РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ" У нас – диалог со зрителем
— говорит заслуженный деятель искусств Башкортостана и Татарстана главный режиссер государственного татарского театра «Нур» Байрас Ибрагимов. Здесь - насыщенная творческая жизнь, днем - репетиции, вечером - спектакли. «Нур» не перестает радовать новыми постановками. В конце марта с успехом прошла премьера спектакля по пьесе Наки Исанбета «Исход». Об этом спектакле, а также о том, чем живет театр, - наша беседа.
–«Исход», постановка, приуроченная к 100-летию респуб-лики, почему вы выбрали именно эту пьесу? – Она написана в 20-е годы прошлого столетия классиком татарской драматургии Наки Исанбетом. События, описанные в ней, охватывают время Гражданской войны. Красная армия гонит белогвардейцев в Сибирь, и вместе с белым движением бегут туда и обычные люди, которые боятся новой власти или не согласны с ней. Время показано глазами современника, и зритель устремляется вместе с ним. По нашей задумке, декорации в спектакле необычные – на белых занавесях-экранах проецируется видео жизни героев пьесы, картины будут проноситься на этих полотнищах. И перед глазами зрителя – судьбы миллионов людей, перемолотые мельницей истории. Главный герой, мулла Гайнетдин (его играет молодой талантливый актер Марат Хасанов), прошел путь от шелковых кафтанов, огромных семейных усадеб до скамейки на вокзале в рваной рубахе. В попытке избежать расправы он растерял все: имущество, жен, детей, друзей. Но через тернии пронес главное – чистоту души, совесть и веру. – Путь человека – неисчерпаемая тема и всегда интересная, приглашающая к размышлению. Но пьеса – изначально не драма, а сатира… – Да, в том-то и была сложность. Она задумана как ирония над нравами того времени. Но мы взглянули на нее с другого ракурса. Нам скорее хочется плакать, чем смеяться над этой судьбой. Это – эпопея, или, как говорит главный герой – хижрат, делая, таким образом, параллель с переселением Мухаммеда из Мекки в Медину. Он отправляется в свой непредсказуемый путь из-за веры, но не знает, что ждет его. Всегда живший в родном селении, в богатой усадьбе, где его все любили и уважали, он и не предполагает, что не весь свет таков. Однако, выйдя за «калитку» привычного мира, видит другую картину: человек человеку – волк, царствует голод, порок, равнодушие… – Спектакль – размышление… – Да, и мне нравится полное погружение в тему. В этой постановке главный вопрос – есть ли вера? И он очень злободневен. Что нам осталось уповать на золотого тельца? Все ли идеалы забыты? Или еще теплится в душе что-то светлое? В этом, думаю, нерв спектакля, его обращение к нам, людям, живущим сегодня. – «Хижрат» гонит его до Харбина. А что дальше? – Пьесу мы обрываем на моменте, где его зовут в кабак. Пойдет ли он, мулла, в место греха или остановится? Есть ли дно у нравственного падения? По задумке, мы обрываем на этом историю, зритель должен сам сделать свой выбор финала. – То есть так вы начинаете диалог со зрителем, приглашая его к разговору о судьбе главного героя? – Да, у нас всегда есть обратная связь. Зрители пишут нам на сайт, делятся впечатлениями об увиденном, но не всегда им все нравится, есть и критика… Я с пониманием отношусь к каждому мнению. Однако нужно сказать, что мы пытаемся не только развлекать зрителя, но и развивать его, поднимать непростые темы. – Кто задействован в спектакле? – Большая часть труппы театра. У нас много талантливых актеров – молодых и маститых. Музыку, а она здесь играет большую роль, написал композитор Ришат Сагитов, художник – Ильшат Вильданов, художник по свету – Марина Запотылок, художник по видеоинсталляции – Урал Махиянов, с ним мы проделали огромную работу, практически параллельно со спектаклем сняв фильм. – Спектакль, безусловно, в особом ряду. Но в вашем золотом фонде немало шедевров. – Наш «конек» – комедия. На сегодняшний день это, конечно же, спектакль «Башмачки», который идет 26 лет. И вот теперь, с помощью уже современных технологий, обновили его. Есть замечательные спектакли: «Перед свадьбой», «Зятья Гергери», «Белое платье моей матери». Их очень любят зрители. На малой сцене у нас идет спектакль по пьесе немецкого драматурга Шиммельпфеннига «Женщина из прошлого». Думаю, что вот это и есть золотой фонд нашего репертуара. У нас много спектаклей, которые собирают полные залы, к примеру, «Жизнь удалась!», есть постановки на злобу дня, а есть для души. – У вас свой зритель… – Да, мы смотрим, кто к нам приходит. И это очень разные люди. В основном среднего возраста. Но нам хотелось бы, чтобы больше ходила и молодежь. – Чем отличается Год театра от других? – Ждем внимания к нам, хотя у нас каждый год – Год театра и будет много интересных постановок. К столетию Мустая Карима запланирована премьера постановки «Страна Айгуль». Еще одну – молодежный спектакль режиссера Ильдара Валеева по пьесе Ильгиза Зайниева планируется показать летом. Ведь театр всегда должен жить большими планами.
Лилия ЗИМИНА. |