ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Равнение на героев
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с Героями Советского Союза ...

Собор дружбы
Состоялся V съезд региональной общественной организации «Собор русских Башкор...

Дебаты и праймериз
В регионе проходит праймериз «Единой России» по выдвижению кандидатов на пост ...

Инновации - для педагогов
На Московском международном салоне образования – 2019 делегация Уфы удостоена м...

Пройдут через проспект
Завершается строительство надземного пешеходного перехода рядом с Центром сп...

Зеленая Уфа
27 апреля во всех районах и городах республики прошла акция «Зеленая Башкирия». ...

«Соединятся» берега
Открылись речная навигация и паромные переправы. В этом сезоне запущен новый м...

Роскошь голосов и костюмов
Премьера оперы Джузеппе Верди «Аттила», которая стала режиссерским дебютом Ил...

Нырнем снова в детство?
23 и 24 мая новое воплощение на сцене Национального молодежного театра РБ им. Мус...

Золотой медведь из кладовой



     №5 (210)
     Май 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

«Сын за отца»


Автор 29 томов «Истории России с древнейших времен» Сергей Владимирович Соловьев считал, что история России представляет собой борьбу двух начал - государственного и родового. По его мнению, только в период правления Ивана Грозного первое одерживает победу над вторым. Однако и в дальнейшем в политической жизни страны продолжают сохраняться пережитки родового строя. В ранние времена Киевской Руси все государство мыслилось как достояние клана Рюриковичей. На этой основе функционировала так называемая лествичная система наследования княжеского престола, когда ближайшими претендентами выступали не сыновья, а братья. Уже современники Соловьева, такие как Константин Дмитриевич Кавелин, выступили с обоснованной критикой родовой теории. Тем не менее некоторые ее положения и в современных условиях представляются удивительно проницательными. 

К примеру, в обыденном представлении в истории России три фигуры ее правителей признаны олицетворением государственности, своего рода гениями государственного начала. Это - Иван Грозный, Петр I и Иосиф Сталин. Их, кроме всего прочего, объединяет одна особенность биографии. Каждый из них в разных ситуациях потерял сына. Однако происходило это либо при прямом участии родителя (Иван IV, Петр I), либо при пассивном нежелании отца спасать его. Существует версия, что немецкое командование хотело обменять Якова Джугашвили на фельдмаршала Паулюса, взятого Красной армией в плен в Сталинграде, на что Сталин якобы ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Документальных подтверждений этой фразы не обнаружили. Тем не менее сохранились воспоминания дочери Сталина - Светланы Аллилуевой. Она пишет: «Зимой 1943-44 года, уже после Сталинграда отец вдруг сказал мне в одну из редких тогда наших встреч: «Немцы предлагали обменять Яшу на кого-нибудь из своих… Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне». 
Не следует рассматривать эти факты из биографии трех правителей России в качестве частных случаев. В России глава государства имеет сакральный статус. Любое его действие рассматривается как символическое послание своим подданным, предназначенное быть образцом для подражания. Действительно, готовность пожертвовать самыми близкими узами во имя государственного начала становится повседневным фактом в переломные эпохи развития страны, когда отречение от родителей, детей и супругов приобретало массовый характер. В ряде советских газет на рубеже 20-30-х годов была введена специальная рубрика «Отрекаемся от своих отцов». Вместе с тем в массовом сознании даже официальный отказ от родственных отношений не означал освобождения от их влияния. «Грехи» отцов неизбежно распространялись и на детей. В этой ситуации и появилось знаменитое изречение вождя: «Сын за отца не отвечает». Интересно, что происхождение этой фразы имеет прямое отношение к прошлому нашего края.
Подробности данной истории собрал по крупицам в архивах Башкортостана мой однокурсник по историческому факультету Александр Александрович Казанцев. Работая учителем в Давлекановской гимназии № 5, он написал несколько прекрасных книг по истории своего района. Под его руководством установлены десятки имен солдат Великой Отечественной войны, пропавших без вести, не занесенные в Книгу Памяти. Изучая судьбу погибшей под Великими Луками 170-й стрелковой дивизии, он заинтересовался личностью Альберта Генриховича Тильбы, пропавшего без вести в 1941 году под Смоленском. Дивизия формировалась из жителей Башкирии. 600 ее бойцов были призваны из Давлекановского района. 
Альберт Генрихович Тильба родился 12 декабря 1915 в деревне Саклы (Эстонский) Альшеевской волости Уфимской губернии. Эстонские крестьяне переселяются в Башкирию с конца XIX в. К началу ХХ века их хутора располагались вдоль Самаро-Златоустовской железной дороги. По данным переписи 1917 года, в Бирском уезде проживало 250 эстонцев, Уфимском - 56, Белебеевском - 644. Как отмечает исследователь крестьянства Уфимской губернии Михаил Игоревич Роднов, хотя в массе они представляли избыточное сельское население Эстонии, «вытолкнутое» предпринимательским хозяйством из аграрной сферы, по своей ментальности, образу жизни переселенцы несли ценностные установки именно буржуазного общества. Со временем большинство колонистов сами заводили крупные высокотоварные хозяйства, превращаясь в наиболее зажиточную группу крестьянства, значительно опережая окрестное русское и иное население. Например, многопосевные дворы составляли среди эстонских колонистов Белебеевского уезда почти 90 % всех жителей. По этой причине раскулачивание эстонских крестьян в 30-е годы приобрело массовый характер. Вступление в колхоз родителей Альберта Тильбы уже в начале коллективизации не спасло их от ареста в 1931 году. Они были сосланы в спецпоселение в Нуримановский район, где и умерли уже в 1933-м. Сам Альберт вступил в колхоз «Степан Разин» в 1929 году. В 1930-м он поступает на учебу в немецкую школу колхозной молодежи в селе Давлеканово, основанную немцами-меннонитами еще в 1908 году. В 20-е годы она резко выделялась на фоне остальных сельских школ. Достаточно сказать, что ее заведующий Иван Петрович Перк закончил Казанский университет и консерваторию. В девятилетнем учебном заведении был даже свой симфонический оркестр. Однако окончить его Тильба не смог. Как он указал в своей автобиографии: «Из-за отсутствия средств к существованию». В 1931-м поступает чернорабочим на Башкирскую железную дорогу.  В 1933 году он обучается на курсах трактористов, открывшихся при Давлекановском зерносовхозе. По окончании получает направление на работу в Казангуловское отделение зерносовхоза.  Затем учится на полуторамесячных курсах комбайнеров. В   конце ноября 1935 года, вследствие перевыполнения государственного плана,   комбайнер Тильба направляется  в Москву в Кремль на совещание передовиков. 1 декабря в присутствии И. Сталина Альберт Тильба выступил с речью, где произнес слова: «Хоть я и сын кулака, но я буду честно бороться за дело рабочих и крестьян». Он рассказал, что, будучи сыном сосланного кулака, сам пробился в жизни, начав с работы на стройке, и стал комбайнером-рекордсменом в совхозе. При этом из-за его происхождения местное руководство поначалу не хотело посылать его на Всесоюзный съезд стахановцев, невзирая на все его достижения. Когда Тильба закончил свой рассказ, Сталин ободряюще отозвался со своего места: «Сын за отца не отвечает». Это замечание было помещено в газетах наряду с отчетом о съезде. В конце декабря 1935 года Тильба был награжден орденом Трудового Красного Знамени и получил его из рук И. Сталина.
4-5 января 1936 года Альберт Тильба участвует в работе 4-го районного слета колхозников-ударников и вступает в ряды Ленинского комсомола. С ноября 1936 года по ноябрь 1938-го проходил службу в рядах РККА, во время которой окончил  полковую школу и был назначен командиром отделения. По окончании  военной службы вернулся на работу  в Казангуловский семенной совхоз. В  конце декабря 1939-го написал заявление о вступлении  в  ВКП(б).
С началом Великой Отечественной войны  был призван в состав 170-й стрелковой дивизии, служил в звании младшего лейтенанта, командовал взводом 717-го стрелкового полка, пропал без вести летом 1941 года в Смоленской области.
 Впрочем, судьба Альберта Тильбы - редкое исключение на фоне массовых репрессий, когда родственная связь являлась достаточным основанием для обвинительного приговора или лишения прав.  Известно письмо некой «группы обездоленных детей» на имя пролетарского писателя, являвшееся типичным для того времени: «Тов. Горький! [...] Мы - дети, окончившие семилетку, мечтаем попасть в профшколы... но, увы, мы - дети бывших людей и нам двери закрыты везде и всюду [...], потому что нас зачал, родил чуждый элемент для Советской власти. Жаль, что мы не могли выбрать родителей и тем самым приобрести право на дальнейшее существование [...]. Жить так дальше нельзя... это садизм. Таких детей надо уничтожать, родителей - кастрировать. Ведь мы никакого преступления не совершили - зачем так жестоко карать. Проклят час, когда нас родили». В 1937 году было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О членах семей осужденных изменников родины». В 70-е годы Вячеславу Молотову задали вопрос: «Почему репрессии распространялись на жен, детей?». «Что значит - почему? Они должны были быть изолированы. А так, конечно, они были бы распространителями жалоб всяких», - ответил тот. 
Александр Твардовский, будучи сыном репрессированного крестьянина, написал стихотворение, посвященное знаменитой фразе Сталина об ответственности сына за дела отца: 

Сын за отца не отвечает -
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают,
Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.

Вам -
Из другого поколенья -
Едва ль постичь до глубины
Тех слов коротких откровенье
Для виноватых без вины.

Вас не смутить в любой анкете
Зловещей некогда графой:
Кем был до вас еще на свете
Отец ваш, мертвый иль живой.

В чаду полуночных собраний
Вас не мытарил тот вопрос:
Ведь вы отца не выбирали, -
Ответ по-нынешнему прост.

Но в те года и пятилетки,
Кому с графой не повезло, -
Для несмываемой отметки
Подставь безропотно чело.

Булат АЗНАБАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости