ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Шиханы под защитой
Рустэм Хамитов: «Тратау не станет сырьем для «Башсоды».
- Эта позиция для н...

По пути в Китай

В Самаре обсудили строительство транспортного коридора «Европа – Зап...

В тройке лидеров
Уфа вошла в тройку лучших городов-миллионников. Данные рейтинга были озвучены ...

Флаг вернулся на родину

Побывавшие в Арктике флаги возвратились в Уфу. 
На двухдневном ...

Пятый воздушный
В микрорайоне Спутник запланировано масштабное строительство. Это – продолже...

Памятник афганцам
По улице Степана Кувыкина, 7а появилась пятитонная гранитная композиция. 
...


Детский сад с бассейном
К концу года в столице появятся два детских сада.
Они возводятся в микрора...

Ледовые развлечения
25 декабря открываются городские елки. Сказочные ледовые городки ждут и ребят, и...

В Кремль на елку
26 декабря 11 лучших школьников города отправятся в Москву на ежегодную Президен...

Станут на время туристами

На новогодних каникулах уфимским школьникам скучать не придется. Их жд...

Интернациональная химия

Команда студентов и аспирантов из БашГУ завоевала специальный приз VI М...

«Зимние грезы»
Виолончелист Антон Павловский впервые будет дирижировать оркестром в родной У...

Образы предков



     №12 (169)
     декабрь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ВЕРНИСАЖ"

О чем мечтает город?


Ее картины, с которыми многие успели уже ознакомиться на выставке в фойе Русского драмтеатра - это, возможно, лицо современного города. Нет, не драмы или жанровые сценки на улицах, не величественные панорамы (для этого есть фотографы), не портреты миловидных уфимок, садящихся в трамвай…


Это мечты современного человека об уюте и красоте на улицах (вместо стеклобетонных пирамид Хеопса на каждом шагу), о веселых перебранках грачей в парке, о красоте домашней обстановки (красоте индивидуальной, созданной руками хозяйки, а не заказанной по каталогу), мечты о морских берегах, о нетронутом цветении природы, о таинственном наследии предков, о величии прошлого, мечты о мифических существах, о чем-то загадочном, что, возможно, влияет на нашу жизнь, но им едва ли можно управлять… Выполнены ее произведения на этот раз в виде батика по шелку, что еще более делает их не слепками жизни, а предметами декора.
О том, почему сегодня горожанину необходимо именно это, мы и беседуем с художницей Ольгой Мартьяновой - выпускницей худграфа БГПУ, преподавателем Уфимской детской школы искусств, лауреатом Всероссийского конкурса «Образ Родины в творчестве художников-педагогов».
В первую очередь внимание привлекают полотна «Уфа деревянная» и «Уфа каменная». Узоры наличников, ворот, лестниц, каменная живопись купеческих «дворцов» с давно забытыми названиями – «Губернаторская», «Телеграфная» - все соединяется в одно целое, и видно, насколько оно соразмерно человеку. 
- Вы планируете продолжить эту серию? - спрашиваю я.
- Мне представляются изображения в сепии (это оттенок коричневого цвета, присущий старым фотографиям): многие произведения архитектуры ушли и не вернутся. Хочется еще запечатлеть и то, что осталось - в той же манере, но с присутствием животных, людей, детей. Добавить жизни. А может, оживить изображения животных, вплетенные в старинную резьбу?
- Может, если на картине показать, что дом живет, ему найдено новое предназначение, то это осуществится?
- Возможно.
- Почему «Русский лев»? Это геральдика? Зверь все-таки не наш… 
- А я его как раз взяла из русского зодчества. На ставнях на русском Севере, в соборах во Владимире очень много изображений льва.
- Он у вас выглядит довольно мирно...
- Да, он мирный, созерцательный… Только не надо дергать за хвост.
- У вас вообще много мифических персонажей и сказочных героев. Небесная птица Хумай, соединенная с непостоянной Луной, птица Сирин, Всадник, Георгий Победоносец - изображения с четкими плавными линиями, нежными переливчатыми красками как будто сами соткались из тайн жизни. И Венера, изображенная с некоторой иронией и в то же время с любовью – мать, хранительница очага, создательница обеда…
- Считаю, что женская красота включает все это. Что касается манеры  изображения сказочных существ, я сверялась со справочниками. В старинных книгах были приняты простейшие формы, но со множеством украшений. И я это использую. В том и состоит задача декоратора - дополнить окружение яркими деталями.
- Вы специалист по созданию уюта. Ведь без уголка, ласкающего и тело, и глаз,  невозможно почувствовать себя счастливым, какого бы успеха ты ни добился.
- Да, если такого места нет, хочется одеться потеплее, укрыться, спрятаться: чувствуешь себя незащищенным. Уют и красота человеку необходимы. Вспомните хотя бы героиню рассказа О.Генри: у нее было «пятнадцать центов на ужин, десять - на завтрак и десять - на обед», но в комнате стояли портреты «генерала Китченера, Уильяма Мэлдуна, герцогини Мальборо и Бенвенуто Челлини». Это был уголок ее души. И они не просто стояли, но даже служили нравственным ориентиром.
Архитекторы сегодня, как мне кажется, работают с явным уклоном в минимализм. И это в основном мужчины. Женщины-архитекторы все-таки используют больше декора. Хотя строители предыдущих эпох тоже принадлежали исключительно к сильному полу…
- Тогда брутальность не культивировалась. В XIX веке, к примеру, считалось, что мужчина должен быть не только храбрым рыцарем, но и обладать чувствительным сердцем, любить поэзию… А у вас есть свой рецепт создания уюта, если дел слишком много? 
- Мягкие, теплые тона. Темное окружение изменится благодаря включению светлого, слишком светлому тоже нужно придать форму, создать акценты. Если в доме не хочется ничего делать, если вы настолько заняты, что отдыхаете только с выключенным светом - обязательно вносите элементы декора в свой образ. 
- Декоративные техники сегодня используются не так часто. Раньше, к примеру, все занавесы в театрах и домах культуры выполняли художники. Сегодня можно напечатать на ткани любое изображение. Но остается же что-то уникальное, что нельзя воспроизвести?
- Например, я рисую потому, что не могу не рисовать. Человек не может существовать - и не сочинять романы, не писать музыку, картины. Это и есть то самое, чего нельзя заменить никакими технологиями.
- В каких случаях вы рисуете людей?
- Люди предпочитают похожие на них изображения. Это пишется маслом или карандашом. Декоративная техника предполагает другое, здесь главное - образ, изображение более плоское. А смешивать техники искусствоведы нам запрещают. Так что портретов на заказ я не пишу.  
- Ваше направление - декоративно-прикладное искусство - сейчас осваивает колоссальное богатство народного творчества, орнаментов…
- Я восхищаюсь нашими народами, их искусством – всем, что создалось и развивалось тысячелетиями.  Таких носителей информации, как бумага, тогда не было, и вышивка, резьба на домах, узоры ковров, кошм - все несло в себе глубокий смысл. Какие у нас были золотошвеи! Какие шикарные аппликации из кожи делают сейчас на основе исторических техник! Меня вообще больше волнует история, чем каждый человек в отдельности. И знаете, что интересно? Я специально знакомилась со справочниками по орнаментам народов СССР. Выяснилось, что русские, башкирские, татарские узоры очень близки! Даже сочетание белого и красного присутствует у всех трех народов. Распространен зеленый, а вот желтого мало. Геометрия рисунков тоже похожа. Рассматривая один, я подумала, что он башкирский – оказалось, русский! Ну а что тут удивительного: живем-то на одной земле. Вот в Африке все по-другому: основные цвета - синий, оранжевый, черный, красный.
- Давно ведется работа над созданием новых сувениров. Наверное, художники-декораторы могли бы тут сказать свое слово?
- Мы над этим думаем. Малые формы, как известно, дают более быстрый оборот - большие работы сейчас продаются мало.
- А что стало для вас главным художественным событием года?
- Выставки. Каждая  - стимул показать что-то новое, удивить. И, конечно, «Арт-Уфа»! И там ближе всего мне были работы наших мастериц декоративного искусства, развивающих народные традиции.
- Наверное, лоскутное панно – это очень трудоемко, но легче, чем картина маслом: для нее нужна глубокая идея.
- Нет, совершенно не легче. Картину маслом, если не получается, можно перерисовать на том же холсте. А в декоративных техниках мало что переделаешь. Батик не поддается коррекции вообще. Я восхищаюсь каждым их стежком! Это просто высший класс! И в идеях недостатка нет.
- Так, может быть, республика могла бы производить подобные сувениры?
- Вы знаете, сколько стоят эти работы? А если тиражировать, это может стать ширпотребом. Подобного дух захватывающего эффекта уже не будет. Но все равно можно попробовать. Изготавливать оригинальных кукол, например…




Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости