ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Главный отчет
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов отчитался перед депутатами Госсобрания - К...

Прогноз - стабильный
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor s подтвердило кредитный рейтинг Уф...

ЕГЭ под прицелом камер
Cтартовала досрочная сдача Единого госэкзамена, которая продлится до 23 апреля. Ат...

Мусульмане встретятся в Уфе
С 17 по 19 апреля в столице Башкортостана на большом форуме соберутся главы мусульм...

Приведем город в порядок
Месячник по санитарной очистке и благоустройству, стартовавший 21 марта, продлитс...

«Достояние столицы»
Объявлен конкурс на соискание X Городской общественной премии «Достояние столицы...

«Земной» космос
8 апреля, накануне Дня космонавтики, в лайфстайл-центре «Башкирия» откроется комп...

Новая высота УМПО
Разработана и утверждена программа производства в Уфе  
авиационных двигател...


Пусть все будут дома
В конце март
а съемочная группа Первого канала сняла фильмы о
23-х сиротах в Дом...


Мода на спорт
В Саду имени Аксакова установлены тренажеры, которые пользуются популярностью у ...

От мечты - к реальности
Центр современного искусства «Облака» выступил с инициативой создания в Уфе Парк...

Пока проект, а в будущем - музей
Победителем конкурса на лучший п
роект Музея деревянного зодчества в Уфе стал с...


«Роза и Червь» претендует на награду
Роман уфимского писателя Роберта Ибатуллина «Роза и Червь» номинирован на Междун...

Подняться выше
Гандбольный клуб «Алиса» завершает сезон в хорошей форме. В конце марта они обыгр...

«Золотой» выход
Дмитрий Мигунов стал первым на чемпионате России по шорт-треку, завершившемся в С...

Ретрокалейдоскоп
180. 6 апреля (25 марта ст.ст.) 1836 г. в Уфе при Дворянском собрании открылась первая общ...




     №4 (173)
     Апрель 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

На углу Почтамтской и Каретной


А ведь к моменту написания «Золотого телёнка» фотография была известна уже лет девяносто, и прогресс в её развитии был, что называется, налицо. Давным-давно были забыты дагеротипы, на свалку истории попал и изумительный по технологии и результатам мокроколлодионный способ. И хотя ещё, возможно, были живы посетители самых первых уфимских фотоателье, никто не удосужился задать им простой вопрос: где и когда? Не до того было.
А всё же – когда были сделаны самые первые фотоснимки в Уфе? Почти двенадцать лет назад я дал краткое описание истории развития фотографии в нашем городе («Уфа», №11, 2004). И уже тогда было сказано, что датой рождения уфимской фотографии следует считать середину 1860-х годов… Попытаемся уточнить дату.
Когда-то обнаруженные в архиве счета позволили установить факт работы в Уфе фотоателье
(в XIX веке такого слова не употреблялось, но чтобы не запутать читателя, я буду использовать именно его). Но есть ещё один источник – реклама в газетах. Точнее, в одной из них: с 1838 года в нашем городе печатались «Оренбургские губернские ведомости» (с 1865 г. – «Уфимские губернские ведомости»).
Итак, объявление первое, помещённое в номере за 18 июля 1864 г. (огромное спасибо за него Михаилу Игоревичу Роднову!): «Продаётся за умеренную цену вполне устроенная Фотография с тремя обжективами, всеми принадлежностями и галерея. По желанию Гг. покупателей преподаются уроки фотографии. Г. Шеррер, фотограф. В доме госпожи Сысоевой в Уфе».
Сначала разберёмся, что же собственно продавалось. «Вполне устроенной фотографией», судя по всему, продавец именует весь комплект, с помощью которого можно снимать и печатать фотографии, т.е. стёкла, химические препараты и проч. «Обжективы» – это, ясное дело, объективы. Из того, что продавалась ещё и «галлерея», т.е. помещение, можно напрямую сделать вывод, что в 1864 году в Уфе работал некий Шеррер. А «Г.» перед фамилией – это, разумеется, г[осподин] Шеррер, который должно быть уезжал из нашего города. Кроме того, обратите внимание на слова «преподаются уроки фотографии». Они означают то, что уже в 1864-м в Уфе были любители этого вида деятельности.
А теперь о том, о чём в газетном объявлении ни слова: 19 февраля 1865 г. Шерер (разночтение в иностранных фамилиях вполне допустимо) проводит фотосъёмки испытания железнодорожного моста через Оку, вблизи Коломны. Ещё через два года он первым снимает и издаёт  на 16 листах панораму Москвы с храма Христа Спасителя. Ещё в 1863-м баденскому подданному Мартину Николаевичу Шереру передал своё заведение известный московский фотограф Карл Август Бергнер (не с этим ли связана продажа ателье Шерера в Уфе?), так было положено начало известной фирме «Шерер и Набгольц», хорошо известной многим коллекционерам старинных фотографий и открыток.
Понятно, что насчёт Мартина Шерера из Уфы – всего лишь моё предположение, но почти невероятно, чтобы в уникальной для того времени профессии были ещё и люди с одинаковой и столь редкой фамилией. Разве что братья. А вот где тогда стоял дом некой Сысоевой, в котором находилась самая первая, или одна из самых первых уфимских фотографий, вычислить сегодня почти невозможно. Правда, фамилия эта, как выясняется, в то время также была редкой: если в справочнике 1876 года встречаем запись о коллежском асессоре Якове Яковлевиче Сысоеве (но там нет ни слова о его домашнем адресе), то в более поздних справочниках и фамилии такой нет! Зато в относительно недавнем телефонном справочнике 1981 года Сысоевых аж четверо! А вдруг это потомки? Или опять рекламки в газете позапрошлого века искать?
Немного отвлечёмся на найденное А.П. Масловой второе объявление по нашей теме, не менее загадочное. 1865 год: «Англичанка М.К. Филипс, приехавшая в Уфу, желает поступить в дом к детям. Условия можно узнать в г. Уфе в доме Кадкиной, в фотографии Кабрицкаго». Где эта улица, где этот дом – никто уже, пожалуй, не скажет. А вдруг из глубины старых комодов когда-нибудь выйдут на всеобщее обозрение фотоснимки Кабрицкого? Как совершенно неожиданно появились сразу три фотографии производства ателье Адольфа Фёдоровича Бухгольца.
Когда мне впервые предъявили «кабинетку» его ателье – великолепно типографским способом оформленное паспарту, причём с выходными данными и на обороте, – с утверждением, что это конец 1860-х – начало 1870-х годов, я не поверил. Но специфический цвет фотоэмульсии так называемого мокрого коллодионного способа (коллодий от греч. «колос» – липкий), даты жизни изображённых на снимке – всё говорило о том времени. Но чем это подтвердить?
В справочнике «Фотографы Петербурга» приводится цитата из газеты «Голос» от 26 марта 1867 г. о том, что Бухгольц Адольф Фёдорович с марта с 1867 года открыл фотоателье по улице Баскова. При этом современный комментатор называет Бухгольца фотографом из Уфы, имея в виду должно быть его будущее место жительства. А историк Ольга Бахарева из Оренбурга пишет, что в 70-90-х гг. XIX века в губернии прославились фотографы А. Бухгольц из Пруссии и К. Фишер из Саксонии. Когда же Бухгольц успел поработать в Уфе?
Удивительно, но все три его снимка оформлены по-разному. Как будто под рукой у него была типография, цветной ксерокс или что-то подобное. Фантастика! Дело, видимо, в том, что когда-то снимков было очень много: после почти недоступной по дороговизне и сложности выполнения дагеротипии (при съёмке на дагеротип приходилось сидеть перед фотокамерой минуты, а то и десятки минут, да и дошла ли вообще дагеротипия до Уфы?) это был прямо-таки революционный прорыв. Но все эти десятки и сотни фотографий сгинули в пучине общественных катаклизмов. Или просто выцвели на свету, несмотря на то, что для сохранности их некоторое время вирировали (химически окрашивали) соединениями золота. Интересно, кстати, с этой точки зрения оценить «самочувствие» выставлявшегося в Уфе в 2001 году альбома из запасников Государственного Эрмитажа с видами нашего города, выполненными фотоателье А. Петровой.
Итак, А.Петрова. Анна, Александра, Анастасия? Цитата из №37 «Уфимских губернских ведомостей» за 1866 г.: «От фотографии
Г-жи Петровой (на углу улиц Почтамтской и Каретной в доме
Г. Петрова). В течение нынешнего лета изготовлено фотографиею значительная коллекция видов города Уфы, представляющих лучшие перспективы города: улицы, площади, здания и пр. Коллекция продаётся в целом составе и отдельными экземплярами видов. Коллекцию можно видеть в фотографии ежедневно. А. Петрова».
Сегодня все интересующиеся знают, что Каретной когда-то называлась улица Аксакова, Почтамтской исследователи истории уфимской почты  уверенно называют улицу Пушкина,  разные отрезки которой именовались и Голубиной, и Вавиловской, и Почтовой. Н.А. Гурвич писал, что с самых давних времен на этой улице была почтовая контора, в том числе и в 1860-е годы. Но где на перекрёстке Каретной и Почтамтской стоял дом господина Петрова?
Подойдём к вопросу с другой стороны. В справочных книгах 1873 и 1876 годов ни Петрова, ни Бухгольц почему-то не указаны, а в 1879-м обе действовавшие на тот момент (но пока безымянные для нас) фотографии (т.е. фотоателье) отмечены уже на Большой Казанской (точнее, в квартале, прилегающем к этой улице). А на углу Каретной и Почтовой (Большой Вавиловской) домохозяина Петрова не наблюдается. Возможно, участок с домом был продан. «Ага, – добавит скептик, – И забита курица, несшая золотые яйца».
А, может, он вынуждено был передан под более насущные нужды? Например, под строительство Никольской церкви, заложенной в 1876 году. Но планом 1819 г. строительство храма на этом месте не планировалось. И тут мне почему-то вдруг приходит в голову, что дом Петровых мог сгореть. Со всеми «обжективами», копфгальтерами (держателями головы) и галереей. Именно поэтому информации о фотографии А. Петровой в последующие годы мы больше нигде не встречаем.
Но зато, как уже говорилось, сохранился целый альбом продукции её фотоателье: «Виды города Уфы, снятые в 1867 году». Беру на себя смелость утверждать, что входящие в него снимки сделаны на год раньше, как это и обозначено в вышеприведённом газетном объявлении. Так что нынешним летом мы вполне можем отметить полуторавековой юбилей самых первых снимков нашего города!
В статье я, пожалуй, задал больше вопросов, чем дал ответов, но, надеюсь, когда-нибудь мы разрешим и эти загадки. А то скоро, боюсь,  позабудем даже, что такое фотоплёнка.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости