 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Счастливый случай
Снимки эти прислал для французского географа и историка, члена Парижского Географического общества Жака Элизе Реклю некий русский фотограф Кондырев (Kondiref). Видимо, он же сделал надписи на французском языке. После смерти Реклю снимки попали во Французскую библиотеку. С этим все понятно, но вот кто такой Кондырев? Ни в одном из уфимских адрес-календарей такой фамилии нет. Более того, нет ее и в списке домовладельцев Уфы. Похоже, фамилия-то не уфимская! Если учесть, что Кондырев фотографировал и в Ветлуге Нижегородской губернии (а снимал он строительство белян1 – сама по себе это уже великолепная тема для исследователя!), то можно предположить, что его имя принадлежит славной школе нижегородской светописи. Но среди соратников Андрея Карелина и Максима Дмитриева Кондырева найти пока не удалось, хотя в Нижнем такая фамилия встречается довольно часто. Итак, прибыл в Уфу фотограф Кондырев. С какой же целью? Четыре из восемнадцати сделанных в нашем городе или его окрестностях снимков – эпизоды прокладки железной дороги. Хотя вряд ли именно эти кадры были главной задачей, ведь грандиозное строительство Великого Сибирского пути – отличный сюжет для любого фотолетописца. В подборке Кондырева мы видим и местный базар, и старинные храмы, и представителей населения Уфы, и крестный ход в селе Богородском, и просто красивые пейзажные фотографии. В результате приходим к решению, что хранящаяся в Париже подборка – один из самых первых фоторепортажей о жизни Уфы. Несколько снимков посвящено архитектуре. На одном из них мы видим самое старое сооружение города – Троицкую церковь, на другом – поднимающуюся вверх от Троицкого холма и ведущую к мечети и кафедральному собору Фроловскую улицу, хотя главным украшением этой фотографии является, разумеется, Ильинская церковь в правой части кадра. Интересно взглянуть и на описанный С.Т. Аксаковым в «Детских годах Багрова-внука» безымянный утес в левой части кадра, единственным «украшением» которого в те годы была лишь навигационная мачта. Именно здесь весной 1900 года были посажены сосны, дубы и липы, установлены две беседки и большой павильон. Но об этом в следующий раз… Третий же снимок поначалу сбил с толку даже асов краеведения: на нем на фоне находящейся в отдалении Уфы (видны Воскресенский кафедральный собор и здание Духовной семинарии) представлена некая церковка или часовня. Далеко не сразу приходит в голову, что это Казанская часовня на Старом Сибирском тракте, изображение которой никто уж и не надеялся найти. Стояла она чуть восточнее памятника Героям революции и Гражданской войны на нынешней улице 50-летия Октября. А вот 1889 год, проставленный под фотографиями в качестве даты съемки, я подвергну сомнению. Причиной является сюжет со строительством железнодорожного моста. Фотограф стоял на утесе возле мусульманского кладбища, там, где через несколько лет начнут строить водонапорную башню – снимков моста с этого места известно несколько, только в виде открыток их выходило не меньше трех. Но загадочный Кондырев, получается, был самым первым! Так вот, в сентябре 1888-го мост уже действовал. В №44 журнала «Нива» за 1888 год читаем: «Мост начат во второй половине 1886 г., все опоры были готовы осенью 1887 г. Мост через Белую… построен контрагентом моста инженером В.И. Березиным… Он же строит мост через Уфу». В этом сообщении самое главное для нас то, что «опоры были готовы осенью 1887 г.». На снимке Кондырева видно, что фундаменты опор уже возвышаются над водой. Половодье давно закончилось, стало быть, пройдет два-три месяца и… настанет осень 1887 года. Это как раз тот счастливый случай, когда очень старую фотографию (а вместе с ней и все остальные из подборки) можно атрибутировать едва ли не с точностью до месяца. Кстати, обратите внимание на остров у правого берега Белой, который хорошо виден от памятника Салавату Юлаеву и сейчас. Правда, лет сорок назад, после исчезновения архиерейских коз, он стал зарастать, и теперь покрыт довольно большими деревьями. И где-то за залитым солнцем леском начинают появляться первые строения нового разъезда Дема (ровно 130 лет назад!), который очень скоро дорастет до станции, а в ноябре 1943-го даже попытается стать городом.
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
 |