ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Нам не нужен переводчик!
В Башкортостане с официальным визитом побывал президент Кыргызстана Алмазбек Ат...

Я - молодой!
На площади перед Гостиным двором отшумел День молодежи. Самых активных и инициати...

Старт - осенью
В рамках проекта «Городская электричка» здесь завершена реконструкция железнодо...

Арбат в квадрате
На территории, ограниченной улицами Мустая Карима, Чернышевского, Коммунистическ...

И скамейки для путника
На проспекте Октября создадут два новых сквера. Зоны отдыха появятся на нечетной ...

Территория легенд
Один из любимых горожанами скверов на улице Революционной (от Ленина до Цюрупы) по...

Для вундеркиндов
В этом году 550 ребят микрорайона Колгуевский пойдут в новую школу. Сейчас ее строи...

Театры - на каникулы
Театр оперы и балета завершил сезон аншлагом: послушать оперу Бизе «Искатели жемч...

Необычные беби-мобили
В девятый раз в столице прошел семейный фестиваль «Парад колясок». Традиционное ш...

Высокий прыжок
Солистка  Театра оперы и балета  Лилия Зайнигабдинова  стала бронзовым пр...

60 - нашему Союзу
В окрестностях города Октябрьского прошел ставший традиционным, уже седьмой по с...

Каунас - Уфа
С 4 по 9 июля в литовском Каунасе состоятся 51-е летние Международные детские игры.

«Урал» сменил тренера
Волейбольный клуб «Урал» подписал контракт с новым главным тренером итальянцем Д...

Ретрокалейдоскоп
255. 28 июня (9 июля по нов. ст.) 1762 года на престол взошла Екатерина II.
155. 4 июля 1862 год...





     №7 (188)
     Июль 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Пришло время креативных


- Наверное, трудно найти еще такую отрасль жизнедеятельности, где каждый не считал бы себя докой. Как-то на одном из круглых столов мы задали победителям конкурса «Учитель года» вопрос: «Что бы вы сделали, если вас назначили министром?». Но немногие захотели взвалить на себя эту ношу. Что вам кажется самым сложным в работе?
- Огромная ответственность. От нас прямо или косвенно зависят судьбы людей. На моем столе сегодня десятки заявок на капитальный ремонт учреждений. Но все их удовлетворить мы не в состоянии. Нужно решить, кому в первую очередь выделить деньги, а кому отказать. Или другая дилемма - лишить сотрудника
части зарплаты за дисциплинарное нарушение.

- Вы пришли в номенклатуру, не имея опыта административного управления…
- Разве это плохо? У главы республики на этот счет есть определенная позиция: нужно, чтобы во власть приходили люди, говорящие не канцелярским, а нормальным человеческим языком, креативно мыслящие, не погрязшие (только вслушайтесь в это слово!) в документообороте.

- Не боялись, что система вас поглотит?
- Не в моем характере идти в общем строю. Каждый день должен был продуктивным. Есть результат – значит можно спать спокойно.

- Советское образование было едва ли не лучшим в мире. Оно позволило нам стать первыми в космосе, в других достижениях. И, наверное, не последнюю роль в этом сыграло и то, что тогда гораздо меньше было бумажной рутины. Так и напрашивается сравнение с врачом, которому на прием дается 15 минут, и большую часть из них съедает заполнение карточки. Не получится ли так, что и учителю скоро некогда будет даже взглянуть на подопечного?
- Наша задача – не допустить этого. Вот уже второй год, как мы вплотную занялись проблемой. Провели ревизию всех документов, которые запрашиваем из муниципалитетов, составили регламент: кто с кого что требует. Электронный документооборот должен был упростить процесс, но многие руководители по старинке не доверяют современным технологиям и на всякий случай подстраховываются – копируют. Существуют и другие надзорные органы, которые еще надо приучить к запросам через министерство или через наш сайт. Процесс длительный, но потихоньку люди привыкают. Мы договорились, что привлечение учителей к заполнению каких-то дополнительных отчетов должно быть прописано в контракте. Но есть вещи, предполагающие письменное подтверждение. Например, чтобы включить в сетку новый предмет, необходимо согласие родителей.

- Хороший учитель – натура творческая, и ему порой тесно в рамках школьных программ и циркуляров. Насколько, по-вашему, свободны сегодняшние педагоги?
- Мне кажется, что сегодня как раз у них больше возможностей для проявления креативности. Учитель может вносить в свою программу коррективы, редактируя ее под уровень подготовки учеников или важности темы, например. Он сам определяет, в каком объеме и в каком классе, допустим, увеличить количество часов на прохождение «Войны и мира». Согласитесь: в тройке участников образовательного процесса главный – педагог. Он лучше знает, какой предмет выбрать для ЕГЭ тому или иному ученику. Закон об образовании
2012 года дает намного больше свободы. Взять хотя бы образовательные программы. Сегодня школа формирует их сама, учитывая и учебный план, и личностные достижения детей. Если учебное заведение захочет ввести уроки семьеведения, то мы не имеем права вмешиваться. В то же время, если в школе N планируют ввести китайский язык, а преподавателя нет, то даже принятое коллегиально решение родителей не поможет.
Объективно регламентов стало больше, что связано с повышением требований к работе и контролю за ее выполнением. Но как гласит учебник по психологии управления: лучшая организация процесса – бюрократия.

- Расходы на образование составляют значительную часть бюджета республики. Изменились ли они из-за кризисных явлений в экономике?
- По сравнению с пиковым 2014 годом, когда в регионе  было сдано беспрецедентное количество детских садов, объем консолидированного бюджета - РФ, РБ и муниципалитетов - увеличился на 15 процентов. К концу этого года будет введено 949 новых мест для дошкольников. И мы не останавливаемся. Позиция главы правительства - не уменьшать, а увеличивать затраты на образование. Здесь и индексация стипендий главы РБ, и двухразовое питание школьников с ОВЗ - то, что до этого не делалось. Также не забываем и о майских указах президента России по заработной плате.

- Буквально накануне нашего интервью на прямой линии с Путиным молодой педагог из глубинки подняла вопрос оплаты труда молодых учителей. Это основная причина, что новоиспеченные кадры не задерживаются в школе.
- Да, пока зарплата начинающих педагогов не может конкурировать со средней по региону, но все-таки по сравнению с 2014 годом закрепление молодых специалистов увеличилось на 20 процентов. Молодые учителя в Башкортостане получают при приеме на работу единовременные поддерживающие выплаты, равные четырем окладам. Есть и другие привилегии. Если раньше подавать на категорию можно было по прошествии двух лет, то сегодня через год и сразу на первую. Действует постановление правительства о том, что в течение первых трех лет новичкам обязательно выплачиваются специальные стимулирующие надбавки, а остальным учителям – на конкурсной основе. Также существует возможность получить республиканский грант. Что касается старения кадров, то уже третий год средний возраст учителя по республике – 42 года.

- Мы много говорим о качестве образования. Но оно во многом зависит от профессионализма учителя. Кто сегодня поступает в педагогические вузы?
- Как показывает статистика, в прошлом году средний балл по БГПУ составил 56,4, в БГУ – 58 (по трем предметам). Вывод однозначен - поступают хорошисты. Как правило, отличники и окончившие вуз с красным дипломом в школе не задерживаются. Перфекционистам работать с теми, кто не может усвоить материал, сложно. А те, кто приходит в вуз со слабыми знаниями, как правило, отсеиваются после первого семестра. В этом году мы ожидаем абитуриентов с более высокими баллами, потому что количество бюджетных мест по педагогическим направлениям увеличено на 10 процентов. Хотим, чтобы в педагогические вузы пришли дети с хорошими знаниями.

- ЕГЭ послужило катализатором миграции лучших выпускников в Москву и Петербург, другие города. Как удержать их на родине?
- Уезжают с высокими баллами и те, кто не смог поступить здесь. Интересно, что средний балл оставшихся на родине - 54,3, а тех, кто ее покинул, - 49. Да, поступают, но во второстепенные вузы двух столиц, а также в соседние Оренбург, Ижевск, Челябинск – географически близкие. Нормальная миграционная ситуация, когда дети из маленьких городков едут в большие, а те в свою очередь – в мегаполисы, есть и утечка юных кадров за границу. Естественный процесс, но мы работаем с детьми из пограничных районов республики. Удалось немного переломить ситуацию – эмигрирующих стало немного меньше.

- В образовании все больше внедряются информационные технологии. Но они же несут и опасность для неокрепших душ.
 - Скажу вначале о преимуществах. Они, безусловно, высвободили время для многих нужных вещей. Гору документов на моем столе я могу просмотреть в электронном виде за один день. Это касается и научной работы, всегда можно вернуться к какой-то прежней статье, где уже рассматривалась эта проблема. Мы имеем возможность доступа к любой информации. Большой плюс. Но для неокрепших детских душ он может стать минусом. Что же запретить? Вряд ли получится. Детей надо научить отличать хорошее от плохого. Для этого в Уфе создан Центр мониторинга интернет-сетей. Подготовлены специалисты, которые будут следить за тем, чем интересуются школьники в соцсетях. Нужен системный подход, а не разовые мероприятия. Неизвестно, например, с какого возраста нужно заниматься таким просвещением. Многие родители стремятся решить вопрос самостоятельно – ставят блок на доступ в Интернет. Я не сторонник этого. Ребенок должен увидеть плохое и понять, что это нехорошо. В свое время сексуальное просвещение, половое воспитание вызывало много споров. То же самое и сегодня. Нужно формировать безопасное поведение ребенка в Интернете. В планах - разработка и внедрение подобных программ в этом учебном году. Уже два года в школьных компьютерах установлены фильтры, но ведь есть еще и домашние, и гаджеты. Значит, надо учить и родителей.

- Технический прогресс привел к отмиранию некоторых профессий, целых отраслей экономики и появлению новых. Поспевает ли в этой связи система школьного образования в плане введения предметов и коррекции учебных программ?
- Советская система отличалась жесткостью и традиционностью. Я хорошо помню, как моя учительница советовала мне: «Достань с чердака мамины тетради – там все написано!». Никто не говорит, что традиции плохо. Но время диктует свои условия. ФГОС предполагает, что участники образовательного процесса могут принять в нем самое активное участие. Во многих школах преподают такие предметы, как финансовая и бюджетная грамотность. Семьеведение введено в
20 уфимских школах. Во многих зарубежных странах работодатель диктует, какие предметы надо включать в программу. И у нас такая практика есть. Когда-то в школе №85 ребят учили работать на станках. Сегодня мы возвращаемся к этому и продолжаем цепочку: предприятие – вуз, ссуз, школа и даже детский сад, так называемый образовательный кластер. В школах не один год существуют профильные медицинские, педагогические, МЧС-классы. Общеобразовательные учреждения имеют десятки соглашений с ведущими вузами. Не так давно БГУ выиграл федеральный грант по организации профильного обучения в школах. 14 общеобразовательных учреждений в республике ввели предмет пчеловодство, есть планы по изучению коневодства. Конечно, мы идем навстречу таким начинаниям, предоставляя методическое сопровождение.

- Как в системе образования региона представлен этнокультурный компонент?
- Без него наша республика потеряла бы свое лицо. Если ученик изучает татарский язык и читает в учебнике: «Моя столица - Казань», это не способствует воспитанию патриотизма. Каким бы ни был твой родной язык, ты должен знать о своей малой родине. Например, в Челябинской области уже в первом классе обязательно изучение истории и культуры края, на чем мы не настаиваем. В этом году закончилось введение всех учебников по башкирскому языку в федеральный перечень, на очереди – татарский. Наши специалисты работают над созданием программы по основам духовно-нравственного воспитания с 5 по 9 классы. Предмет может быть введен в пятом классе. Он жизненно необходим нашим детям, чтобы они выросли порядочными, неравнодушными членами общества.

- Любовь к Родине у нас в основном воспитывается на героических страницах истории…
- Да, военно-патриотическое воспитание доминирует, но должны быть примеры из настоящего. Иногда массу мероприятий перекрывает одно событие или к месту сказанное слово. К примеру, на конкурс чтецов эпоса «Урал-батыр» поступило огромное количество заявок. Это показатель. Мы должны воспитывать не потребителей, и труд – хорошее средство для этого. Например, экологические субботники. В 2017 году августовский педсовет будет посвящен проблеме совершенствования воспитания. Оно намного важнее, чем сдача ЕГЭ.

- Как обстоит в республике дело со средним профессиональным образованием? Что делается для его поддержки?
- По количеству образовательных учреждений данного профиля мы занимаем одно из первых мест в России. Даже в те годы, когда была проблема с набором в ссузы, смогли их сохранить: из 137 – 104. Тогда как в других субъектах они сократились наполовину. Но система испытывает вполне объективные трудности: демографическая яма и желание некоторых родителей во что бы то ни стало дать высшее образование ребенку. Но оно никуда не денется, можно поступить позже, когда молодой человек уже сам сможет понять, нужно ли ему это?
Среднеспециальные образовательные учреждения выполняют и важную социальную роль, таким образом мы поддерживаем детей из семей с невысоким достатком. С 2013 по 2015 годы учреждения среднего профессионального образования прошли модернизацию, на нее было потрачено более
750 миллионов рублей. Многие ссузы прекрасно оснащены благодаря нашим партнерам, таким как «Башнефть», например. Они, без преувеличения, одни из лучших в России. И подтверждение тому - успешное  участие в чемпионате рабочих профессий «Молодые профессионалы», несмотря на то, что мы еще новички. Среди башкирских студентов есть и победители мирового уровня. Открыты восемь центров профессиональных квалификаций, еще два - в процессе создания. Перестройка идет в сторону «ТОП-50 самых востребованных профессий». Сегодня  рабочий овладевает современными технологиями. Очень важно, чтобы родители поняли: их ребенок должен заниматься нужным и любимым делом, а не гнаться за уровнем образования.

- Повышение престижа профессии во многом связано с зарплатой педагогов. Одним из способов ее повышения является так называемая стимулирующая надбавка, которая зачастую определяется субъективным отношением руководства к конкретному учителю. Что делается для того, чтобы этого избежать?
- Мы ищем механизмы, чтобы сделать процесс прозрачным. Разработан так называемый эффективный контракт – один из аспектов мотивации педагога. В нем определены функции учителя и за что он должен получать стимулирующие надбавки, от которых в итоге зависит размер оплаты. Непрозрачность и необъективность оценки труда педагога часто определяют его отношение к труду, что в свою очередь влияет на престиж профессии. Исправить это могут независимые эксперты, а также привлечение к процессу представителей общественных организаций. Сегодня 92 процента образовательных организаций перешли на эффективный контракт, наша задача - сделать начисление стимулирующих выплат прозрачным. И мы призываем учебные заведения размещать на своих корпоративных сайтах информацию - кто, за что и когда получил то или иное поощрение.

- Несколько школ в республике входят в Топ-100 лучших в России. Что можно сказать о наших вузах?
- Шести высшим учебным заведениям республики удалось войти в рейтинг востребованности, который составила международная медиагруппа «Россия сегодня» в рамках проекта «Социальный навигатор». Это - БГУ, БГМУ, БГПУ им. М. Акмуллы, БГАУ, УГАТУ и УГНТУ. Башкортостан занял четвертое место по федеральному округу по количеству представленных в рейтинге вузов, по России – 25-е. Лучшего показателя добился БГМУ. Востребованность в его выпускниках стопроцентная, и в аграриях, кстати, тоже высокая - 75%. УГАТУ сохранил за собой 27-ю строчку рейтинга, УГНТУ улучшил свои позиции, поднявшись с 70 на
24 ступени. В современных условиях вузам необходимо с одной стороны максимально разворачиваться в сторону рынка труда и работодателя, а с другой — строить серьезную профориентационную работу со старшеклассниками.

- Какую главную задачу сегодня решает ваше ведомство?
- Обеспечить доступность и качество образования, а далее - доступное качество. Задача на протяжении многих лет не меняется.

- У вас очень напряженный график работы. Как восстанавливаетесь после трудового дня и помогают ли знания по психологии в управлении столь сложным хозяйством?
- «Побывать на природе» удается только в машине между переездами от одного места к другому. Закрываю глаза и представляю себя где-нибудь на берегу моря, например. Сегодня редко удается взять в руки книгу. Времени хватает лишь на короткие жанры. Недавно с удовольствием перечитала рассказы Чехова.
Знание психологии, думаю, необходимо каждому руководителю. Это помогает найти подход к человеку. Одинаковых людей нет. Для кого-то слова одобрения - повод работать еще лучше, а для кого-то – почивать на лаврах.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости