РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Любовь без страховки
На страничке в социальной сети у Алексея Бурого девиз: «Нет ничего невозможного!». И в это действительно веришь. Молодой уфимец, артист цирка, один из немногих в России, кто выступает со сложнейшим экстремальным номером на гигантском колесе. Алексей и его супруга Елена вернулись из Китая. За чашкой чая они поделились своими впечатлениями, приоткрыли некоторые секреты циркового мастерства и рассказали, как любовь помогла создать эффектный и зрелищный семейный номер.
-С чего началось ваше увлечение цирком? - Начало истории было довольно прозаичным: искал работу и устроился в цирк осветителем. Но вскоре понял, что интереснее было бы самому выходить на манеж. Тогда меня очень занимал номер «Свободная проволока». В отличие от каната, она шатается, на ней сложно найти баланс. Я загорелся этой идеей, начал тренироваться. Методом проб и ошибок до всего доходил сам и добился приличного результата. - А как состоялось «знакомство» с колесом? - Случайно услышал, что известный каскадер и постановщик цирковых трюков колумбиец Марио Себаллос ищет партнеров для своей программы. Он ездил по Подмосковью с шапито и там же обучал новичков. Решил попробовать себя в этом и поехал к нему. - Просто взял и решил зайти в это колесо? - В первое время страх, конечно, был. Но интерес заглушал эти чувства. Хотелось придумывать трюки, испытать себя. У Марио тренировались пять человек, ощущалась конкуренция, каждому хотелось стать лучшим. В профессии сейчас осталось только трое. Все трюки идут без страховки, ее на колесе просто некуда прицепить. Поначалу натягиваешь веревки, придерживаешься за них. А потом отпускаешь руки и идешь. Когда выходишь на внешнее колесо, там уже все зависит от того, как хорошо обучился. Я на него вышел через неделю, после почти круглосуточных репетиций. - Как потом искал партнеров для номера? - Вначале репетировал с Марио, потом он ушел в Цирк на Вернадского. С другим партнером мы выступали на шоу братьев Запашных. Но номер был сокращенным, в конце программы. После отправились на гастроли по городам России. Потом меня пригласили в Китай: обучить циркового артиста, умеющего работать в полете, и выступать с ним в колесе. Я согласился, уехал на полгода. А вот к следующему, почти годовому контракту, вновь понадобился партнер. И тогда я предложил жене попробовать выступать вместе. - Лена, не стало ли шоком такое экстравагантное предложение? - На самом деле это была и моя идея. С рациональной точки зрения лучше, когда работают оба супруга. К тому же, чтобы не расставаться надолго и вместе уехать в Китай, нужна была не туристическая, а рабочая виза. Да и лишняя профессия никогда не помешает. - Насколько я помню, вы были химиком-биологом, а цирковая акробатика - даже не смежная специальность! - Мы женаты 4 года, ровно столько я наблюдаю за номером. Вначале было страшно за мужа. Но со временем я увидела, что все в порядке. Появился интерес: если он научился, значит, я тоже смогу! Захотелось попробовать свои силы, испытать себя. А как иначе узнать, получится или нет? Тем более все приходит с опытом. Сначала человек в колесе ходит, потом бегает. Сейчас я его «вожу», то есть управляю колесом внутри, пока Леша делает трюки снаружи. - Многие пары боятся работать вместе. А как у вас, Алексей, шел процесс притирки? - Быть постоянно вместе – не плохо. Мы стараемся разделять две сферы жизни, вопросы манежа решаем только на работе. И, конечно, никакие обиды не влияют на репетиции, что может быть просто опасно. Со мной сложно репетировать, я требовательный и немного вспыльчивый. Но семью не стоит засыпать ворохом рабочих дел, отношения не для этого. - Понравилось ли вам в Китае? - Мы успели посмотреть не так много, в цирке выступления шли по два раза в день. Любой номер – серьезная подготовка. Пять минут на манеже стоят долгих часов тренировок. Но китайцы – очень благодарная публика. Мы успели съездить на Великую Китайскую стену, погулять по Пекину. Лето у них начинается рано, в апреле уже +25. Жара стоит до конца сентября. При такой погоде удобно работать. Нельзя, когда ветер, дождь, ведь мы выступаем на открытом воздухе. Когда плохая погода, репетируем только внутри колеса и без трюков. - Что в дальнейших планах? - Сейчас у нас межсезонье. После Нового года будем заключать следующие контракты. Колесо так просто не построишь, оно стоит больших денег. Если работаешь за границей, реквизит предоставляют. А возить с собой полтонны оборудования нерентабельно. В географии себя не ограничиваем. Меня приглашали и в Катар, и в Индию. Есть предложения и в Москве. Хотя в России мы почти не работаем. В Белоруссии хорошо развит цирк, включая шапито. Конечно, хотелось бы поработать в Лас-Вегасе, там самые крутые шоу. - А в какой стране самый лучший цирк? - Я так могу сказать про Советский Союз. Сейчас нет гегемонии одной страны. Есть хорошие артисты в разных жанрах и странах. Цирк дю Солей раскручен как бренд. Но есть и более профессиональные номера. В России очень хорошая программа - «Шоу воды, огня и света» Анатолия Сокола. Интересен «Цирк пяти континентов» Гии Эрадзе – у этого коллектива отличные костюмы, декорации, много животных. Китайцы сильны в гимнастике. В колесе одни из лучших - колумбийцы. С этим номером вообще мало кто работает, в России, к примеру, только 8 команд. Постановки отличаются набором трюков, реквизитом. Самый зрелищный – у братьев Суанбековых. У них хорошая скорость, они буквально летают. Для зрителей это важно, а сложные трюки бывают не всегда понятны. Сейчас в цирк привносят лазеры, свет и музыку, чтобы сделать постановку более яркой, с интересным серьезным сюжетом. - А в своем номере вы планируете какие-то изменения? - В колесе всегда есть место творчеству, новым трюкам. А если говорить о личных планах, то кроме колеса я не забросил проволоку. Еще нравятся турники, но туда чаще идут бывшие спортсмены с более серьезной подготовкой. А Лена хочет научиться жонглировать и тоже ходить по проволоке.
Ограничений по возрасту у цирковых артистов нет, только по здоровью. Нужна отличная физическая форма. Ежедневно - бег, подтягивания, отжимания. Хорошо помогает упражнение «пистолетики». Но как и в любом деле главное – желание.
Жанна ВЕРТИНСКАЯ |