РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Знакомство с «небесной колесницей»
На часах – шесть утра. Едва тронутый рассветными лучами город еще спит. От спокойной водной глади веет свежестью и прохладой. Пляж «Солнечный» пустынен и чист. Именно отсюда и стартуют воздушные шары Федерации воздухоплавательного спорта РБ. О том, что влечет человека в небо и что можно разглядеть с высоты 1200 метров, узнал и наш корреспондент.
«Смайлик» и «Сердце Уфы» На песке пляжа расцветают гигантские цветы – желтый и красный. Безмолвие раннего утра нарушает лишь шум вентилятора, расправляющего купола. Воистину, только романтики могут подняться в такую рань, да еще в выходной день, коими, без сомнения, являются Руслан и Радмир Кильмаматовы. Воздухоплаванием они занимаются уже более семи лет. - В корзине размещаются пассажиры и баллоны с газом. Говоря точнее, это - гондола. Сегодня в небо поднимутся два аэростата: «Сердце Уфы» и «Смайлик». Каждый из них помещается в небольшой автоприцеп. Приезжаем на место старта, раскладываем, надуваем и – вперед! – объясняет Руслан. Купола развернуты, теперь их нужно наполнить. Щелчок, искра, и газовые горелки с ревом нагнетают в них горячий воздух. Однако первым вознестись к облакам суждено их меньшему, гелиевому собрату. Наблюдая за его движением, пилоты сверяют направление ветра с тем, что указано в прогнозе. Проверка необходима, ведь изменять направление полета самостоятельно шар не может. Другое дело, что можно поймать нужное направление, меняя высоту полета. Прогноз подтвердился, настроив навигатор и другое оборудование, воздухоплаватели по рации связываются с уфимским аэропортом. Что нужно обязательно: диспетчерам сообщаются время, направление и высота полета. Все другие разрешения на полет (от транспортной прокуратуры и администрации города) получены уже заранее. Пока идет подготовка, помощник пилотов Денис рассказывает о тонкостях и нюансах. - Каков объем купола? У «Смайлика» он достигает двух с половиной тысяч кубометров. Шары подобного типа принято называть «монгольфьерами», от фамилии придумавших его французов. Принцип прост: газовое пламя греет воздух, который, заполняя шар, поднимает его вверх. Голубая струя вздымается с оглушительным ревом, теперь шары готовы к взлету. На вопрос, не загорится ли ткань, Денис отвечает: «Она огнеупорная, пропитана водоотталкивающим составом и к тому же очень легкая». Тем не менее общий вес конструкции достигает полутонны. - Прошу занять свои места! – обращается к нам пилот. И вот уже гондола, вздрогнув, отрывается от земли: метр, второй, третий… Ощущение твердой поверхности под ногами уходит, уступая место чему-то необычному. Внизу остаются машины и люди. Оба шара зависают над водной гладью. Ее матово-серое зеркало спокойно: ветер на время стих. Высотомер застыл на отметке в 103 метра. Высотные здания уже не кажутся такими большими. Словно приветствуя воздухоплавателей, природа устраивает беззвучный салют: отраженные в окнах лучи солнца рассыпаются мириадами огней. В ответ город лениво «потягивается». Строящаяся мечеть «Аль-Рахим» томно укрывает минареты в белесой перине туманов. Но по мосту уже ползут первые автомобили… К ощущению высоты привыкаешь не сразу. Хотя, казалось бы, что такое – сто метров? Ведь планируем подняться на километр с лишним.
Город в серебряной оправе - Обычно летаем где-то на 400-1000. Поднимаемая нагрузка зависит о температуры окружающей среды. Например, зимой воздух вокруг холодный, а внутри шара - горячий. Соответственно, его подъемная сила очень велика. Летом в жару уже сложнее: греть нужно больше, при этом у полотна есть свой предел, - рассказывает Руслан Кильмаматов. Ярким штрихом на полотне рассвета становится «Сердце Уфы», зависшее над одной из многоэтажек. Не опасна ли такая близость? Пользуясь случаем, Кильмаматов поведал историю. - Однажды мы заходили на посадку в этом районе. Плавно снижались прямо над жилыми домами, чтоб сесть в аккурат на пляже. Это наблюдал местный житель, прогуливавшийся по Бельскому мосту. И он решил, что мы непременно врежемся в дом. Хотя расстояние до него было большим. В общем, приземлились, я зашел в Интернет. А там все соцсети заполнены нашими фотографиями с «паническими» комментариями. На связь выходит пилот второго шара. Ветер изменился, нужно запросить высоту в 800 метров. А лучше сразу в тысячу. Аэропорт дает разрешение на подъем, и под рев газовых горелок «ползем» вверх. А я различаю, что далеко внизу наши водители уже поехали в сторону деревни Елкибаево. Там, собственно говоря, запланировано приземление. Но буквально через минуту масштаб меняется. Теперь в объектив фотоаппарата можно поместить всю столицу. Подобно драгоценному камню, мегаполис обнимает серебряная оправа рек. А огранщиками его стали архитекторы и строители разных эпох. Быть может, поэтому на первый взгляд линии кажутся несинхронными. Прямоугольники кварталов частного сектора нарушают многоэтажные колонны из бетона и кирпича. Полосы автотрасс делят пространство под самыми разными углами. Но присмотревшись, понимаю: все здесь сбалансировано. Какую бы точку ни выхватил взгляд – недалеко от нее всегда есть транспортная ветка.
Кого берут в аэронавты? Высота – тысяча метров, подъем продолжается. Шар движется со скоростью восемнадцать километров в час, но течение воздуха почти не чувствуется. Охнув от удивления, я показываю на ползущую по земле гигантскую тень. Со стороны Черниковки движется большая туча. Не угрожает ли она нам? И как поведут себя пилоты в грозу? - Это - дождевой фронт. Он еще далеко и продвигается медленно, будем «мониторить» его направление. Прежде чем получить удостоверения пилотов, мы с братом прошли обучение. Усвоили основы навигации и метеорологии, авиационные правила. Вместе с теорией проходили и практику. А потом еще была медкомиссия, - рассказывает Руслан Кильмаматов. Не менее строг подход и к техническому состоянию агрегатов. В специальном паспорте каждого шара прописаны объем, название и другие характеристики. Раз в год аэростаты отвозятся в Москву на диагностику. Там специалисты по сертификации воздушных судов проверяют оболочку аэростата на прочность и целостность, горелку и баллоны проверяют под высоким давлением. При необходимости производится ремонт. Каждый из полетов отличается по-своему. У городского неба и вовсе есть своя специфика. Как минимум, уфимцам оно доступно не все. С юга – закрытая зона аэропорта, с севера – нефтяные заводы, пролет над которыми запрещен. Выбор направлений сужается еще и потому, что конечная точка должна быть пригодна для посадки. Помимо этого, о запланированных стартах нужно предупреждать прокуратуру. Есть и природные ограничения, связанные с временем старта. Летом это возможно лишь на восходе или закате. Все дело в восходящих потоках, идущих от земли в жаркий день. Из-за них шар становится неуправляемым. - Иногда нас спрашивают: что это, хобби или бизнес? Для первого очень дорого. Шар российского производства обошелся в миллион триста тысяч рублей. Для второго – слишком много нестабильных факторов. Зависим от сезонности и погодных условий. Для большинства моих коллег воздухоплавание не является основным заработком. Мы – романтики. Как и львиная доля наших клиентов: это - влюбленные, делающие предложение руки и сердца на высоте. Или супруги, отмечающие годовщину свадьбы, - делится пилот.
И вновь земля Полет еще продолжается. Но внизу команда сопровождения уже осматривает место для посадки. Вновь оживает рация: «Чуть левее перекрестка, сразу за домами села Елкибаево хорошее поле. Кустов там нет, можно садиться». Теперь дело за малым: постепенно снизиться и, поймав нужный поток, приземлиться.
Маневрируя, братья Кильмаматовы говорят: «Придется немного «поиграть» - меняя высоту, поймать нужное направление ветра». «Сердце Уфы» приземляется в заданной точке, «Смайлик» же – чуть дальше, за лесополосой. Прошло всего полтора часа, а к твердой земле под ногами надо привыкать снова. Впечатлений столько, что слова подбираются с трудом. Уфа вновь обрела привычный вид. Разве это не она буквально минуты назад умещалась на ладони? Пока мы приходим в себя, братья-пилоты готовятся к обряду посвящения в воздухоплаватели. Его проходят все, кто поднялся в воздух впервые. Согласно традиции, нужно отдать дань стихиям земли, огня и воздуха. Первую символизируют полевые цветы, вторую – зажигалка, третью – безалкогольное шампанское. Ведь поднимающиеся со дна пузырьки так похожи на воздушные шары…
Иван БЕГМА |