 |
РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"Город в пропорциях человека
Миллионы лет назад в этих местах плескались морские волны, море называлось Кунгурским. В одну штормовую ночь при приливе на мелководье всплыл громадный кит. Пока он пытался уплыть, шторм прекратился, и море ушло из этих мест. Кит оказался на суше, от долгого лежания окаменел. Местность обросла землей, и гигант оказался под ней, на нем выросли деревья, а потом и лес. Где он лежит, можно узнать только по родникам: Трушанка и Ильинский ключи вытекают из глаз кита, а дыхательное отверстие приходится как раз против Святого ключа. Такую легенду о возникновении города приводит в своей книге «Бирская старина» краевед Саитзян Сахратуллин.
Сегодня, когда для внутреннего туризма открылись новые возможности, республика вновь заявляет о старых и ищет новые точки притяжения, уникальные явления как природы, так и человеческого духа. Одной из таких точек вполне может стать старинный город Бирск. Что и побудило нас, едва только солнце прорвало засаду тяжелых туч, а обочины дороги зазеленели свежеумытой листвой, навестить этот старинный городок. Если въехать по Бирскому тракту, он представляется раем для сегодняшнего горожанина, мечтающего о коттеджном изобилии квадратных метров и собственном подворье, но как можно ближе к центру. Массивов новостроек-многоэтажек можно не опасаться: здания выше пяти этажей здесь строить запрещено. Если не считать основных магистралей, Бирск - рай и для пешеходов: они могут невозбранно предаваться старинной русской привычке переходить улицу где им вздумается. Однако начинать осмотр лучше всего, конечно, с позиции стратегической, а именно с пожарной каланчи. Кстати, последний раз она выполняла свою функцию наблюдения за стихией недавно - во время урагана 2007 года. …Под празднично-голубым весенним небом, на берегу мощно разлившейся Белой вырисовывается старейший сохранившийся храм - Михайло-Архангельская церковь, обложенная строительными лесами. Ближе поблескивает купол Свято-Троицкого собора, вокруг - такой конгломерат старинных зданий, что хочется немедленно узнать все и о каждом. Однако, как призывает наш провожатый - директор Исторического музея Антон Антонов, обо всем по порядку. Бунташные времена По мнению историков Владимира Витевского и Василия Татищева, село Архангельское-Бирь, основанное пришлыми дворцовыми крестьянами, появилось на Галкиной горе еще в 1555 году - вскоре после покорения Казани, и храм, посвященный архангелу Михаилу, возник уже тогда. Существование села или даже города, если понимать под этим «огороженное место», подтверждается переписью 1647 года (согласно ей здесь насчитывалось 28 крестьянских и бобыльских дворов); о существовании города еще в 1645-м упоминается и в жалобе старосты села Абрашки Кириллова от 16 августа 1660-го царю Алексею Михайловичу, не поделившего землю с местным мещеряком. Существует и версия о том, что поселение-крепость основано боярином Михаилом Челядиным - другом Андрея Курбского, сосланным сюда Иваном Грозным из-за подозрения в отравлении Елены Глинской, якобы совершенном его сестрой - боярыней Агриппиной. Так или иначе, в 1662 году село было сожжено во время башкирского восстания. В памятном календаре, выпускаемом с 1875 года, сообщалось, что город Бирск основан (приблизительно) в 1663 году, хотя указы царя Алексея Михайловича, повелевающие возвести его, появились позже - считается, что спасшиеся жители указов ждать не стали. Крепость была защищена крепостным валом, рвом и частоколом, имела дозорные башни. В распоряжении гарнизона стрельцов имелось 12 чугунных пушек и 18 пищалей. Однако в 1774 году она, оставленная эскадроном майора Дуве, который просил, но не дождался подкрепления из Уфы, вновь была сожжена пугачевцами. Не за страх, а за веру В 1847 году освящен каменный Михайло-Архангельский храм, построенный благодаря пожертвованиям купцов Никиты Серафимова и Даниила Балаева. Это единственная в городе церковь, работавшая в годы советской власти. В 1937 году большевики закрыли и ее, превратив в зернохранилище, однако уже в 1945-м стараниями местного батюшки Гавриила Желвицкого она вновь открылась для прихожан. В ней и начал службу священником Василий Гундяев - дед Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, послуживший ему примером. Ко времени появления здесь Василий Гундяев, не будучи духовным лицом, успел пройти лагерный путь два раза: за борьбу против обновленчества и против закрытия монастыря. По воспоминаниям патриарха, после второго ареста - в голодные 30-е - семью с восьмью детьми спасло лишь чудо или уважение верующих, анонимно пожертвовавших им мешок муки. От него достался детям и внукам завет: «Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога». Священство было его мечтой - и, на закате дней, уже в хрущевскую эпоху, он удостоился рукоположения в сан диакона. После года службы в Бирске получил назначение в башкирское село Уса-Степановка, где власти объявили о намерении закрыть храм. По воспоминаниям местных жителей, он активно противодействовал этому, и приход был закрыт лишь после того, как Василий начал слепнуть и был вынужден его оставить. Три года назад над Свято-Троицким собором вновь вознеслись колокольня и купол, золоченый по новому методу, изобретенному недалеко от нас - в городе Трехгорном. Изобретение заключается в напылении нитрида титана: это покрытие гораздо долговечнее, чем собственно золотое. Тогда же после долгого перерыва совершен первый монашеский постриг и воссоздан женский монастырь. Сегодня четыре монахини во главе с настоятельницей Филаретой занимаются, кроме монашеского служения, и воспитанием: уроки рукоделия и Закона божьего посещают около 60 девочек. Кроме этого, в городе развивается движение сестричества: девушки и женщины оказывают помощь медсестрам в больнице, детскому дому, дому престарелых, два раза в неделю Бирским благочинием организуются горячие обеды для малоимущих. Сейчас в Михайло-Архангельском храме идет реконструкция. - Она была необходима, ведь до сих пор ремонт делался только силами батюшек и верующих, - сообщил настоятель храма Казанских святителей протоиерей Сергий Рыжаков. - К примеру, мы специально запросили архивные данные, чтобы восстановить канонический вид колокольни. Старинных росписей сохранилось немного, остальное сделано в 1950-1960-е годы. С другой стороны, как раз благодаря этим ремонтам, неравнодушию людей церковь и сохранилась. Событием огромного значения для всех православных христиан республики должны стать приезд в Бирск патриарха Кирилла и соборная служба в храме Святой Троицы.
Продолжение в следующем номере.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
 |