ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Реальная помощь
По распоряжению президента РБ Рустэма Хамитова в течение первого полугодия 2014 ...

Надежный щит
На коллегии Министерства внутренних дел России по РБ подвели итоги работы за п...

Экзамен для мэра
12 февраля в соответствии с Уставом города пройдет конкурс на замещение должнос...

«Семерку» разбавили
Ленинский район столицы возглавила Альбина Юсупова, в прошлом вице-мэр Уфы, впе...

Угощение от ректора
В Татьянин день студенты и преподаватели БГПУ сыграли в хоккей в валенках и сос...

Эффективный диплом
Два столичных университета - БГПУ имени Акмуллы и УГУЭС - объединятся в один вуз...

Блокадная память
27 января исполнилось 70 лет со 
дня снятия блокады Ленинграда. Тысячи жи...

Что с нашим «паровозом»?
Одно из старейших предприятий столицы - Уфимский тепловозоремонтный завод выс...

Для гостей саммита
Завершился очередной этап контроля качества строительства гостиницы Hilton Garden In...

На старт!
3 февраля в УГАТУ пройдет Russian Start-Up Tour. Тур проходит по 27 регионам, организаторы ...

Для юных Радуловых
Во дворе дома по Калинина, 7, на месте старой хоккейной коробки, появилась совре...

Лыжный марафон
Уфа вновь принимает любимую многими горожанами всероссийскую гонку «Лыжня Рос...

На пути к Паралимпиаде



     №02 (147)
     февраль 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Коммунальный расчет


Тема коммунальных платежей справедливо считается одной из самых больных в России. Многократное изменение тарифов, введение отдельной графы ОДН, индивидуальный подход к начислению платы за содержание дома делают эту сферу сложной для понимания большинства жильцов. В то же время наши сограждане весьма неохотно используют технические новшества, серьезно упрощающие и, главное, удешевляющие расчеты за коммуналку – электронные платежи, дистанционное снятие показаний счетчиков, самостоятельное заполнение электронных квитанций.

Не будет преувеличением сказать, что буквально за пять-семь последних лет в сфере расчетов за ЖКХ произошла настоящая революция, а сама отрасль перешла от советской модели к рыночной. Достаточно вспомнить, что вплоть до конца 2000-х годов в стране действовала система перекрестного субсидирования, когда предприятия оплачивали за граждан часть стоимости коммунальных услуг, сами же тарифы устанавливались раз на весь год. Теперь субсидирование полностью упразднено, а многие тарифы меняются не менее двух раз ежегодно. 
Другой момент связан с практически полным охватом жилья общедомовыми приборами учета и массовой установкой квартирных счетчиков, серьезно усложнивших процесс начисления платежей. Лет пятнадцать назад плата рассчитывалась по нормативу в зависимости от площади квартиры и числа прописанных жильцов, сейчас же коммунальщики вынуждены каждый месяц делить показания общедомовых счетчиков на метраж квартир или вносить в квитанции данные каждой квартиры, которые жильцы часто передают не  вовремя, да еще и занижая реальные цифры расхода ресурсов. Усложнилось и взимание платы за содержание дома, которая раньше устанавливалась единой для всей Уфы, а теперь зависит от наличия лифтов, мусоропровода, системы дымоудаления, уборки лестничных клеток и прочих нюансов. 
Если же к этому добавить постоянные нововведения, к примеру, введенные в 2013 году адресные социальные выплаты, компенсирующие сверхнормативный рост тарифов, становится понятным, что расчет квартплаты для города-миллионника в наши дни стал  не простой, а в чем-то даже высокотехнологичной задачей, требующей подготовленных кадров и специального оборудования. 
Плюсы централизации 
Расчетом сумм коммунальных платежей и печатью платежных квитанций в Уфе занимается Единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Высказываются мнения, что он служит лишним звеном, источником дополнительных расходов жильцов, а оптимальным вариантом может стать возвращение его функций управляющим компаниям (УК) и ЖЭУ, как это было в советские и 90-е годы. Но времена изменились, а бесперспективность этой идеи подсказывает простой подсчет. 
Для выполнения функций ЕРКЦ каждая управляющая компания, не важно частная или ЖЭУ, должна принять в штат бухгалтера и паспортистку, которые будут работать только с жильцами: выдавать справки о составе семьи, вести прием заявлений, записывать показания счетчиков и проверять правильность начислений. Основные расчеты ЕРКЦ ведутся в специальном отделе, где 12 человек обслуживает весь город – 380 тысяч лицевых счетов. Любой УК для этого нужно принять минимум два человека. Поскольку обмен данными с банками и поставщиками услуг идет в электронном виде, а сама квартплата рассчитывается в специальной компьютерной программе, в штат нужно брать еще и программиста с системным администратором. 
В итоге если ЕРКЦ предоставляет свои услуги за 33 рубля на одну квартиру в месяц, то у управляющих компаний она подорожает минимум на 20 процентов, и это не считая серьезных первоначальных расходов. Так, принтер для печати квитанций стоит около 50 тысяч рублей, а конвертовальный аппарат обойдется в пределах от 200 тысяч до 3 миллионов. Но главные траты связаны с покупкой специального программного комплекса, без которого квартплату сегодня просто не рассчитать. Его цена колеблется в пределах 500-700 тысяч рублей, плюс в такую же сумму обойдется годовое обслуживание. 
Вариант передачи функций ЕРКЦ нескольким частным компаниям, также таит в себе много подводных камней. Прежде всего, здесь возможны финансовые злоупотребления, что уже не раз бывало с управляющими компаниями и утечка персональных данных жильцов. Но главное, мелкие операторы имеют большую себестоимость обслуживания счетов и не смогут получить у банков минимальной комиссии за перечисление платежей. Сегодня в Уфе она составляет 0,8 процента, хотя ее средний размер начинается от 1,2 до 1,5% от суммы платежа. Столь низких ставок удалось добиться прежде всего благодаря большим операционным объемам и поддержке городских властей.  
Сетевые проблемы 
Тотальная компьютеризация и широкое распространение Интернета позволяют серьезно упростить и удешевить многие услуги, в том числе расчет платы за ЖКХ. 
- На нашем сайте доступна услуга «личный кабинет», воспользовавшись которой любой владелец квартиры может сам сформировать платежную квитанцию, внеся в нее показания приборов учета, - говорит гендиректор ЕРКЦ Уфы Ильдар Ардаширов. – «Личный кабинет» позволяет отказаться от печати и доставки бумажных квитанций, тем самым снизить стоимость наших услуг примерно на 20 процентов. Но, к сожалению, большинство уфимцев пока не готово воспользоваться этой услугой. Из 380 тысяч обслуживаемых нами лицевых счетов «личным кабинетом» пользуются всего 5 тысяч плательщиков. С учетом столь низкой активности мы хотим пойти по другому пути, предложив населению пересылать квитанцию в электронном виде на предоставленный жильцом адрес электронной почты. Такая схема также позволит сократить объем печатных и курьерских расходов даже без использования «личного кабинета».    
Вообще уфимцы, как и россияне в целом, весьма неохотно осваивают электронные платежи, хотя их повсеместное распространение стало настоящим мировым трендом.   
Последнюю мысль подтверждает и аналитика. Как пояснили в Национальном банке РБ, по данным опросов граждан, регулярно оплачивающих товары и услуги через Интернет, лишь 10 процентов готовы таким образом платить и за коммуналку. Представитель одного из крупнейших работающих в республике банков заявил, что 54 процента  принимаемых платежей до сих пор идет через кассы и лишь 6 процентов – через Интернет. 
Обратная реформа 
Как показала практика, большинство уфимцев не готово принять не только относительно сложные интернет-платежи, но и более доступные схемы. Желая упростить процедуру и повысить скорость приема платежей, большинство банков отказались от традиционных касс в пользу электронных терминалов. Результат оказался обратным – как выяснилось, многие уфимцы могут пользоваться новой услугой лишь при помощи банковских сотрудников. Люди старших возрастов вообще боятся электронных терминалов, предпочитая общение с живым кассиром. В итоге резко возрос объем платежей через отделения «Почты России», кассы которой работают по старой методике. 
-  В 2013 году в Уфе число платежей за ЖКХ через отделения почты возросло на 10 процентов, эти в общем-то непрофильные операции занимают большую часть рабочего времени наших сотрудников, - сетует директор Управления Федеральной почтовой связи РБ Ирек Галимов. – Когда мы стали искать причину, оказалось, что банки отказались от кассового обслуживания в пользу терминалов, и народ пошел к нам. По статистике только в Уфе через почтовые отделения осуществляется 55 процентов всех платежей за жилье. Из-за загруженности персонала мы порой не можем в полной мере оказывать свои прямые услуги.  
Для разгрузки почтовой системы Ирек Галимов предложил использовать для кассовых услуг торговые павильоны на остановках, большинство из которых закрылось после запрета продажи пива. Эта весьма оригинальная идея позволит с одной стороны использовать простаивающие площади остановочных киосков, с другой - создаст дополнительные условия для сокращения коммунальных долгов – платить за жилье по пути на работу или домой многим очень удобно. 
Первый перепрофилированный почтовый киоск открылся прошлым летом на остановке «Зеленая гора» рядом с Затонским мостом. Сначала интерес населения к нему был невелик, но к концу ноября сумма принятых платежей выросла в 20 раз. Сейчас почта подсчитывает рентабельность нововведения в масштабах Уфы, и, если результат окажется положительным, опыт может быть  распространен на весь город. Хуже всего почтовой сетью охвачено Сипайлово - на 120 тысяч человек здесь приходятся всего четыре отделения связи, и открытие пунктов на остановках могло бы серьезно уменьшить остроту проблемы. Как подчеркивает руководство регионального УФПС, перепрофилирование бывших торговых киосков должно служить не получению дополнительной прибыли, а, прежде всего, сокращению очередей.   
Удаленный доступ  
Хотя население с трудом принимает интернет-платежи, доля людей, освоивших новые электронные сервисы и оценивших их несомненные плюсы, будет только расти. Причем, по словам экспертов, данный процесс способствует не только упрощению и удешевлению процедуры расчетов, но и снижению общей задолженности за ЖКХ.
Собираемость коммунальных платежей в Уфе составляет около 95 процентов. Часть из пяти процентов неплательщиков – маргинальные личности или семьи, по разным причинам имеющие крайне низкие доходы и просто не способные регулярно платить за жилье. Другую же часть должников составляют вполне обеспеченные граждане, не оплачивающие квитанции из-за нехватки времени или работы вахтовым методом в других регионах. 
- Пять процентов неуплаченных коммунальных сборов - сумма вроде бы небольшая, но по итогам года непогашенный долг составляет более половины месячного платежа, что в масштабе города дает уже сотни миллионов рублей. Эти деньги недополучают жилищные организации и поставщики ресурсов, что сказывается на возможностях развития отрасли, - говорит заместитель министра ЖКХ РБ Альфред Зинатуллин.
По словам замминистра, развитие систем оплаты счетов за квартиру через Интернет позволит решить вопрос задолженности горожан, имеющих квартиры в Уфе, но работающих в других регионах. При этом общий уровень собираемости поднимется на 1-2 процента и достигнет предельно возможной величины. В качестве возможной альтернативы рассматривается вариант расчетов по сотовому телефону с помощью СМС. 
Также прорабатывается вопрос внедрения разновидности платежей, когда гражданин заключает специальный договор, а сумма квартплаты каждый месяц автоматически списывается с начисляемой зарплаты или банковского счета владельца жилья. Ожидается, что такая схема позволит жильцам получить определенные скидки на коммуналку, как это практикуется за рубежом.  
Онлайн-контроль 
Полной автоматизации коммунальных расчетов, к которой уже пришло большинство развитых стран, мешает отсутствие в России хотя бы одного населенного пункта, оснащенного системой дистанционной передачи показаний всех квартирных счетчиков в управляющую компанию или единый диспетчерский центр. 
Несколько лет назад в Уфе была предпринята попытка создания такой системы. Квартиры трех жилых домов получили оборудование, передающее в режиме онлайн показания квартирных водосчетчиков в единый диспетчерский центр. В нужное время оператор нажимал кнопку и получал точные данные как по общедомовому, так и поквартирному расходу воды. Но дальнейшего развития этот опыт не получил – дополнительное оборудование стоит денег, которые должны потратить либо жители, либо городской бюджет, но никто не захотел брать на себя дополнительные расходы.
Между тем, данный эксперимент, помимо полной автоматизации начисления платежей, позволил решить еще две важные задачи. На примере трех экспериментальных домов в Уфе впервые удалось рассчитать разницу между показаниями квартирных и общедомовых водосчетчиков, составившую около 
10 процентов общего потребления. Именно столько воды исчезает из-за превышения некоторыми квартирами установленных нормативов и махинаций со счетчиками, например, подкладывания магнита. Полученный опыт также наглядно показал: при внедрении дистанционной передачи данных во всей Уфе, время подготовки квитанций  уменьшилось как минимум с пяти до четырех дней с одновременным снижением операционных расходов. 
Внедрение системы автоматизированного учета могло бы значительно упроститься, если власти обяжут уфимских застройщиков устанавливать в квартирах новых домов счетчики с функцией дистанционной передачи данных в единый расчетный центр. Такие приборы можно ставить и при капремонтах многоэтажек с плановой заменой инженерных сетей. Однако пока такая инициатива остается лишь на уровне перспективной идеи. 

Коммунальные услуги в Уфе можно оплатить в 83 отделениях «Почты России», филиалах 21 банка, более чем в 180 банкоматах и терминалах. Услуги интернет-платежей предоставляют пять банков, то есть при желании погашать ежемесячную задолженность по квартплате можно, работая в других регионах. Однако большинство населения предпочитает оплачивать ЖКХ в традиционных кассах, через которые проходит более половины всех платежей.
Для  дополнительного удобства коммунальных расчетов в Уфе начала действовать система «Город» - общероссийский автоматизированный электронный сервис по сбору и обработке платежей за ЖКХ и другие услуги. Сейчас сервис действует в 80 регионах страны, с ним работают около 600 федеральных и региональных банков. Идентификация плательщика происходит по введенному адресу, номеру телефона или другому параметру. В целом система «Город» за относительно непродолжительное время работы в республике и Уфе уже смогла  доказать свою эффективность.


Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости