ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Парламентарии заступили

Президент республики Рустэм Хамитов подписал Указ о созыве Госсобрания - Курул...


Башкирия - в центре Парижа
С 30 сентября по 3 октября в Париже пройдет международная презентация нашей респуб...

Будет интересно

День Республики пройдет в столице как всегда насыщенно. Накануне праздника сос...


Воспитываешь умника? Пригласи профессионала

4 октября торжественным мероприятием во Дворце культуры «Химик» Уфа отметит Де...


Дом на каркасе
Началось строительство комбината каркасного домостроения. Когда предприятие зар...

Испытываем рельсы
Реконструкция участка трамвайных путей на улице Зорге стала новаторской в технич...

Широкий профиль
В Тимашево заработал кабинет врача общей практики.
Открытия офиса жители четыр...


Заслуженный праздник

В рамках Дня пожилого человека, с 1 по 4 октября пройдет выставка «50 плюс», а такж...


Узнать Уфу
Начался сезон городских экскурсий. Третий год подряд такие мероприятия проводятс...

Разные дороги, цель - одна
Уфа традиционно присоединилась к Всероссийскому забегу «Кросс нации». В мероприя...

В память о писателе
21 сентября 2005 года не стало Мустая Карима. 20 октября ему исполнилось бы 94 года. Отк...

FIFA одобряет
На севере Уфы заработает завод по утилизации шин для изготовления резинового гра...

Сердечно-сосудистый прорыв

В Республиканском кардиодиспансере хирурги внедрили две сложнейшие методики.

Ретрокалейдоскоп
260. 13 (24) октября 1753 г. издан Указ Сената О заведении и размножении в Оренбургской гу...




     №10 (143)
     октябрь 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Наш сладкий бренд


Башкирский мёд – пожалуй, главный республиканский бренд широко известный не только в России, но и за рубежом. С 2003 года по производству мёда и количеству пчелосемей наш регион вышел в лидеры среди всех субъектов РФ. Вместе с тем, пока башкирские пчеловоды используют лишь малую часть потенциала, который способна дать им природа, а для развития отрасли нужна как господдержка, так и решение проблемы переработки и сбыта медовой продукции. 

Формирование узнаваемой торговой марки «Башкирский мёд» началось более ста лет назад и продолжилось в советские годы. По мнению ученых, настоящий башкирский мёд по своим вкусовым качествам и целебным свойствам практически не имеет аналогов в мире. Его уникальный состав обеспечивают растущие в республике более 400 видов медоносных растений. Но главную роль играет липа. На территории нашего региона сосредоточена треть всех липовых российских лесов - главных поставщиков нектара для производства высококачественного и во многом уникального мёда. Башкирский липовый мёд трижды награждался золотыми медалями на крупных международных выставках-ярмарках: в 1900 году в Париже, в 1961-м в германском Эрфурте и в 1971 году в Москве.
Однако развал СССР и глубокий экономический кризис нанесли серьезный удар по пчеловодству. Если в 1980 году в Башкирии начитывалось 335 тысяч пчелосемей, то в 1998-м осталось всего 198 тысяч, то есть падение составило почти 60 процентов. Пропорционально сократилось и производство мёда. Здесь сказались, прежде всего, проблемы со сбытом – налаженная в советские годы система централизованных закупок через «Башпотребсоюз» распалась, а альтернативы ей не было, кроме того, в эпоху кризиса, когда зарплаты большинства горожан едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами, мёд воспринимался не как продукт первой необходимости, а скорее лакомство, и потому не пользовался особым спросом.
Ситуация начала меняться лишь в самом конце 90-х, когда отрасль постепенно начала набирать потерянные позиции. Если в 2000 году в республике насчитывалось около 200 тысяч пчелиных семей, давших 3,5 тысячи тонн товарного мёда, то в прошлом году их число возросло до 352 тысяч, а производство товарного мёда увеличилось до 5,7 тысячи тонн или более чем на 60 процентов.
Природный потенциал
Ведущим мировым производителем мёда на сегодняшний день является Китай, на который приходится примерно пятая часть всего производства. Далее следуют США, Аргентина, Турция, Мексика, Украина, Индия. Россия находится лишь на 8 месте, давая около 4 процентов общего медосбора. При этом возможности нашей страны позволяют ежегодно производить около
1 миллиона тонн мёда при мировом сборе в 1,5 миллиона тонн. Российские пчеловоды используют лишь незначительную часть природного потенциала, что характерно и для нашей республики, где сосредоточены самые большие медовые запасы среди регионов РФ.
- Потенциальные медовые запасы в Башкирии составляют около 525 тысяч тонн, из них пчелы могут взять 173 тысячи или 33 процента, - говорит директор ГБУ «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» Амир Ишемгулов. – То есть в перспективе мы можем многократно – почти в 15 раз нарастить валовое производство мёда, которое в прошлом году составило около 12,5 тысячи тонн.
Возможности роста у отрасли действительно есть, ведь пока россияне потребляют очень мало продуктов пчеловодства. По данным Союза пчеловодов России, в среднем каждый житель нашей страны съедает около 720 граммов меда в год, а, к примеру, в Германии этот показатель составляет 4,5 килограмма на человека. Основная проблема развития отрасли - не собственно увеличение производства, а налаживание каналов сбыта. На начало прошлого года из 309 тысяч имеющихся в Башкирии пчелосемей в сельхозпредприятиях было всего 18 тысяч, в крестьянских и фермерских хозяйствах - 42 тыс., а остальные 250 тысяч – в частном секторе. Опыт развитых стран показывает, что поставлять мед в торговые сети и другие центры розничных продаж часто не под силу даже преуспевающим владельцам крупных пасек, не говоря о мелких частниках. В Башкирии эту проблему частично решают осенние ярмарки – только в Уфе в прошлом году на них было реализовано около 500 тонн меда. Однако ярмарочная торговля носит сезонный характер, к тому же далеко не все производители имеют возможность самостоятельно привезти и продать свой товар в Уфе или других городах.
На Западе владельцы мелких и средних пасек предпочитают сбывать свой товар компаниям-посредникам, которые занимаются транспортировкой, хранением, фасовкой, рекламой, поиском рынков сбыта мёда. Такая система формируется и у нас – в этом году в республике была создана некоммерческая Межрегиональная ассоциация координации деятельности производителей и переработчиков продукции пчеловодства, куда вошли 15 компаний имеющих как полный цикл производства – от сбора мёда с собственных пасек и поставки в торговые сети или собственные магазины, так и тех, кто закупает мёд у населения, фасует и поставляет на реализацию.
По имеющимся оценкам, сегодня в России производители мёда продают перекупщикам около половины своей продукции. Вопрос в том, насколько закупочная цена посредников будет отличаться от себестоимости производства мёда. Как показывает мировой опыт, доходы фермера от продажи произведенной им продукции составляют в среднем менее половины её рыночной цены, а остальное получают посредники. Именно эта разница определит доходы пчеловодов, а значит, их заинтересованность в увеличении производства и возможность вкладывать средства в развитие пасек.
Ставка на экспорт
Высокая конкуренция на глобальном медовом рынке приводит к тому, что российский мед постепенно теряет свои некогда крепкие экспортные позиции. Если в 2003 году, по данным исследовательской компании Global Reach Consulting, за границу было продано в общей сложности 347 тонн, то в 2010 году – всего 94,9 тонны. Импорт же только в прошлом году составил свыше 3 тысяч тонн. Во многом это связано с тем, что цена мёда на внутреннем рынке намного выше мировой. Если этой осенью килограмм качественного сладкого продукта продается на уфимских ярмарках в среднем по 300 рублей, то германские фирмы готовы покупать наш мёд всего по 100-150 рублей за килограмм. Ценовой дисбаланс объясняется тем, что, во-первых, европейские или американские производители получают дотации от государства и плату за опыление полей, а у нас пчеловоды до сих пор фактически были предоставлены сами себе, кроме того, на себестоимость продукции существенно влияет более мягкий климат.
- Если в той же Европе зима длится два-три месяца, а в остальное время пчела может продуктивно работать, то у нас два месяца длится медосбор, что, естественно, влияет на объемы производства и себестоимость продукции пасек, - поясняет Амир Ишемгулов.
Впрочем, экспорт башкирского меда, в отличие от собственно российского, в последние годы стабильно растёт, расширяется и география поставок. Зарубежные потребители оценили качество нашей продукции и готовы платить за неё адекватную цену. Сказалась и активная позиция местных торговых компаний по работе на иностранных рынках.
- Продвижению башкирского мёда на мировой рынок способствует как работа в Интернете, так и участие в международных выставках-ярмарках, где все желающие могут попробовать и оценить качество предлагаемого продукта, - говорит директор ООО «Медовые технологии» Елена Габидуллина. – Во многом благодаря такой активности мы смогли наладить поставки в Европу и США. В перспективе наш мёд может закупать даже Китай, испытывающий серьёзные проблемы с качественным продуктом.
«Липовый» мёд
С 2005 года наименование «Башкирский мёд» стало защищённой торговой маркой, а единственным учреждением на территории РФ, обладающим правом её использования, стал «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». Межрегиональная ассоциация производителей и переработчиков продукции пчеловодства планирует разработать и утвердить торговый бренд «Башкирский липовый мёд», как это сделал заповедник «Шульган-Таш» для защиты бортевого бурзянского мёда.
Впрочем, в нашей стране наличие патентов и торговых свидетельств не является надежной защитой от подделок. Хотя республиканские производители подавали на фальсификаторов в суд и выигрывали процессы, это не сильно влияет на общую ситуацию.
- На Медовых ярмарках, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах, прилавки просто ломятся от контрафактного товара с маркировкой «Башкирский мёд», причем нередко в его составе указывается нектар растений, которых в нашей республике просто нет, - сетует Елена Габидуллина.
За хорошо известный продукт, ставший синонимом высокого качества, выдают не только мёд, собранный в других областях, как правило, не с липы, а с разнотравья, но и откровенные подделки. Недобросовестные производители подкармливают пчёл сахарным сиропом, продавцы подмешивают в банки карамель или патоку, сдабривая суррогат ароматизаторами. Подделывать мёд, особенно известных торговых марок, крайне выгодно. Сахар оптом стоит 35 рублей за килограмм, мёд в розницу - 250-300 рублей. Если разбавлять без фанатизма, получается незаметно и дает примерно 10-кратную прибыль на килограмм добавленного сахара. Другой вид мошенничества – перемаркированный китайский мёд, продающийся под известными российскими брендами. Продукт из Поднебесной отличается крайне низкой ценой – менее 100 рублей за килограмм и не менее низким качеством. В Европе и США ввоз китайского мёда запрещен из-за высокого содержания в нём антибиотиков, в России подобных ограничений нет.
В итоге наш покупатель нередко остается один на один с подделкой. Оценить качество медовой продукции можно в специальных лабораториях, но количество проводимых исследований крайне мало. Торговые сети в основном заинтересованы не в качестве, а закупочной цене товара, реальный же контроль проходят лишь партии, отправляемые за рубеж, и продукция фирм, дорожащих своей деловой репутацией.
- Перед тем, как закупать мед у частных производителей, мы проводим его комплексный анализ в специально аккредитованной лаборатории, - говорит Амир Ишемгулов.- По итогам исследований примерно 30 процентов предлагаемых партий не соответствуют нашим требованиям качества. Проведенные в прошлом году исследования меда, купленного вдоль региональных автотрасс, показали, что все образцы были некачественными.
Точных данных об объемах фальсификата и просто некачественного меда, продаваемого в республике, нет, но его приблизительный объем можно оценить в те самые 30 процентов.
Крылатое достояние
Помимо меда, в республике есть еще один уникальный бренд – башкирская пчела, выведенная в результате селекции на основе бурзянской бортевой и официально утвержденная в 2006 году.
- Уникальность башкирской породы пчел заключается в их исключительной зимостойкости, устойчивости к инфекциям и болезням, а также высокой продуктивности при бурном медосборе с липы – в этом году одна пчелосемья приносила до 15-20 килограмм нектара в день, - рассказывает Амир Ишемгулов. - Нашу породу также отличает сухая печатка меда, что особенно ценно при зимовке в сложных условиях и производстве высококачественного сотового меда.
Для сохранения и воспроизводства башкирской пчелы созданы 6 научно-экспериментальных станций с более чем 4 тысячами пчелосемей, получивших официальный статус племенных заводов РФ. Важность мероприятий по защите и разведению башкирской пчелы связана с тем, что другие породы, завезенные из регионов с совершенно иным климатом и условиями медосбора, несут с собой болезни, понижают эффективность работы пасек, а, скрещиваясь с местной популяцией, портят её генофонд.
К тому же «пришлые» пчелы доставляют и другие проблемы. Например, особую ненависть пасечников вызывает кавказская пчела. Она предпочитает не собирать мед, а воровать его из ульев соседей.
Сейчас в республике действует специальная программа, в рамках которой при покупке пчелосемей башкирской породы выплачивается субсидия в 1,5-2,5 тысячи рублей. Кроме того, продукция наших племенных пасек активно идёт на экспорт – большие партии наших пчел закупают Германия, Монголия и Казахстан – в сложном климате этих стран башкирская пчела доказала свою продуктивность.
Взгляд в будущее
Перспективы башкирского пчеловодства намечены в концепции его развития на период до 2020 года. Согласно этому документу, в семь ближайших лет число пчелосемей возрастет с 309 до 480 тысяч или в 1,6 раза, что даст пропорциональное увеличение производства товарного меда с 5,2 до 8,5 тысячи тонн в год.
Достижению запланированных показателей будет способствовать как постоянно растущий спрос на продукцию пчеловодства, так и активизация помощи со стороны государства. В 2011 году на поддержку отрасли впервые за постсоветский период было выделено 24 миллиона рублей, в том число 10 миллионов - из бюджета республики. Эти средства были направлены на компенсацию затрат, связанных с содержанием пасек. В 2013 году республиканский бюджет на субсидирование приобретения ульев и пчел башкирской породы выделяет еще 7 миллионов рублей.
Оценивая эффективность госпомощи, нельзя забывать, что каждый рубль, вложенный в развитие пчеловодства, может в самые короткие сроки обеспечить многократную отдачу. Создание и расширение пасек приносит дополнительные доходы и новые рабочие места в хронически дотационные и труднодоступные горные районы, где сложно развивать скотоводство и земледелие. Согласно Концепции, до 2020 года за счет развития пчеловодства в республике должно появиться около 8,5 тысячи новых рабочих мест, а общая выручка от продажи мёда и другой продукции пасек возрастет с 1 до 2,8 миллиарда рублей. Эти немалые деньги можно рассматривать как прямые инвестиции в башкирское село.


В последние годы всё больший масштаб набирает производство косметики, БАДов и лечебно-профилактических средств с использованием продуктов пчеловодства. Здесь нашему региону удалось добиться серьезных успехов. При Башкирском научно-исследовательском центре по пчеловодству и апитерапии создан экспериментальный цех, где выпускается более 200 видов такой продукции собственной разработки.
Это жидкое мыло, шампуни, гели для душа, пены для ванн, всевозможные кремы. Также производится мёд с фитодобавками, кисели с цветочной пыльцой, крем-мёд, безалкогольный напиток «Родник здоровья» с прополисом, кумыс с мёдом и т.д. Столь широкого ассортимента не выпускается ни в одной отдельно взятой стране мира, включая Китай, который, кстати, готов покупать нашу косметическую продукцию.
В ближайшее время подобное производство при финансовой поддержке Венчурного фонда РБ планируют создать члены Межрегиональной ассоциации производителей и переработчиков продукции пчеловодства. Объем инвестиций в данный проект составит около 68 миллионов рублей.


Алексей ФАТЫХОВ.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости