (Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов) - один из первых исламских просветителей во всем Поволжье, открывший затем в Уфе медресе «Галия», написавший «Философию ислама» в контексте реформаторских и просветительских течений того времени. 
После революции минареты одной мечети срезали и отдали детям под школу, вторую закрыли в 1934 году, устроив зерносклад. Однако религия давно здесь сформировала свой жизненный уклад: даже в голодные годы войны кляшевцы держали уразу. Правда, дети, как вспоминает сегодня Флюра-апа, украдкой жевали скудную картофельную лепешку «кетий», не дожидаясь захода солнца. 
 Образцом веры и жертвенности в семье Каримовых была Старшая мать, память о ней, как об искусной повитухе и мудрой женщине, кляшевцы хранят по сей день. А для Мустафы, с рождения тяготевшего к осмыслению окружающего его мира и людей, она явилась как знак свыше - духовный проводник и наставник. Сначала любопытный мальчишка какой-то магической силой привязался к старшей жене отца: родная мать даже ревновала сына, изумлялась их трепетным отношениям. Осознав роль Старшей матери в своей судьбе и творческой зрелости, Мустай Карим сделал ее главной героиней повести «Долгое-долгое детство», которую я воспринимаю как философский трактат. «В щедрые руки добро само плывет», - говорит Старшая мать в повести. И этому ее завету любимец Кэндэк старался следовать всегда. «Высшим авторитетом для меня была моя Старшая мать. Эта женщина - всю жизнь для меня неразгаданное чудо», - писал Мустай Карим. 
 Удивительное дело: Старшая мать Минниямал, руки которой принимали на свет всех младенцев Кляшево, оказалась настолько авторитетной, что и после нее кляшевские роженицы доверяли только повитухам. Свое ремесло и знания Минниямал передала Минникэй Сатаевой, матери Шагидуллы, уличного вожака и друга Мустафы, доводившемуся ему еще и четвероюродным братом. Последовательница Старшей матери прожила почти восемьдесят лет и помогала роженицам пока хватало сил. Флюра-апа, родившая шестерых детей в 50-е годы, тоже в больницу не ездила. В селе, конечно, уже работала фельдшер, но принимать роды на дому медичка отправлялась с бабушкой Минникэй. Меня этот факт просто потряс: какой же славной женщиной должна была быть Минниямал, чтобы и десятилетия спустя о ее добрых делах вспоминали с благоговением и стремились походить на нее. И сегодня кляшевские старожилы нередко признаются: «Подлинную цену женщине узнаешь по тому, как она рожает», цитируя строчки из мустаевского «Долгого-долгого детства».
 … Тем временем пытаюсь выведать еще какие-то секреты, особинки кляшевского житья-бытья. Какие сказки и песни слагали, в какие игры играли? Известная нам из произведений Мустая Карима Девичья гора (Кызлар-тау) всегда была местом заветных встреч, загадывания желания, сердечных признаний. «Али-белли бепкесэ/коя киткан анкесэ?/тау башэнэ еляккэ/ Галияга(имя ребенка) буляка/ - под эти слова колыбельной мамы укачивали малышей. А когда дети подрастали, укладывая их спать, увлекали забавными историями про сюнэй-базар (сказочное царство сна).
«Кызым-кызым - кыз кэшэ/Кызыма килер йоз кэшэ/Йоз кешэ орысэннан/ Алып китар бер кэшэ»/ - такие частушки пели матери незамужним дочерям. 
 Мустай Карим Девичью гору воспринимал как место силы. С того случайно услушанного в детстве объяснения в любви между Ак-Йондоз и Марагимом (о чем он потом признался Старшей матери и в свою очередь услышал трогательные откровения об их непростых отношениях с отцом) Мустафа уверовал в силу любви и с этой верой преодолевал многие зигзаги судьбы. Став известным на весь мир писателем, он проводил свой день рождения в этом дорогом уголке родной земли. Нынешний настоятель мечети Дилявир-хазрат с гордостью признался в том, что был «костровым» на мустаевских праздниках - готовил костер и передавал факел с огнем в руки Мустафы Сафича. Такое доверие дорогого стоит, считает хазрат. Он постоянно вспоминает Мустая Карима в своих молитвах и просит за него Всевышнего, чтобы и на Небесах у известного аульчанина все сложилось наилучшим образом. 
… А мы продолжаем изучать надписи на могильных плитах, переходя от одной к другой, сравнивая даты и фамилии, где их еще можно прочесть. Пытаюсь представить ушедших людей: как они жили, что оставили после себя? Война черной тучей накрыла кляшевцев: от голода умирали взрослые и дети. В 1941-1942 годах еще держались: растягивали довоенные припасы, во дворах оставался скот, птица. Флюра-апа помнит, как девочкой вместе с взрослыми женщинами ходила в Уфу торговать молоком и катыком. Молоко в бидоне подвязывали рюкзаком за спину, а сверху на коромыслах несли по два ведра с катыком. Откуда только силы брались?! А в 1943-1945 годах коров и кур осталось совсем мало, отчаянно ждали весны, чтобы откапывать гнилую картошку - от голода умирали едва ли не каждый день. Старинное кладбище заполнилось, и под новые захоронения отдали земли рядом с бывшей мечетью, где тогда размещался колхозный склад. Новое кладбище обнесли каменным забором, сохранившимся и поныне, - старики не позволяют его менять на современный. Теперь уже этот погост называют старым кладбищем - там покоится отец народного поэта Сафа Каримов. Кстати, в «ревизских сказках» он записан Сафа Садыков - по имени отца - тогда фамилий у башкир и татар еще не было. А за мечетью на послевоенной делянке лежат младшая мать Вазифа, брат Ильяс, сестра Салиса Каримовы. У каждой из могил мы с Гульфиной постояли, помянули добрым словом - открытыми, светлыми и радушными запомнили кляшевцы весь этот род. Часто ли сельчане навещают могилы родных? Видимо, это не стало традицией, в этом мы, пожалуй, тяготеем больше к Востоку, где не принято навещать могилы, нежели к Западу. Хотя в последние десятилетия на Ураза-байрам и Курбан-байрам проведать кляшевские могилы приезжают родственники из Уфы и даже из других регионов.
 …Как-то у нас с Мустафой Сафичем вышел разговор о ритуальных традициях. И он рассказал мне о кладбище вблизи Вены, где со времен Римской империи принято устанавливать памятники с шутливыми и даже саркастическими текстами - черный юмор у австрияков в ходу. С этой особенностью местных жителей, говорящих на немецком, но своими воззрениями тяготеющих к древним римлянам, Мустай Карим столкнулся в годы войны, ему довелось какое-то время квартировать в Вене, где он и встретил победу. Сегодня в Вене для иностранцев устраивают специальные экскурсии на старинные кладбища, показывая остроумные, по мнению австрийцев, надписи на памятниках, - для нас это цинично и неприемлемо. Естественно все же в таких местах испытывать скорбь.
Однако Кляшево в этот раз я покидала, радуясь увиденному и услышанному. Односельчане, как могут, хранят светлую память о Каримовых. Конечно, хотелось бы здесь встретить студентов и аспирантов историков - им есть что изучать и популяризировать. Но и сегодня в школьном музее собраны материалы, проливающие свет на историю села и его знаменитых уроженцев. Созданы кабинеты не только Мустая Карима, но и поэта Сайфи Кудаша, легендарной нашей певуньи Фариды Кудашевой. Учителя наводят порядок, раскладывают материалы по шкафам после летнего ремонта. Все кругом сверкает чистотой и праздником. Праздник предстоит большой. Их даже два. Первый - традиционное 
«1 сентября», к которому готовятся будущие перваши, с удовольствием усаживаясь за парты и декламируя стихи. Второй - 100-летний юбилей Мустая Карима, к которому в Кляшево обновляют подъездные дороги, улицы и фасады домов. А еще здесь завершается реконструкция великолепного дома культуры, где намечается открыть музей и провести юбилейные торжества. Но, как писал Мустай Карим, «настоящий праздник только на улице и бывает, а если в доме умещается - это не праздник, а так себе праздничек». И Девичья гора еще пестреет разноцветьем, терпеливо ожидая своего часа, когда здесь вновь соберутся друзья и почитатели Мустая. И вновь пламя костра напомнит нам о вечном - о любви, силе духа, непреходящих ценностях. Жить в любви - значит, жить вечно. Мустай Карим очень рано постиг эту истину. Возможно, именно здесь, на Девичьей горе. И долгие годы через свое творчество стремился донести эту мудрость до нас. И не только Прометей, а десятки и других мустаевских героев несут человечеству огонь добра и просвещения. 
Я счастлива тем, что мне довелось быть на 85-летии народного поэта вместе с ним на Девичьей горе. И тогда я заметила, как часто он смотрел на небо и улыбался. Перехватив мой пристальный взгляд, он тогда признался: «Люблю смотреть на закат, зная, что завтра будет восход. И когда спрашивают о будущем, вспоминаю о солнце, которое завтра непременно взойдет…». Сказал и рассмеялся. Таким улыбающимся миру я и запомнила нашего патриарха. А солнце его большой души продолжает нас согревать и озарять.

Галина Ишмухаметова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости