ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №1 (194)
     Январь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Филипп Разенков: баланс амбиций и зрительской любви


Мне он представляется эдаким современным Дон Кихотом, убежденным, что мир, существующий в  его воображении,   на самом деле вполне реален. Не знаю, догадывается ли главный режиссер Башкирского театра оперы и балета Филипп Разенков о своей миссии, но где, как не в искусстве, можно рассчитывать если не на окончательную победу торжества фантазии над серыми буднями, то хотя бы на творческое  брожение в отдельно взятом коллективе?
В преддверии  постановки «Царской невесты» Римского-Корсакова  мы побеседовали с ним о современной опере, реформаторах театра и о том, как привлечь в храм искусства публику.

- Вы молоды, но успели поработать уже  во многих театрах. Что можете сказать о нашей труппе? 
- Сравнить, действительно, есть с чем.  Ставил спектакли и в  откровенно слабых коллективах,  и с нездоровой атмосферой. В Уфе ситуация благополучная, располагающая к творчеству. Проблемы, конечно, есть, если подходить объективно. Не без доли везения нам удалось попасть в номинанты «Золотой маски». Можно по-разному относиться к Российскому национальному конкурсу, но ясно одно: если мы хотим выйти на новый уровень, участие в нем - единственная возможность заявить о себе. По крайней мере, мне не  стыдно: выступили достойно и получили высокую оценку столичной критики. У нас достаточно крепкая труппа и большие амбиции.  Но прыгать каждый раз выше головы,  брать экзотические названия довольно  рискованно. Думаю, мы еще не готовы к постоянным экспериментам. 

- Но стоит ли идти на поводу у зрителя или, например, как тот же Курентзис радикально реформировать оперу? Ведь благодаря ему Пермь стала третьей театральной столицей…
- Он уже признанный мэтр, но не все так однозначно, многое  вызывает споры. Курентзис по сути уничтожил большую часть репертуара. Цена билетов на его постановки зашкаливает, а значит, доступна ограниченному кругу людей,  спектакли идут всего несколько раз. На мой взгляд,  основная задача театра – привлечение публики. Не люблю, когда говорят, что опера – искусство элитарное, что разобраться в ней под силу только образованному и искушенному зрителю. Думаю, идеальный спектакль тот, что понятен и критику,  и дилетанту. С другой стороны, Курентзис не добился успеха и не привез бы многочисленные премии в Пермь, если бы не рисковал. Я ориентируюсь на местные реалии. К сожалению, большинство людей не знают ни оперы, ни балета, если не считать культпохода на «Евгения Онегина», когда школы организованно водили детей.  И в памяти остался стереотип: опера - нечто скучное, нафталиновое, вынутое из старого пыльного шкафа, не имеющее ничего общего с современным искусством. 
Что касается нашего репертуара. Он во многом устарел, и некоторые вещи надо бы  закрыть и больше не показывать. Нужна определенная смелость, чтобы в нем появились такие редкие произведения, как «Геракл» Генделя. То, что его спектакль поставили без приглашенных артистов очень качественно, удивило критиков, вызвало ажиотаж.  Но надо честно сказать, что «Золотая маска» не подогрела интереса к спектаклю, в сезоне он пройдет лишь один раз. А это говорит о том, что нельзя идти на одни эксперименты, репертуар должен быть сбалансированным, что и  показал успех двух премьер прошлого сезона:  «Кармен» и «Искателей жемчуга».

- В современном театре, не только в опере,  явно наметилась тенденция: чем известнее произведение, тем экстравагантнее постановка. Будто, чтобы придать актуальность произведению, надо обязательно перенести его в другое время, удобное для удовлетворения амбиций  режиссера. Был ли такой соблазн при постановке «Царской невесты»?
- Повторюсь, мне не близки радикальные эксперименты, хотя аналогии напрашивались сами собой.  Конечно, возникали мысли о репрессиях 30-х годов прошлого века, вполне сопоставимых с правлением Ивана Грозного. Но если  такое «прочтение» в Москве не вызвало бы вопросов, то наш зритель будет не в восторге от подобной вольности. Поразмышлять над тем, чем чревата неограниченная власть, как она ломает человеческие судьбы, можно и ничего не меняя.  Думаю, от нашего  жанра никто не требует исторической достоверности, но преподносить «Царскую невесту» как приторную русскую сказку с кокошниками – явный перебор. Показать дух опричнины, на мой взгляд, необходимо. В нашем менталитете есть запрос на сильную руку,  и существует опасность злоупотребления властью. Параллели с Иваном Грозным очень четкие. Тема абсолютного  бесправия, смотрины невесты, торг живого товара – вполне узнаваемо. Но надо помнить,  что публика в первую очередь идет на спектакль насладиться музыкой и исполнением партий. Мы все-таки не драматический театр, где «машина времени» может перенести нас в другую эпоху с меньшими потерями и делает это более гибко.

 - Хотелось бы затронуть еще одну тенденцю последних лет – пришествие молодых оперных режиссеров. Насколько  эта профессия  востребована у нынешнего поколения?
- Когда я поступал в ГИТИС,  то после всех отсеиваний осталось два человека на место. И это при том, что оперный режиссер должен иметь музыкальное образование. В 26 я стал уже главрежем в Ижевском театре. Наверное, слишком рано, но когда на пятки наступает очередная партия выпускников, а количество театров остается прежним, это диктует определенный темп жизни. Мы заложники времени. Кто-то сознательно идет на провокацию, но я против того, чтобы скандал становился самоцелью, это - губительный путь. Поэтому важно соблюсти баланс: не отпугнуть публику и оставить свой след в профессии.

- Что еще нужно сделать для привлечения публики?  
- В Уфе  хорошая вокальная школа, нет недостатка в молодых перспективных солистах, побеждающих в престижных оперных конкурсах. Это - лауреат «Золотой маски» Диляра Идрисова, Артур Каипкулов, удостоенный национальной оперной премии «Онегин» за роль второго плана в «Кармен».
Если говорить о труппе в целом, визуально она выглядит хорошо. Это не балет, где фактура так же важна, как исполнение. Все-таки в опере на первом месте – голос. Пример гармоничного соответствия внешности и голоса – исполнительница роли Марфы Эльвира Фаттыхова. Но чтобы иметь успех у молодого зрителя, опера должна подтянуться и в прямом,  и в переносном смысле. 

- В прессе много писали о подготовительной работе, которая предшествовала премьере «Царской невесты»: о цикле лекций по истории эпохи Грозного, ее отражении в кино, изобразительном искусстве. Как вы думаете, подогрело  ли это интерес к спектаклю?
- В самой просветительной работе  ничего сверхъестественного не вижу, другое дело, что в городе есть достаточно большая культурная прослойка, на которую можно опереться.  Если же говорить о широких массах, то, прочитав лекцию в одном уважаемом банке, неожиданно выяснил, что многие пытаются сравнивать оперу с кино. Если в кинематографе говорят: «Бежим отсюда!», то понятно, что из этого следует. В музыкальном спектакле –  вовсе не значит, что сейчас герои бросятся со сцены. Такие вещи надо объяснять. Как и то, что одна и та же постановка с разным составом актеров может производить разное  впечатление.  Или такая претензия: не могу разобрать слов. Но все дело в том, что и не надо ловить каждое предложение, особенно когда опера идет  на языке оригинала. Достаточно прочесть либретто, чтобы не смотреть на бегущую строку. Но зрители к такой условности не готовы. Хотя с азами надо знакомить еще в школе.

- Что мы еще увидим в этом сезоне?
-  В планах постановка мюзикла для детей «Летучий корабль» на музыку Максима Дунаевского. Пока трудно сказать, во что это выльется: мюзикл - достаточно сложный жанр, где надо не только уметь петь, но и говорить, двигаться. Как правило, наши артисты – выпускники музыкальных вузов, поэтому проблемы с актерским мастерством присутствуют. Современный оперный певец должен быть синтетическим актером. Есть довольно смелая задумка – поставить английскую оперетту, которая никогда не ставилась в России, но очень популярна в англоязычных странах. Скорее всего, будем ставить на русском, потому что важно донести не только серьезную музыку, но и юмор. Что для труппы будет испытанием, но если все получится – станет большим шагом вперед. Там сложнейшая музыка, но наличие хороших голосов и оркестра – огромный плюс. Будем подтягивать речевую и драматическую составляющие.
- Хороший режиссер, как правило – личность мятущаяся, ранимая. С одной стороны,  не терпящая возражений,  с другой –  не знающая точно, чего хочет.  В общем, противоречивая. Что из вышеперечисленного присуще вам?
- Я не сторонник диктата. С солистами найти общий язык удалось. Хотя они привыкли, что нужно детально указать, где встать и что делать. Со мной им трудно. В «Орлеанской деве» я трижды переделывал финал. И причина не в желании кому-то досадить, иногда ты сам что-то недодумал, порой не справляется артист. Бывало, что слышишь за спиной: «Он что, подготовиться не мог?». Иногда озарение приходит во время работы, в общем, все непредсказуемо. И плох тот режиссер, кто все знает заранее. Стараюсь относиться к людям по-хорошему, но порой они воспринимают это как проявление слабости. Режиссер стоит на стороне театра – то есть мешает певцам и дирижеру. Дай волю,  все певцы станут на авансцену. В то же время я должен учитывать,  на какую ноту делать движение. 

- Вы в Уфе недавно. Успели сложить мнение о нашей столице?
- Жил и работал во многих городах, не люблю индустриальные пейзажи. Уфа – чистый город, это и определяет отношение. Понравилась Черниковка, она напоминает мне  Питер. Уфа - город, в котором мне интересно слияние культур на стыке Европы и Азии. Меня все устраивает,  и даже претендующие на оригинальность некоторые арт-объекты и малые формы не портят впечатления.

Светлана ЯНОВА

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости