ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Реальная помощь
По распоряжению президента РБ Рустэма Хамитова в течение первого полугодия 2014 ...

Надежный щит
На коллегии Министерства внутренних дел России по РБ подвели итоги работы за п...

Экзамен для мэра
12 февраля в соответствии с Уставом города пройдет конкурс на замещение должнос...

«Семерку» разбавили
Ленинский район столицы возглавила Альбина Юсупова, в прошлом вице-мэр Уфы, впе...

Угощение от ректора
В Татьянин день студенты и преподаватели БГПУ сыграли в хоккей в валенках и сос...

Эффективный диплом
Два столичных университета - БГПУ имени Акмуллы и УГУЭС - объединятся в один вуз...

Блокадная память
27 января исполнилось 70 лет со 
дня снятия блокады Ленинграда. Тысячи жи...

Что с нашим «паровозом»?
Одно из старейших предприятий столицы - Уфимский тепловозоремонтный завод выс...

Для гостей саммита
Завершился очередной этап контроля качества строительства гостиницы Hilton Garden In...

На старт!
3 февраля в УГАТУ пройдет Russian Start-Up Tour. Тур проходит по 27 регионам, организаторы ...

Для юных Радуловых
Во дворе дома по Калинина, 7, на месте старой хоккейной коробки, появилась совре...

Лыжный марафон
Уфа вновь принимает любимую многими горожанами всероссийскую гонку «Лыжня Рос...

На пути к Паралимпиаде



     №02 (147)
     февраль 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Афганский излом


- Девушка, а вот у вас в городе есть общество ветеранов Афгана?
- Кого, простите?!
- Когда-то давным-давно, тысячу лет назад там была война…
- Где война??
- В Афгане… Ладно, дайте мне просто телефонную справочную книгу.
(Диалог из телесериалов).
Иногда кажется, что об этой войне, закончившейся 25 лет назад на мосту через бурную Амударью, сказано и написано столько, что если бы словами можно было осчастливить хоть кого-то, то на Земле не осталось бы ни несчастных, ни войн. И в то же время она до сих пор остается той самой террой инкогнито, которой продолжают грезить по ночам поседевшие уже мужчины. Были различны пути, которыми они попадали на эту войну, но единожды побывав «за речкой», они уже навсегда становились частью боевого братства воинов-афганцев.



Первые дни войны
27 декабря 1979 года спецподразделение «Альфа» пошла на штурм дворца Хафизуллы Амина, тогдашнего президента Афганистана, и уже в тот же день в отрогах Гиндекуша на перевале Саланг приняли свой первый бой десантники 56-й десантно-штурмовой бригады. Перевал был основной транспортной артерией, по которому впоследствии в страну стали поступать из СССР гуманитарные грузы и войска, поэтому его значение было сложно переоценить.
В тот день свое первое боевое крещение получил и наш земляк Ильдар Идрисов. Еще будучи допризывником, парнишка мечтал стать десантником: был уверен, что для него, спортсмена-боксера, это самое подходящее. Так и случилось. Глубокой осенью 1979 года он попал служить в 56-ю десантно-штурмовую бригаду, дислоцировавшуюся в городе Чирчике (рядом с Ташкентом). 
- Вскоре после прибытия в часть нас подняли по тревоге: поступил приказ грузиться в эшелон, потом отправили по казармам самим упаковываться,- вспоминает Ильдар Равильевич. - Кто-то из ребят тогда предположил: начинаются учения. Но в два часа ночи нас построили. Мы приняли воинскую присягу, и на рассвете в составе, груженном техникой и боеприпасами, выехали к Термезу. По наскоро сооруженному понтонному мосту через реку Аму-Дарью перебрались на территорию Афганистана. И уже 27 декабря, спустя всего полтора месяца как я покинул родной дом, довелось участвовать в первом бою под перевалом Саланг.
И так продолжалось все два года службы. В коротких передышках между боями и перестрелками успевали чиркнуть домой пару строк. Но ни в одном письме ни Ильдар, ни его боевые друзья не сообщали родным, что воюют в Афганистане. Скупо писали, мол, живы-здоровы, настроение отличное. 
Все же уберечься от пуль и осколков Ильдару не удалось, он получил осколочные ранения. И в 1980-м ему предоставили краткосрочный отпуск. Тогда он попросил свою бабушку, чтобы она собрала своих соседок и прочитала молитву. Потому что не был уверен, что вернется из афганского пекла живым. Конечно, элементарно можно было «заболеть» желтухой, которая свирепствовала среди солдат. Но стать симулянтом - значит, не только перестать быть десантником, но и предать погибших товарищей. Таких, как Ринат Кензин, которого убили выстрелом почти в упор из-за скалы.
- Эти «духи», как пауки, сидели буквально за каждым камнем, и каждый из нас мог попасться на мушку в любую минуту, - рассказывает Ильдар Равильевич. 
Десантников бросали в самые горячие точки: особенно тяжелые бои были на Кандагаре. За успешно проведенную боевую операцию в ущелье Пандшер Ильдар получил медаль «За боевые заслуги».
Также одним из первых попробовал вкус афганского ветра и другой наш земляк, врач-эндоскопист поликлиники №43 Константин Арефьев. Немногие из его коллег знают, что прихрамывающая походка доктора, шрамы на теле - отметины того, последнего афганского боя. Самого трудного…
- Сразу после школы поступил в машиностроительный техникум, - рассказывает он. – А когда исполнилось 18, пришла повестка из военкомата. Поначалу попал в Группу советских войск в Германии, часть располагалась в городе Виттенберге. Служил в отдельном разведывательном батальоне. В декабре 1979 года сообщили, что мы продолжим службу в Туркестанском военном округе. «Там тоже неплохо – тепло», посчитали мы, ведь о войне поначалу и речи никто не вел. 
Тогда, как вспоминает Константин, на плацу построили весь личный состав части и объявили: если кто-то чувствует себя морально неустойчивым и физически слабым, могут выйти из строя и остаться. Но «слабонервных» не оказалось. Вскоре самолетом их отправили в Ташкент, затем - в Термез, где получили боевую технику. И вот отдельный разведывательный батальон вошел в Афганистан. 
Им пришлось сопровождать наши колонны машин с грузами военного назначения, оказывать помощь местному населению в борьбе с бандитизмом. Также на вертолетах они вылетали на осмотр караванов верблюдов, в тюках постоянно находили оружие, выбивали «духов» из кишлаков. А в письмах писали родным, что все хорошо, помогают афганскому народу строить больницы, клубы, спортивные площадки, сажают деревья, разбивают газоны.
Однажды почти целые сутки разведчики удерживали караван с оружием, который обнаружили вечером (в горах темнеет быстро), а вертолеты за ними не могли прилететь. Несмотря на то, что их было всего несколько человек, поступил приказ: «Караван не отпускать!» Засевшие в горах моджахеды всю ночь поливали их огнем, но бойцы боевую задачу выполнили.
Последний бой для Константина Арефьева наступил 3 августа 1980 года.
- Во время поимки главаря одного из бандформирований наш батальон оказался в «каменном» мешке – ущелье, - вспоминает он. - В тот момент душманы нас и подкараулили. В неравных условиях завязался бой: мы - внизу, «духи» – наверху. 
После того как с одного склона удалось выбить бандитов, и наша группа начала подниматься, с другого нас опять накрыли огнем. Почти все ребята тогда погибли. Я получил сквозное ранение в руку и, на ходу перевязав ее, продолжал отстреливаться. Затем меня подстрелили в ногу, и я покатился по камням куда-то вниз, теряя сознание. Считаю, что мне в некоторой степени «повезло»: получив три пулевых ранения и перелом позвоночника, все же остался жив…
«Мы там были не зря…»
На обложке нашего журнала двое уже немолодых мужчин в военной форме  пришли к мемориалу «Скорбящая мать» помянуть своих погибших товарищей. Один из них - Альберт Шагимуратов попал в Афганистан почти сразу после окончания Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища. Это был 1981 год. Служил он заместителем командира мотострелковой роты 37-й гвардейской дивизии. Она базировалась в каменной долине - бывших карьерных разработках, недалеко от города Шинданда и прикрывала афгано-иранскую границу. Заодно контролировала ситуацию в городах Герат и Кандагар. 
Когда его прадед, Барий Шагизиганович, в свое время участвовавший в борьбе с басмачами на территории Туркестана, узнал про место службы своего правнука, то заметил: «Альберт улым, ты сегодня по тем же дорогам ходишь, по которым когда-то и я …». И это стало наказом: не отступать!
- Эти два года сильно изменили меня, я вернулся совсем другим человеком, - рассказывает Альберт Ниязович. - По-новому начал смотреть на многие вещи, перестал реагировать на бытовые неурядицы. Все они стали казаться мелочами. Тогда мне было только 22 года, а в подчинении были обычные парни-«срочники» 19-20 лет. Там сложился надежный и сплоченный коллектив.  Не бояться на войне нельзя  -  потеряешь бдительность, но откровенной трусости в своих ребятах я не видел. Многие из них награждены орденами и медалями. Звание Героя Советского  Союза присвоено моему сокурснику – Александру Демакову. Он погиб, прикрывая отход роты. Навсегда остались в Афганистане  рядовой Александр Корявин, командир разведроты нашего полка Федор Пугачев.
А самым запоминающимся для Альберта стал бой в одном из афганских ущелий. Тогда одному из взводов была поставлена задача блокировать душманов. Чтобы сориентироваться на месте, он взял машину и поднялся выше в горы, что позволило понять дислокацию и занять удобную позицию. Как только стемнело, начался обстрел и завязался бой. 
- К счастью, обошлось без потерь, но если бы мы не поднялись выше – исход боя был бы для нас трагичным, - вспоминает Альберт.
С момента вывода войск из Афганистана прошла четверть века. Уже несколько раз в обществе диаметрально менялись оценки той войны, но Альберт Шагимуратов и сегодня считает, что эта война была справедливой.
 - Мы там были не зря, - уверен он. - Для 22-летних парней эта война была исполнением воинского долга, защитой наших южных рубежей. Сейчас же я смотрю на это шире. Мы уже тогда стали щитом от распространения зарождающегося международного терроризма. Помогали бороться с производством и распространением наркотиков. Кроме того,  задачей СССР было не допустить в будущем размещения американских ракет средней дальности на территории Афганистана. И это было вполне реально. Но наши офицеры и солдаты сделали все возможное, что было в их силах. Я считаю, что мы с честью выполнили свой интернациональный долг.
Горячими дорогами 
Афгана
Заместитель генерального директора некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор РБ» ОАО «УЖХ Октябрьского района» Ильдар Губайдуллин на дороги Афганистана ступил в 1984 году сразу после окончания Самаркандского высшего автомобильного командного училища.
- Я прибыл на должность командира взвода, - вспоминает Ильдар Губайдуллин. – В подчинении было 30 единиц автомобильной техники: МАЗ-537, КрАЗ-275, топливозаправщики, машины охраны, бронетранспортеры. Мы доставляли нестандартные грузы и танки к месту проведения боевых операций. Танки заезжают на машины, а мы их везем по пыльным ущельям за 200-300 километров. Доставили до заданной точки, а дальше они уже своим ходом пошли для выполнения боевой задачи. А назад везем технику, вышедшую из строя. Также на своих машинах доставляли грузы, прибывшие из Союза: вагончики, электростанции, боевую технику. 
Всего в Афганистане Ильдар прослужил 2 года и 3 месяца и до сих пор благодарит Всевышнего за то, что из его взвода ни один боец не погиб, хотя не раз они попадали под обстрелы. 
- Машины наши тихоходные, поэтому мы обычно шли в конце колонны. Противник же старался в первую очередь обстрелять бензовозы: они моментально взрываются и горят, а у нас такой техники не было. Мы всех ребят берегли как могли. Помню, как солдаты уезжали в Союз и прощались: у них даже слезы выступали на глазах…
Преподаватель истории Кадетского корпуса Александр Дягилев «за речку» попал в 1985-м в составе 166-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка. Он принимал участие в операциях «Кандагар», «Баграм», выполнял задачи по уничтожению засеченных мест сосредоточений боевиков. Александр был пропагандистом, и поэтому его основная задача заключалась в разъяснении советским офицерам и солдатам целей нахождения здесь, причин конфликта. Но так получилось, что в результате он стал связующим звеном между населением и нашими солдатами и поэтому все больше времени уделял общению с гражданскими. 
- Местные сразу отнеслись ко мне хорошо, тем более среди них я встретил мужчину, учившегося в моем родном городе Такмак, в Киргизии, - говорит он. - И я стремился получше узнать их традиции, уклад жизни. Гость для них - святое, они готовы выложить на стол последнее, но принять его как подобает. Их традиционное угощение «шир» – сладкое молоко, которое любит далеко не каждый. Но ты обязан его выпить, ведь кто знает - может, он своему ребенку недодаст, чтобы угостить тебя.
Больше любых контрактов и договоров они ценят данное слово, если ты пообещал – выполни любой ценой. И это негласное правило действительно неоднократно подтверждалось на практике. Новый 1986 год его полк встречал в Баграме, и как раз на этот период приходился один из мусульманских праздников. Их офицеры заключили соглашение с предводителем душманов Ахмадом Шах Массудом – не вести боевых действий в эти праздники. Он пообещал, и эти дни прошли спокойно. 
Как вспоминает Александр, в основном люди жили бедно, по каким-то своим законам, которые советским военным, конечно, были малопонятны. Воевать приходилось тем, кто впервые видел оружие. Враги были подготовлены куда лучше, а те, чью сторону мы выбрали, существовали на щепотку изюма и горстку риса в день.
Летал в афганском небе и другой герой нашей обложки подполковник авиации Ильдус Халитов. Он командовал в Кандагаре 280-м отдельным вертолетным полком.
- Все, наверное, смотрели фильм «Кандагар»? Вот это и был наш 
аэродром, - обычно говорит он, когда его просят вспомнить о боевом прошлом. Подробности же военных операций, за которые он получил свои ордена Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, остаются за рамками беседы.
День, когда мы ушли…
- Пап, а что э
то ты плачешь? – недоуменно спросил Ильдара Идрисова его старший сын Альфир, когда по телевизору показывали кадры вывода советских войск под командованием генерала Громова из Афганистана. 
- Действительно, я тогда не отходил от телевизора, радовался до слез за тех ребят, которых в тот момент показывали, - говорит Ильдар Равильевич. – Как мог, старался объяснить сынишке, что такое война. Сейчас мои сыновья уже большие и сами прекрасно знают об этом. Альфир окончил Высшую школу МВД, младший Руслан достойно отслужил положенный срок в ракетных войсках в Новосибирске. Я благодарен жене за ее долготерпение и заботу обо всех нас.
Константину Арефьеву эта война чуть не перечеркнула всю его будущность. Почти два года он провел в госпиталях: в Ташкенте, Военно-медицинской академии имени Кирова в Ленинграде…
- В самолете, на котором нас, троих тяжелораненых, вывозили из Афганистана, очнувшись, увидел - кругом цинковые гробы, - вспоминает он. - Тогда подумал: ладно, что я хоть еще не в «цинке». После операций, когда отходил от наркоза, и во снах еще с полгода продолжал воевать, отстреливаться, так что соседям по палате приходилось «держать оборону».
Как было жить дальше молодому парню? Ведь к 20-ти годам еще толком ничему не научился, здоровье же сильно подорвано. 
- Должен сказать, что мне в жизни везет на хороших, грамотных, мудрых людей - учителей, наставников и руководителей, - считает Константин. -  Хирурги и врачи Военно-медицинской академии, «собравшие» меня тогда буквально по косточкам, в немалой степени определили выбор - я стал врачом. К тому же я часто вспоминал погибших ребят, которых еще можно было спасти, окажись рядом кто-то из медиков.
Альберт Шагимуратов, уволившись из армии,  стал заместителем председателя Башкирского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Кроме того, он является помощником начальника Уфимского юридического института МВД по работе с ветеранами.
- В нашем обществе состоит более трех тысяч человек, из них в Уфе - около 900, - рассказывает он. - Мы оказываем социальную помощь участникам боевых действий, инвалидам, членам их семей и семьям погибших не только в Афганистане, но и других локальных войнах – Вьетнаме, на Северном Кавказе.
Ильдус Халитов и сегодня в строю: будучи старшим госинспектором МЧС, он оберегает мирный покой наших граждан.


Светлана КИЯШКО, Екатерина МИНЧЕНКО, Нина МАЛЬЧЁНКОВА, Владимир СОЛОВЬЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости