РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Идти или ехать?
Движение «ВелоУфа» появилось в столице Башкортостана 11 лет назад. С тех пор парады с участием велосипедистов стали привычными для горожан. Тогда же начали и о необходимой инфраструктуре. Что изменилось за это время и что еще предстоит сделать? Корреспондент журнала «Уфа» прокатилась по городу и пообщалась с велосипедистами.
Тротуар на двоих Пока большинство велодорожек в Уфе – полоса белой краски на тротуаре со спецзнаком, что вызывает закономерную негативную реакцию у пешеходов – их пространство поделили, сократили, забрали. - Я не могу спокойно отпустить ребенка идти по тротуару, всегда крепко держу его за руку, а про катание на велосипеде можно вообще забыть, - говорит молодая мама Виктория Гаврилова. – «Гонщики» несутся сквозь толпу на большой скорости. При аварии с участием пешехода водитель всегда несет ответственность: он управляет средством повышенной опасности. То же самое стоит помнить и велосипедистам. Но у них на этот счет другое мнение. - Недавно приобрела складной велосипед – самый простой, тормоз педальный, в лифт помещается, в прихожей мало места занимает, - рассказывает Виктория Юдина. - Постепенно начинаю «осваивать» город. Насчет дорожек - да они везде нужны! Ту, что «сделали» вдоль проспекта Октября, сложно назвать велодорожкой: ширина меньше метра, да и пешеходы постоянно по ним бродят. Для меня это стресс. Поэтому ездим в парк около «Огней Уфы», в имени Якутова и на Горсовет. На самом деле проблема даже не в отсутствии велодорожек как таковых и их ширине, а, как мне кажется, в воспитании уфимцев. Каждый, кто идет по нашей дорожке, считает себя либо бессмертным, либо пупом земли, который все должны объезжать. Звонок в этом случае бесполезен. - Можно и о пешеходах, и о не сбавляющих скорость велосипедистах много говорить… Владельцы двухколесного транспорта тоже должны скорость разумную выбирать, я-то по выделенной дорожке не хожу, но все равно страшно. Еще на пешеходном переходе надо спешиваться. Кто так делает? Не надо усугублять ситуацию, катайтесь, а не гоняйте, уважайте людей, - отвечает пешеход Юлия Сибагатуллина.
Двухколесная философия - Согласен, нарисованная– не идеальное решение, - говорит председатель Союза велосипедистов Башкортостана Станислав Сырыгин. – Впервые о необходимости строительства велодорожек мы заявили в 2008 году. Как результат – разработана комплексная система велотранспортной инфраструктуры. Отсюда начинается отсчет строительства первых дорожек. Они, конечно, были созданы фрагментарно, не все соответствуют нашим потребностям и ожиданиям. Мы обращали на это внимание. Позже инициировали создание комплексного проекта, чтобы все нюансы были прописаны в одном документе, и все делалось более качественно. Город на его разработку потратил 24 млн рублей, он прошел государственную экспертизу и готов к реализации. Нам пообещали, что необходимые средства – а это около 300 млн рублей на 70 км велодорожек – начнут выделять в 2019 году. Если проект разбить на этапы, то в год потребуется примерно 60 млн рублей. - Я езжу много и часто, заметил, что год от года велосипедистам становится удобнее передвигаться, - отмечает велосипедист со стажем, уфимец Газиз Юсупов. - Теперь с семилетним сыном я могу спокойно добраться до Гостиного двора из микрорайона Южный, а четыре года назад я и сам редко рисковал так. О безопасности забывать нельзя. Сам схожу с велосипеда в любой непонятной ситуации, и детей этому же учу. Переходить большую дорогу надо обязательно пешком, а если пешеходов на тротуаре много - то либо спешиться, либо почувствовать себя машиной и ехать по проезжей части. По словам Станислава Сырыгина, в настоящее время идет разработка велодорожки на участке улицы Менделеева от ВДНХ до остановки «Кондитерская фабрика». На протяжении участка от Сагита Агиша до улицы Губайдуллина запланированы расширение тротуара и новый асфальт с бордюрами, ограждениями и освещением - проект подразумевает такую же дорожку, какая сейчас соединяет Инорс и ВДНХ. - Мы знаем о проблемах на проспекте Октября, и вероятность их решения есть, - говорит Станислав. - Но нужны обращения от граждан! Можно написать на сайт «Открытая республика», описать проблему, приложить фото. Знаем и о запросе на строительство дорожки из Демы в Центр. Сейчас прорабатываю вариант, где найти средства. Есть вероятность, что сможем включить эту дорожку в программу «Безопасные качественные дороги» на 2019 год. Уфимец Арсений Леонов считает, что проблему могут решить выделенные для движения велосипедистов полосы: - По правилам дорожного движения «полоса для велосипедистов» - часть проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2, - говорит он. - На дорогах наблюдается хоть какое-то подобие порядка, поэтому для поездок на велосипеде со скоростью выше 20 километров в час дороги, как мне кажется, значительно удобнее тротуара. Полосы лишь закрепят преимущество за двухколесными. Но Станислав Сырыгин не согласен с такими доводами. - Полосы не решают вопросов безопасности и комфорта (люки, автобусные остановки и т.п.), - пояснил Станислав. – Есть мнение, что выделенных полос достаточно для велоинфраструктуры и делают только их (например, такая ситуация сейчас в Москве). На самом деле значительно лучше обустраивать отдельные от тротуаров дорожки.
Крути педали - В европейских городах пользу и выгоду велосипедного транспорта поняли еще полвека тому назад, - рассказывает Станислав Сырыгин. - Дорогой бензин, высока стоимость автомобилей и парковок. Там добились снижения скорости, стало больше пешеходных переходов и «лежачих полицейских», сузили (!) магистрали, разбили цветники на дорогах и ввели платный въезд в город. Одним словом, принят целый комплекс мер для неудобства автовладельцев и удобства велосипедистов. Чтобы все это безболезненно осуществить, в первую очередь наладили работу пассажирского транспорта: понятно же, что трамвай или автобус перевозят значительно больше людей, чем автомобиль. И люди готовы ходить пешком 1,5-2 км и 5-10 км проезжать на велосипеде по комфортным путям. Согласитесь, если было бы безопасно, многие дошли бы, к примеру, от улицы Менделеева до проспекта Октября пешком, это же смешное расстояние. Но пока наши реалии: 30 процентов населения пользуется личным автотранспортом, а 90 процентов уличного пространства отдано под него. Во дворах не пройти, детям играть негде. Посмотрите на Советскую площадь и территорию перед Дворцом спорта – это же огромная парковка. Понятно, что для внедрения велосипедных дорожек в существующие потоки людей и машин нужны консультации специалистов по урбанистике – вот здесь точно не стоит изобретать велосипед. Столетний опыт европейских городов есть, казалось бы, бери и делай. К примеру, в Альметьевске в 2016 году появилась сеть выделенных велодорожек, спроектированных датским бюро Copenhagenize Design Company. Финансирование проекта обошлось в 3,6 млн евро — это уникальный случай сотрудничества государства и частного бизнеса – часть расходов взяла на себя компания «Татнефть». Уфимец Рустэм Бикбулатов для поездок по улицам рекомендует выбрать гибридный или городской двухколесный транспорт с планетарной втулкой. Разбег цен – от 5 до 25 тысяч рублей, в зависимости от материала велосипеда и комплектации. Особой популярностью в этом году, по словам продавцов-консультантов спортмагазинов, пользуются складные велосипеды: их легко перевозить в машине или автобусе, поднимать в лифте и хранить в квартире без потери пространства. Для ценителей есть «велик» и за полмиллиона рублей – карбоновая рама, гидравлические тормоза. Но в Уфе средняя цена популярных моделей – до 30 тысяч рублей. - Я езжу на велосипеде не часто, и из инфраструктуры меня все устраивает, - рассказывает уфимец Ильдар Ахмадеев. – Единственное – я немного опасаюсь оставлять своего железного друга на парковке своего офиса. Эту проблему могла бы решить современная система проката: подошел к терминалу, оцепил от держателей, сел-поехал, доехал оставил – и голова не болит – где его хранить, как обслуживать. В этом году в Москве, к примеру, настоящий бум велопроката – всего 430 станций и 4300 велосипедов. - Для осуществления этой идеи нужны значительные средства, - говорит Станислав Сырыгин. – И это еще один проект, в который мог бы включиться республиканский бизнес.
Розалия ВАЛЕЕВА |