ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержать имидж региона
«В 2015-м республика продемонстрировала хорошие макро-экономические показатели...

С шанхайским духом
В Уфе прошел Евразийский гуманистический форум, посвященный вопросам воспитан...

Поспешите к Кыш Бабаю
Башкирский Дед Мороз примет гостей в своей резиденции у деревни Урман-Бишкадак...

Рождественские встречи
7 января, в Рождество Христово, уфимцев и гостей приглашают на праздничные меро...

Новогодние гулянья
На площади Ленина проходит Рождественская ярмарка. На одной площадке работают зо...

Ежегодно - 200 тысяч!
На УМПО присудили ежегодную премию им. Ферина в 200 тысяч рублей «За создание и в...

Подарок от маэстро
Воспитанница музыкального колледжа Анастасия Мамяшева за свои большие успехи ...

«Зимняя Уфа»
Дом-музей Ленина представляет «Зимнюю Уфу». Выставку изобразительного и декор...

Вторая школа
В Нагаево вскоре появится четырехэтажная школа на 825 мест. 
Пока в посел...

Вас согреют «Крещенские морозы»
С 21 по 23 января Бирск примет ежегодный республиканский фестиваль эстрадной пес...

Забавы + спорт
В Калининском районе к четырем детским городкам в Шакше и Максимовке добавилас...

Кто из хозяев лучше?
По восемь уфимских подъездов, домов и дворов стали финалистами в борьбе за зван...

Отдаю на клюшку пас
И днем, и вечером на хоккейной коробке по улице Комсомольской, 79 не смолкает шум...

Награды за смелость
На торжественной линейке десятиклассник башкирской гимназии №20 Рамиль Асылгу...

Ночь Урал-батыра



     №01 (170)
     январь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Городская зима


Зима – особый период городской жизни. Морозы, оттепели, снег и лед создают проблемы  не только для горожан, но и всех служб жизнеобеспечения. Даже небольшая авария в инженерных сетях устраняется гораздо труднее, чем в теплое время года, а прекращение подачи тепла, когда на улице минус тридцать, может в одночасье поставить жильцов многоэтажек в буквальном смысле на грань выживания. За последние годы в Уфе сделан ряд важных шагов в улучшении состояния и модернизации инженерных сетей, усовершенствована методика уборки снега и льда. Это позволяет городу проходить зимний сезон с меньшим числом дорожных заторов и коммунальных аварий, а уфимцам не отвлекаться от зимних радостей.


Зимние холода с падением температуры ниже минус 30 градусов становятся настоящим испытанием для инженерных сетей, особенно теплоснабжения, которое удается выдержать не всегда. Последнее крупное ЧП произошло в Уфе 29 января 2014 года, когда из-за холодного фронта столбик термометра опустился до минус 34-х. Прорыв случился на тепломагистрали ТМ-25, снабжающей теплом примерно 900 жилых домов, социальных и административных зданий по проспекту Октября. Ситуацию спасала оперативность ремонтных служб – последствия аварии были устранены уже к концу следующего дня, а на время ремонта тепло в дома подавалось по резервной схеме, с несколько пониженной температурой, но не выходящей за установленный норматив. 
Основная причина подобных аварий – высокий износ коммунальных сетей, ставший следствием их хронического недоремонта. По нормативам ежегодно нужно менять не менее 5 процентов общей протяженности трубопроводов, но из-за низких тарифов, где практически не были заложены средства на капремонт, даже половина этого уровня долгое время оставалась недостижимой. 
- То, что в нашем городе нет масштабных аварийных отключений и ЧС на сетях, – результат хорошо организованной работы по подготовке к зиме и высокого класса аварийных бригад. По этому показателю мы находимся на ведущих позициях в стране, - заявил начальник Управления по обеспечению жизнедеятельности города администрации Уфы Андрей Федосов. 
Больше тариф – 
меньше аварий 
Ситуация с объемом ремонта инженерных коммуникаций стала меняться лишь два последних года. Если в 2009-2010 годах в Уфе в двухтрубном исчислении было заменено всего 11,2 километра теплосетей, что составило лишь 1,4 процента их общей протяженности, то в 2014 году было капитально отремонтировано 23 километра теплотрасс, или 2,3 процента общей протяженности, которая на сегодняшний день составляет почти 1000 километров. В следующем году только «БашРТС» планирует заменить 29 километров труб, что составляет  3,5 процента общей протяженности обслуживаемых предприятием городских теплотрасс. 
Настоящий прорыв в объемах проведения ремонтных работ стал возможен благодаря индексации тарифов на тепло, а его прямым результатом стало уменьшение числа коммунальных аварий. По итогам отопительного сезона 2014-2015 годов в Уфе произошло резкое снижение аварийности  на магистральных и в квартальных теплосетях, которая у «БашРТС» упала сразу на 30 процентов (177 случаев аварийных отключений против 254), а МУП «УИС» - вообще на 44 процента 
(81 отключение против 145-ти). Общее снижение аварийности столичных инженерных систем  по сравнению с прошлым сезоном составило 19 процентов. Это очень быстро почувствовали на себе рядовые уфимцы: число случаев аварийного отключения внутридомовых систем центрального отопления снизилось на четверть, а количество обращений жильцов в управляющие компании по вопросу холода в квартирах упало сразу на 31 процент.  
Борьба со стихией 
Наряду с холодом основную проблему зимой представляет снег. У коммунальных служб есть  три режима работы, каждый из которых определяется в зависимости от погодных условий. В сильные снегопады на дороги Уфы выходят более 300 единиц всевозможной техники и несколько сотен работников коммунальных служб. О масштабах очистки города от последствий зимних циклонов лучше всего говорит язык цифр. В последний зимний сезон с улиц и дворов Уфы было вывезено около 2,2 миллиона кубометров снежной массы, или порядка 1 миллиона тонн. Это на 80 процентов больше, чем в сезон 2013-2014 годов.
Серьезную проблему в борьбе со снежной стихией представляет припаркованный транспорт. Для расчистки обочин в столице республики вернулись к установке знаков парковки по четным и нечетным дням. Такая мера позволяет чистить сначала одну, а затем другую сторону магистрали, не создавая водителям особых помех. Гораздо сложнее решать проблему парковки транспорта во дворах – по действующему законодательству владелец автомобиля может оставлять его на любом заасфальтированном участке придомовой территории.  Единственный выход - заранее предупреждать жильцов, что в их дворе будет проводиться механизированная уборка. И хотя большинство уфимцев с пониманием относится к таким просьбам, к сожалению, находятся и те, кто все равно оставляет свой транспорт. Для расчистки от снега самых сложных мест городом закупается малогабаритная техника, к примеру, универсальные погрузчики FORWAY WS50 и МКСМ-800, доказавшие свою эффективность при работе в  заставленных машинами узких пространствах.   
Сугробы – в топку 
Собранный в городе снег вывозится на специальные снежные свалки – в среднем по одной на каждый район, место для которых подбирают экологи. Это связано с тем, что снег является отличным сорбентом – на протяжении всей зимы он как губка впитывает вредные вещества, выбрасываемые предприятиями и автотранспортом. Весной в грязно-снежной массе может содержаться не только различный мусор, но и практически вся таблица Менделеева. Наибольшее превышение предельно допустимых концентраций наблюдается по нефтепродуктам, песчано-солевой смеси, хлоридам, бензапирену и марганцу. Чтобы загрязненная талая вода не стекала в реки, к  эксплуатации снежных полигонов предъявляются особые требования. По нормативам, минимальное расстояние от свалки до водных объектов должно составлять не менее 100 метров, а вокруг территории должна быть создана обваловка – специальный земляной вал, опоясывающий периметр. Все это необходимо для того, чтобы талая вода могла проходить естественную фильтрацию через  грунт. Однако на практике такие меры срабатывают далеко не всегда. Поэтому в развитых странах собранный снег утилизируется на специальных плавильных пунктах, а получившаяся вода проходит комплексную очистку, такую же, как и обычные канализационные стоки.   
С 2009 года снегоплавильный пункт, созданный на канализационном коллекторе «Водоканала», действует и в Уфе. Принцип его работы основан на растворении собранного на улицах снега в теплых стоках городской канализации, после чего талая вода попадает на очистные сооружения. Плавление снега и последующая очистка талой воды по нормативам  канализационных стоков позволяют значительно снизить экологический ущерб.   
Проектная мощность снегоплавильного пункта позволяет утилизировать 1,5 тысячи кубометров снежной массы в сутки, но в период обильных зимних осадков на практике этот показатель был в два раза выше. Поскольку днем движение большегрузных машин и уборочной техники весьма 
проблематично, 70 процентов работ по плавлению снега  приходится на ночные часы.  
Чистить до асфальта 
Жизнь в зимнем городе затрудняет не только снег, но и лед. Для борьбы с последним традиционно используется песчано-соляная смесь. На этот сезон уфимскими коммунальщиками заготовлено 
27 тысяч тонн песка, более 2 тысяч тонн соли. В дополнение к ним на складах есть более тысячи тонн химического реагента «Бионорд», который за счет реакции с выделением тепла эффективно плавит на дорогах ледяную корку и твердый снежный наст. 
Однако от применения соли, песка и противогололедных химреагентов есть целый ряд побочных эффектов. Смешиваясь со снегом, соль портит обувь, корпуса и колеса машин, песок загрязняет улицы, а весной во время интенсивного таяния снегов попадает в ливневую канализацию, нередко полностью забивая дренажные трубы. Не меньший ущерб несут придорожные газоны – весеннее засоление почвы угнетает растительности, заставляя ежегодно завозить сотни тонн нового чернозема. Негативное влияние имеет и применение химических реагентов, которые к тому же стоят намного дороже соли.         
Не случайно в схожих с Уфой по климату городах Скандинавии и северных провинциях Китая соль и  реагенты практически не используются, а наледь и снег убирают «сухим» способом, с помощью спецтехники, очищающей дорогу до асфальта. В прошлом году такая методика стала применяться в Уфе. Как показала практика, качество очистки проезжих частей в связи с принятием такого решения не снизилось. Напротив, на дорогах нет снежной «каши», тротуары и проезжая часть остаются чистыми, что будет особенно заметно весной. Но это не означает полного отказа от песка, соли и реагентов. Они применяются для быстрой очистки от наледи наиболее оживленных дорог, а также в местах, где появление даже небольшой корки льда может резко усложнить движение. Особенно это касается крутых подъемов и спусков, которых весьма много в Уфе. 
Экономный свет 
Зимние месяцы отличает не только снег, лед и мороз, но и короткая продолжительность светового дня, что придает особую роль системе наружного освещения. И в последнее время в Уфе в этом направлении произошла если не революция, то огромный скачок вперед. В январе 2012 года на обслуживании 
МУЭСП «Уфагорсвет» было 56,9 тысячи светоточек, а на начало этого года их число увеличилось до 85,7 тысячи, то есть возросло в полтора раза. Только за три последних  года в уфимских парках и скверах установлено порядка 3 тысяч новых светильников, более 1,6 тысячи дополнительных фонарей появилось вдоль улиц и дорог. При этом расход электроэнергии не только не вырос, но и существенно сократился. Если в 2011 году на освещение города было израсходовано 21,6 тысячи киловатт-часов, то в прошлом – 19,3 тысячи кВт/ч. Этого удалось добиться прежде всего благодаря широкомасштабной установке более экономичных ламп.
На сегодняшний день «Уфагорсветом»  используется четыре основных типа ламп:  накаливания (560 единиц), светодиодные (162), ртутные (6,9 тысячи) и натриевые (38,7 тысячи). При всей своей простоте и дешевизне лампы накаливания по сути можно назвать нагревательным прибором, где только 
5 процентов  энергии преобразуется в свет, а остальные 95 - в никому не нужное тепло, в связи с чем их использование в городских фонарях сегодня сходит на нет. Лучшую энергоэффективность имеют ртутные лампы, но и они в плане экономичности уступают натриевым, к тому же из-за наличия в колбе опасной ртути требуют специальной утилизации. Поэтому в Уфе идет массовая замена ртутных светильников на натриевые, имеющие высокую светоотдачу на единицу мощности, больший ресурс и оптимальное соотношение по критерию стоимость-эффективность. За последние годы число фонарей с ртутными лампами в Уфе снизилось более чем в три раза – с 25 до 7 тысяч штук, а количество натриевых возросло до 38 тысяч. Это и стало главной причиной снижения расхода электроэнергии при росте общего числа светоточек. По данным «Уфагорсвета», суммарная экономия от использования натриевых ламп в наружном освещении столицы республики уже составила порядка 6,5 тысячи кВт/час, или около трети среднегодового энергопотребления. 
Испытание холодом 
В отличие от натриевых, светодиодные фонари, находящие все более широкое применение в быту, оказались далеко не самыми эффективными в системе наружного освещения, не выдержав зимний экзамен работы в условиях низких температур. Как показала практика, светодиоды, основным достоинством которых считается малый расход электроэнергии и долгий срок службы, работая на открытом воздухе, часто отказывают в мороз, а их световой поток недостаточен для полноценного освещения дорог и оживленных городских территорий.     
- В течение трех лет площадь перед Горсоветом освещали светодиодные светильники, и этот опыт, к сожалению, показал, что наш суровый климат они не выдерживают, - прокомментировал ситуацию глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - При температуре ниже минус 25 все технические новинки перестают работать, а при сильном ветре отключаются уже и в минус 15. Самое важное для нас - обеспечить освещение города, особенно дорог, в любое время суток и при любой погоде. Светодиодные светильники такой надежности пока не дают. С экономической точки зрения их использование также получается затратным - экономия электроэнергии не покрывает расходов на монтаж опор и самих светильников. К тому же, для обеспечения необходимого уровня освещенности при использовании светодиодных фонарей количество опор необходимо удваивать. 
Немаловажную роль играет и вопрос цены. Светодиодные фонари закупаются по 15-90 тысяч рублей за штуку, а уличный светильник с натриевой лампой без НДС стоит всего 3,2 тысячи рублей. Но все это не значит полного отказа от светодиодных светильников. По мнению Ирека Ялалова, их можно использовать для «подсветки внутри зданий, промышленных территорий, цехов и общественных пространств». Кроме того, светодиоды находят все более широкое применение в праздничной иллюминации. Светодиодные гирлянды все чаще подсвечивают фасады домов и общественных зданий, украшают установленные на площадях новогодние ели и ледовые городки.


Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости