РУБРИКА "КУЛЬТУРТРЕГЕР"На одной волне со зрителем
- В Уфе вы уже второй раз. Удалось посмотреть город? - Я бы сказал, что изучаю его по телефону, из уст в уста от коллег. Гастрольный график достаточно плотный, не до экскурсий. Но я надеюсь прогуляться к памятнику Салавату Юлаеву и по центру. Планировал прокатиться на канатной дороге, но она пока закрыта. - Насколько я знаю, родились вы в Удмуртии, но в Ижевск переехали не сразу. Что это за интересная история? - Я родился в Сарапуле - купеческом городе на Каме, в 60 километрах от столицы республики. В театр меня привела мама, но я сопротивлялся. Работал на кирпичном заводе, электриком, телерадиомехаником. Даже в трудовой сохранилась запись: съемщик-укладчик 4 разряда. Но с рабочими профессиями так и не сложилось: из техникумов меня выгоняли то за непосещаемость, то за поведение. В сарапульском театре я провел два года, почувствовал вкус сцены и поступил учиться в Екатеринбург. Затем перебрался в театр «Омнибус» в Златоуст. И уже оттуда, сделав солидный круг по региону, в 2003 году попал в Ижевск. - Почему не в Москву? - Не люблю ее бешеный ритм. Тем более сейчас у меня семья и дети. Когда корни пускаешь все глубже, не хочется кардинальных перемен. Я не понимаю людей, которые говорят, что не любят Ижевск. Так уезжай! С каким чувством ты относишься к городу, столько он тебе отдает обратно. Это как со зрителем – халтурить актеру недопустимо. Выбрав профессию, ты определился и со способом существования - люби, не обманывай, доверяй, и получишь взаимность. - Думаю, местная публика также испытывает к вам теплые ответные чувства… - Наш театр сегодня на достойном уровне, мы ставим интересные спектакли, приглашаем солидных режиссеров. Но и зрителя тоже хотим поднять на более высокую планку. У нас существует проект «До и после». Вначале человек приходит на непростой для понимания спектакль. Ему рассказывают, почему создан такой эксперимент, что хотел высказать режиссер. Потом желающие остаются на встречу с актерами и обсуждение. - А у нас несколько лет проводится лаборатория современной драматургии. У зрителя есть возможность выбрать «свой» спектакль и актуальную тему. - У нас такая лаборатория проводилась в 2013-2014 годах. Зрители выбрали «Человека-подушку» Макдонаха. С ним на I Международном фестивале в Перми мы взяли приз за лучший дебют и я – за лучшую мужскую роль. Потом исследовали Шекспира, выбрали «Укрощение строптивой». Сейчас режиссер Яков Ломкин из театра «Сатирикон» планирует провести лабораторию по драматургам. - У этих встреч есть результат? - Они важны, так как часть зрителей будет готова к дальнейшим экспериментам. Театр не должен быть однообразным. Репертуар как слоеный пирог: есть развлекательные, кассовые постановки, а есть и модерн. - То есть вы за современные пьесы? - Каждое поколение мыслит по-своему. В сознании людей произошли изменения с тех пор, когда были написаны произведения классической литературы. Да и что в вашем понимании классика? Как ее ставить? Не существует одного мнения. Мне порой отвечают: красиво ходить в костюмах по сцене и произносить текст. А для чего тогда театр? Он – удивительная природа, материя, которая прививает вкус. Режиссеры стараются задеть публику актуальными темами. Зачем слепо копировать книгу или фильм! Театр давно шагнул вперед. Хотя есть и те, кто старается побольше «наворотить», что тоже нехорошо, нужна мера. - Иногда эксперименты просто поражают… - В любом случае театр не несет плохого посыла, он воспитывает зрителя. Актер пытается найти с ним контакт, договориться, вместе прожить историю. Сейчас многие сокращают триаду «режиссер – актер – зритель» не только исключая режиссера, но оставляя лишь понятие зрителя. Я с этим в корне не согласен! Зритель не может без артиста, как и мы без публики. Современные технологии, те же видеопроекции пытаются изменить расстановку сил. Но это в кино можно сделать двадцать дублей, а в театре жизнь идет здесь и сейчас. - Ну и публика разная, особенно если говорить о столице и регионах. - Согласен. Сейчас такая революция произошла. Лет 10-15 назад все находились примерно на одном уровне. А сейчас одни театры (про зрителей не говорю) готовы к экспериментам, другие - нет. Несколько лет назад в нашем репертуаре был спектакль «Маленькие трагедии». Он был номинирован на «Золотую маску», и благодаря ему мы попали на театральную карту страны. Но очень скоро был закрыт. Причина проста – зритель тогда не был готов. - Так и сейчас не все еще готовы воспринимать вашего Гоголя и Чехова. После спектакля столько обсуждений! - Спорный спектакль – очень здорово, высшая оценка. Плохо, когда критики нет или она слишком однобока. А здесь происходит сталкивание мнений, интересов. - А в каком спектакле вам бы хотелось сыграть? - Я рад каждой роли, стараюсь в них не повторяться. Мы же не шурупы в системе, а живой организм. Мне нравятся те необычные формы, которые я видел в постановках Николая Рощина и его театра «АРТО». Актеры в них выкладывались «на все сто», хотя очень трудозатратно и физически, и психологически. Для себя я вывел интересную закономерность. Точнее всего вживаюсь в роль сильно уставшим. Тогда ты более организован, а чувства тонки. Проще управлять собой, занимаешься только проживанием персонажа. Важно, чтобы и режиссер был человечным. На площадке нужно понимать друг друга с полуслова. Еще обожаю малую сцену. Актеру следует иногда стряхивать с себя наигрыш и пафос, менять подачу. Наедине с публикой, глаза в глаза, мы становимся единым организмом.
- Я не понимаю людей, которые говорят, что не любят свой город. Так уезжай! С каким чувством ты относишься к нему, столько он отдает обратно. Это как со зрителем. Халтурить недопустимо.
Межрегиональная программа «Большие гастроли» охватывает всю страну, вовлекая в гастрольный процесс не только столичные театры, но и помогая менее известным театрам Курска, Магнитогорска, Йошкар-Олы, Челябинска, Элисты и многих других городов России расширить свой сценический опыт, не ограничиваясь соседними областями, а выезжая как в отдаленные регионы РФ, так и в культурные центры с богатой театральной историей — Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Екатеринбург и Ярославль. Благодаря увеличению поддержки со стороны Министерства культуры РФ, межрегиональная программа «Большие гастроли» в 2017 году приобрела масштаб планомерной работы с впечатляющими показателями. В 2018 году в их рамках 97 театров покажут более 550 спектаклей в 65 регионах.
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |