РУБРИКА "ВЕРНИСАЖ"О чем мечтает город?
Ее картины, с которыми многие успели уже ознакомиться на выставке в фойе Русского драмтеатра - это, возможно, лицо современного города. Нет, не драмы или жанровые сценки на улицах, не величественные панорамы (для этого есть фотографы), не портреты миловидных уфимок, садящихся в трамвай…
Это мечты современного человека об уюте и красоте на улицах (вместо стеклобетонных пирамид Хеопса на каждом шагу), о веселых перебранках грачей в парке, о красоте домашней обстановки (красоте индивидуальной, созданной руками хозяйки, а не заказанной по каталогу), мечты о морских берегах, о нетронутом цветении природы, о таинственном наследии предков, о величии прошлого, мечты о мифических существах, о чем-то загадочном, что, возможно, влияет на нашу жизнь, но им едва ли можно управлять… Выполнены ее произведения на этот раз в виде батика по шелку, что еще более делает их не слепками жизни, а предметами декора. О том, почему сегодня горожанину необходимо именно это, мы и беседуем с художницей Ольгой Мартьяновой - выпускницей худграфа БГПУ, преподавателем Уфимской детской школы искусств, лауреатом Всероссийского конкурса «Образ Родины в творчестве художников-педагогов». В первую очередь внимание привлекают полотна «Уфа деревянная» и «Уфа каменная». Узоры наличников, ворот, лестниц, каменная живопись купеческих «дворцов» с давно забытыми названиями – «Губернаторская», «Телеграфная» - все соединяется в одно целое, и видно, насколько оно соразмерно человеку. - Вы планируете продолжить эту серию? - спрашиваю я. - Мне представляются изображения в сепии (это оттенок коричневого цвета, присущий старым фотографиям): многие произведения архитектуры ушли и не вернутся. Хочется еще запечатлеть и то, что осталось - в той же манере, но с присутствием животных, людей, детей. Добавить жизни. А может, оживить изображения животных, вплетенные в старинную резьбу? - Может, если на картине показать, что дом живет, ему найдено новое предназначение, то это осуществится? - Возможно. - Почему «Русский лев»? Это геральдика? Зверь все-таки не наш… - А я его как раз взяла из русского зодчества. На ставнях на русском Севере, в соборах во Владимире очень много изображений льва. - Он у вас выглядит довольно мирно... - Да, он мирный, созерцательный… Только не надо дергать за хвост. - У вас вообще много мифических персонажей и сказочных героев. Небесная птица Хумай, соединенная с непостоянной Луной, птица Сирин, Всадник, Георгий Победоносец - изображения с четкими плавными линиями, нежными переливчатыми красками как будто сами соткались из тайн жизни. И Венера, изображенная с некоторой иронией и в то же время с любовью – мать, хранительница очага, создательница обеда… - Считаю, что женская красота включает все это. Что касается манеры изображения сказочных существ, я сверялась со справочниками. В старинных книгах были приняты простейшие формы, но со множеством украшений. И я это использую. В том и состоит задача декоратора - дополнить окружение яркими деталями. - Вы специалист по созданию уюта. Ведь без уголка, ласкающего и тело, и глаз, невозможно почувствовать себя счастливым, какого бы успеха ты ни добился. - Да, если такого места нет, хочется одеться потеплее, укрыться, спрятаться: чувствуешь себя незащищенным. Уют и красота человеку необходимы. Вспомните хотя бы героиню рассказа О.Генри: у нее было «пятнадцать центов на ужин, десять - на завтрак и десять - на обед», но в комнате стояли портреты «генерала Китченера, Уильяма Мэлдуна, герцогини Мальборо и Бенвенуто Челлини». Это был уголок ее души. И они не просто стояли, но даже служили нравственным ориентиром. Архитекторы сегодня, как мне кажется, работают с явным уклоном в минимализм. И это в основном мужчины. Женщины-архитекторы все-таки используют больше декора. Хотя строители предыдущих эпох тоже принадлежали исключительно к сильному полу… - Тогда брутальность не культивировалась. В XIX веке, к примеру, считалось, что мужчина должен быть не только храбрым рыцарем, но и обладать чувствительным сердцем, любить поэзию… А у вас есть свой рецепт создания уюта, если дел слишком много? - Мягкие, теплые тона. Темное окружение изменится благодаря включению светлого, слишком светлому тоже нужно придать форму, создать акценты. Если в доме не хочется ничего делать, если вы настолько заняты, что отдыхаете только с выключенным светом - обязательно вносите элементы декора в свой образ. - Декоративные техники сегодня используются не так часто. Раньше, к примеру, все занавесы в театрах и домах культуры выполняли художники. Сегодня можно напечатать на ткани любое изображение. Но остается же что-то уникальное, что нельзя воспроизвести? - Например, я рисую потому, что не могу не рисовать. Человек не может существовать - и не сочинять романы, не писать музыку, картины. Это и есть то самое, чего нельзя заменить никакими технологиями. - В каких случаях вы рисуете людей? - Люди предпочитают похожие на них изображения. Это пишется маслом или карандашом. Декоративная техника предполагает другое, здесь главное - образ, изображение более плоское. А смешивать техники искусствоведы нам запрещают. Так что портретов на заказ я не пишу. - Ваше направление - декоративно-прикладное искусство - сейчас осваивает колоссальное богатство народного творчества, орнаментов… - Я восхищаюсь нашими народами, их искусством – всем, что создалось и развивалось тысячелетиями. Таких носителей информации, как бумага, тогда не было, и вышивка, резьба на домах, узоры ковров, кошм - все несло в себе глубокий смысл. Какие у нас были золотошвеи! Какие шикарные аппликации из кожи делают сейчас на основе исторических техник! Меня вообще больше волнует история, чем каждый человек в отдельности. И знаете, что интересно? Я специально знакомилась со справочниками по орнаментам народов СССР. Выяснилось, что русские, башкирские, татарские узоры очень близки! Даже сочетание белого и красного присутствует у всех трех народов. Распространен зеленый, а вот желтого мало. Геометрия рисунков тоже похожа. Рассматривая один, я подумала, что он башкирский – оказалось, русский! Ну а что тут удивительного: живем-то на одной земле. Вот в Африке все по-другому: основные цвета - синий, оранжевый, черный, красный. - Давно ведется работа над созданием новых сувениров. Наверное, художники-декораторы могли бы тут сказать свое слово? - Мы над этим думаем. Малые формы, как известно, дают более быстрый оборот - большие работы сейчас продаются мало. - А что стало для вас главным художественным событием года? - Выставки. Каждая - стимул показать что-то новое, удивить. И, конечно, «Арт-Уфа»! И там ближе всего мне были работы наших мастериц декоративного искусства, развивающих народные традиции. - Наверное, лоскутное панно – это очень трудоемко, но легче, чем картина маслом: для нее нужна глубокая идея. - Нет, совершенно не легче. Картину маслом, если не получается, можно перерисовать на том же холсте. А в декоративных техниках мало что переделаешь. Батик не поддается коррекции вообще. Я восхищаюсь каждым их стежком! Это просто высший класс! И в идеях недостатка нет. - Так, может быть, республика могла бы производить подобные сувениры? - Вы знаете, сколько стоят эти работы? А если тиражировать, это может стать ширпотребом. Подобного дух захватывающего эффекта уже не будет. Но все равно можно попробовать. Изготавливать оригинальных кукол, например…
Екатерина КЛИМОВИЧ |