РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Недолгий вальс цветов
Едва в воздухе начинают витать первые нотки ранней весны, как все мужское население страны озадачивается выбором подарка для своих любимых. Но что бы они ни придумали, букетик ароматных роз или хрупких тюльпанов будет незаменимым дополнением к презенту. В преддверии праздника мы прошлись по цветочным салонам и киоскам.
- Время шикарных букетов, видимо, уходит, - говорит продавец-флорист Надежда. – Мужчины все реже хотят тратиться на цветы. Многие считают 8 Марта тяжкой повинностью, да еще и возмущаются, что цены взлетают. Если в обычный день розу предлагают за 100-130 рублей, то в праздник она дороже на 20-50 рублей. Некоторые фирмы предупреждают, что цена может вырасти и на 20 процентов. Купить же заранее такой подарок не получится, выходом, конечно, может стать растение в горшочке, но далеко не все прелестницы оценят такую экономию. На февральские-мартовские праздники у цветочников традиционно приходится до 50 процентов годовой выручки. Готовиться к самому «рыбному» сезону оптовики начинают еще в январе, так как российские флористы предпочитают работать с товаром из Голландии, приобретая его на аукционе, где формируются цены с учетом услуг авиаперевозчиков и нестабильного валютного курса. Даже если цветы выращены на эквадорских, кенийских, израильских плантациях, с голландскими биржами работать все равно дешевле и проще. Туда приходят заказы с предоплатой из разных концов света, в том числе и из Уфы. С плантаций авиатранспортом их доставляют в Нидерланды, оттуда в Москву, а затем по всей России. В среднем цветок едет в Уфу три недели. Так что задавая вопрос продавцу: «А цветы свежие?», вы ставите его в весьма неловкое положение. - У нас есть небольшие партии отечественных цветов: из Удмуртии, Казани, Подмосковья, - но их процент ничтожно мал, - говорит Наталья, продавец уфимского салона цветов. – Глядя на альстромерию из Израиля и из Ижевска, клиент не найдет отличий, но профессионал сразу определит «интуриста»: он более насыщен. Кроме того, как отметили более половины опрошенных нами продавцов, сейчас наблюдается устойчивая тенденция к простоте. Если еще несколько лет назад чаще заказывали розы со стеблем 90-120 см., то теперь в основном 50-60, даже 70 см. встретишь уже не часто. Клиенты не готовы выкладывать огромные суммы за букеты, и рынок реагирует на это соответствующим ассортиментом. Все большей популярностью пользуется кенийская роза – она мельче и поэтому дешевле. Есть свои фавориты и по цветовой гамме. - Как-то подарил девушке букет из ярко-желтых роз, он получился невероятно красивым, но вечер закончился ссорой, - говорит клиент одного из салонов Артур Кабышев. – Она решила, что я хочу расстаться с ней, но не могу сказать об этом. Мы до сих пор вместе, но теперь дарю только «классику». Кстати, и желающих преподнести даме сердца экзотический букет стало меньше. На орхидеи, светящиеся в темноте розы и мужественные амаралисы спрос невелик. И если раньше находились романтики, готовые среди зимы достать подснежники или ландыши (отдав за очень скромный пучок от 2500 рублей), то сегодня таких заказов тоже нет. - Недавно интересовались, можно ли доставить к 8 Марта сирень, - говорит флорист Индира Алмаева. – Но цена одной веточки напугала потенциального клиента, и он решил ограничиться букетом роз. В последнее время все реже стала попадаться и такая привычная нам мимоза, в салонах, конечно, можно купить голландскую – ярко-желтую, с пушистыми, словно цыплятки, шариками, но такой букетик будет стоить 500-700 рублей, и мужчины, поразмыслив, предпочитают купить на эти деньги что-то «посолиднее». Кстати, Уфа занимает всего лишь 11-е место в рейтинге городов по количеству салонов цветов. 15 миллионников сравнивали по количеству салонов на 10 кв. км. У нас их насчитали 384, по 5,4 на условную единицу. - Сегодня цветочный рынок Уфы представлен 76 магазинами и салонами, 132 нестационарными киосками и павильонами, кроме того, дополнительно предусмотрено еще 11 точек для лоточной продажи, купить цветы можно и в торгово-развлекательных центрах, - говорит начальник Управления торговли и координации услуг городской администрации Ольга Завьялова. – За последние два года отмечается устойчивый рост таких объектов, поэтому можно говорить о том, что этот бизнес привлекателен для начинающих предпринимателей, но при этом и конкуренция становится здесь более жесткой. Как отмечают сами владельцы киосков, на открытие дела им потребовалась небольшая сумма стартовых вложений. Однако на цветах легко «прогореть», если не знаешь азов. Так, новички могут потерять до 20-25 процентов, а в дни затишья и половину товара. - Мы торгуем скоропортящимся товаром. Продажа цветов – дело нескольких дней, если фуру с продукцией задержат на таможне и цветы придут на день позже праздника, - это ощутимый удар по кошельку. Цветочный бум длится примерно до 9 марта, с 10-го будет затяжной спад до майских праздников, и далеко не все киоскеры его переживут, - считает сотрудник склада-магазина Антон Андреев. Тем не менее пока недостатка в цветочных павильонах мы не обнаружили. На одном перекрестке порой можно насчитать до пяти «точек», к сожалению, все они разномастные и часто неприглядные – если владельцы салонов продумывают и интерьер, и дизайн внешней группы, то киоскеры предпочитают не тратиться ни на оборудование, ни на внешний вид. Значительную часть клиентов у розницы сегодня перетягивают и интернет-магазины. Кроме того, 8 Марта перспектива быстрых денег привлекает простых горожан и сельчан. Цветы по бросовой цене продают с машин, на стихийных рынках у переходов.
Рина МАРКОВА |