 |
РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ"Живу и чувствую
- В 2012 году решила усыновить ребенка, эмоционально было очень тяжело, переживала, как все получится, - рассказывает мама Гузель. – Но когда впервые увидела Ренату, просто оторопела – девочка как две капли воды похожа на меня. Решила, что это некий знак свыше, и быстро оформила все документы. Так в шесть лет Рената вернулась домой. Именно вернулась. Потому что здесь ее ждали. И ждали давно. А к трудностям, о которых дотошно предупреждали врачи и педагоги, были готовы. Новоиспеченных родителей не пугали ни диагнозы, ни испещренная рекомендациями пухлая медицинская карта. - Сегодня она ничем не отличается от своих сверстников, любит танцевать, конечно, играть, а еще рисовать. Сложности возникают только в обучении, - говорит Гузель, а потом уверенно добавляет: – Но мы все преодолеем. Ренате повезло. Но иногда приемные родители не выдерживают испытаний и принимают решение пойти по самому печальному пути – вернуть малыша в детский дом. - В последние годы актуальной проблемой, над решением которой работают специалисты-практики, стало вторичное сиротство. Отказы опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей и усыновителей глубоко травмируют детей, - констатируют специалисты. - Основная причина отказов - родители перестают справляться с детским поведением. Сегодня в Уфе более 60-ти приемных семей, в которых имеются проблемы в воспитании детей, связанные с сенсорными нарушениями. Проанализировав многолетний опыт своей работы, психологи Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» пришли к выводу, что основанием для этого служит сенсорная дезинтеграция. - Все дети, имеющие опыт пребывания в закрытых помещениях, как приюты и детские дома, были лишены многообразия ощущений, благодаря которым должны расти и развиваться. На практике нет малышей-отказничков, у которых все функции были бы в норме. Они испытывают чувство голода, но не могут об этом сказать. У них нарушено восприятие информации, мозг работает по-другому. Если ребенок не ощущает себя, то тем более не чувствует других, - объясняет учитель-дефектолог МБОУДО ЦППМСП «Семья» Альфия Исламгулова. Уже в семье эти нарушения проявляются как гиперактивность и импульсивное поведение малыша, что мешает освоению речи и многих других необходимых навыков. Как правило, родители не понимают тонкостей, начинают метаться и еще более запутываются. Сложность еще и в том, что в Уфе нет специализированных центров, использующих метод сенсорной интеграции в работе с детьми школьного возраста. - Задача чувственного воспитания является основной для детей до трех лет, в приемные же семьи ребенок, как правило, попадает в более позднем возрасте. Таким образом, достигая порой даже подросткового возраста, по уровню развития ощущений они находятся на уровне годовалых семейных малышей, - резюмируют психологи из «Семьи». Так в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» возникла идея разработки проекта «5 чувств – целый мир». В прошлом году он был представлен на открытом конкурсе проектов некоммерческих организаций, проводимом Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» и Благотворительным фондом компании «Амвей». И по результатам отбора стал победителем. Рассчитанный на десять месяцев, он реализовывался в три этапа. В рамках проекта подготовку прошли 18 специалистов, работающих с детьми и семьями. В сентябре в столице республики для них был организован двухдневный семинар «Сенсорная интеграция: диагностика и коррекция нарушений». Обучение проводили нейропсихолог Дмитрий Ермолаев, семейный и детский психолог Татьяна Ратынская из московского Центра лечебной педагогики. На основном этапе проекта с сентября 2016 года по март 2017 года с семьями проводились занятия по программе «Я чувствую – я живу». Она состояла из пяти разделов, которые включали в себя коррекционную работу с сенсорно-интегративными нарушениями: «Зрение», «Работа с телом», «Вкус», «Обоняние», «Слух». Полученные знания и умения дети смогли применить на практике. Так, к примеру, при работе в рамках первого раздела занятия проходили в студии художественного творчества «Art-Kraft», где дети занимались живописью, графикой и мультипликацией, что также способствовало дальнейшему развитию зрительного анализатора. В число участников попала приемная семья десятилетней Аделины. Девочку с ограниченными возможностями здоровья из детского дома взяли в шесть лет. Длительные курсы лечения, проблемы с памятью предполагали обучение девочки в коррекционной школе. Родители долго советовались с врачами, директорами учебных учреждений и решили, что ребенок сможет пойти в среднюю общеобразовательную, где будет тянуться за сверстниками. - Много общалась с родителями детей с такими же проблемами, как и у нас. Пришли к выводу: что заложено генетически, очень тяжело исправить. Аделина по-другому воспринимает окружающий мир. На подготовку домашних заданий у нас уходит очень много времени. Объяснять приходится каждый шаг. После участия в проекте изменения налицо. Педагоги в игровой форме проводили занятия, а детям хотелось узнать еще больше, - поделилась впечатлениями приемная мама девочки Лидия. На заключительном этапе психологи провели итоговую диагностику детей и анкетирование родителей для оценки полученных результатов: - Приемные родители отмечают позитивные изменения. Дети стали более спокойными, улучшилось ощущение своего тела, повысилась успеваемость, любознательность, теперь они проявляют больше самостоятельности в подготовке к урокам, меньше отвлекаются. Мамы смогли пообщаться между собой на наболевшие темы, что тоже очень важно, - рассказывает Альфия Исламгулова. Накопленный опыт и апробированные методики и технологии работы переданы специалистам детских домов и служб сопровождения приемных семей республики. Специалисты «Семьи» провели обучающий семинар и разработали методическое пособие с практическими рекомендациями для родителей «Я могу – я справлюсь».
- В рамках проекта мы работали над тем, чему обычно не уделяют должного внимания, – сенсорным нарушениям. Есть термин – «потолочные дети». Ребенок накормлен, переодет, но при этом у него нет дополнительных стимулов, на которые он мог бы откликаться. К примеру, малыш лежит и смотрит только вверх. Получив грант, мы помогли не только 15 семьям. Проект в своей перспективе долгосрочный. На полученные средства прошли обучение педагоги и закуплены необходимые материалы и оборудование. Теперь сможем работать со всеми детьми, - рассказала директор МБОУДО ЦППМСП «Семья» Эльза Ахметова.
Мария АПКАРИМОВА |
|
 |