ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

«Надо наращивать темпы»,
- призвал президент Башкортостана Рустэм Хамитов на заседании правительства респ...

На страже чистоты
Министр жилищно-коммунального хозяйства РБ Сергей Афонин и  глава администрац...

С немецкой точностью
На улице Ленина ведется реконструкция первого уфимского коллектора, построенног...

Щит - по правилам
В районе остановки «Юношеская библиотека» выполнен демонтаж рекламной конструкц...

Экобокс - в каждый двор
В Уфе внедряется пилотный проект сбора опасных ртутьсодержащих отходов от населе...

Ливневка надолго
На участке улицы Сочинской (от Кавказской до Пугачева) появится современная ливне...

Полцентнера на память
50 килограммов меда увезли из Уфы участники Международного форума молодых журнали...

Победное шествие «Спартака»
19 сентября Театр оперы и балета открывает 76-й сезон. На сцене Городского Дворца ку...

Арт-бомонд
В галерее «Мирас» проходит выстав
ка самых ярких представителей современного и...


На «Большой перемене»
В парке имени Ивана Якутова состоялся праздник, посвященный Дню знаний, «Большая ...

Поиски Сафара
С 15 по 22 сентября на сцене Башкирского театра драмы пройдут гастроли Татарского т...

Концерт под куполом неба
5 сентября Симфонический оркестр Республики Башкортостан и звёзды классической м...

Мировое «золото»
В Уфу вернулись юные спортсмены, защищавшие честь республики на летних Междунаро...

Мировое «золото»
В Канаде завершилось первенство
мира по скалолазанию. В дисциплине «скорость» ...


Начали с победы
В словенском Мариборе, где уфимский «Урал» проводит предсезонный сбор, наши волей...

Впервые - первый
В Суздале завершился чемпионат России по международным шашкам. Впервые его побед...

Ретрокалейдоскоп
230. 19 сентября 1783 года братья Монгольфье запустили воздушный шар с животными в кач...




     №09 (142)
     сентябрь 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"

Где ты, наш Гауди?


Последний Генплан Уфы был принят в 2006 году, и к специалистам давно пришло понимание, что он нуждается в корректировке. Чтобы проанализировать состояние города, наметить стратегию развития, в Главном управлении архитектуры Уфы прошел градостроительный форум UrbanБайрам. В течение недели организовывались публичные лекции, круглые столы на самые острые темы. В них приняли участие архитекторы, представители городской администрации и бизнеса, а также эксперты из других городов и стран. 

Транспортный узел
- Автомобиль дал человеку небывалую свободу перемещения. Однако рост автомобилизации (в Италии сейчас из 1000 человек автомобилем владеют 650, в Уфе - 320) приводит к пробкам и вообще оказывает на среду проживания сильное негативное влияние. В XX веке единственным логичным решением казалось расширять дороги и строить новые развязки, - начал с известного руководитель проекта «Транспортная оценка возможных вариантов генплана» в Перми, житель итальянского Кальяри Лука Гуала. - Но из-за этого город расползается, расстояния увеличиваются - добраться куда-то на общественном транспорте становится все труднее - и вот опять число машин увеличивается, мы снова вынуждены расширять дороги… Этот подход доведен до предела в Северной Америке. Развязки и парковки там занимают половину территории города, он превращается просто в массу отдельных богатых домов; например, по Лос-Анджелесу невозможно передвигаться без машины.
В XXI веке эти проблемы стали решать по-другому. Если человек, который находится в автобусе, занимает в 40 раз меньше места, чем человек в автомобиле (это не считая места для парковки) - что эффективнее? Нужно только сделать автобусы или другой общественный транспорт достаточно удобным и для тех, кто может себе позволить автомобиль. Метробус появился в 1980-х годах в бразильском городе Куритиба, который хотел, но не мог себе позволить метро. Метробусы двигаются по полностью отделенной полосе дороги и из-за этого не стоят в пробках, они перевозят до 9000 пассажиров в час (а дорожная полоса, по которой движутся авто, – всего 2000). Еще один перспективный вид общественного транспорта – трамвай-поезд, городская электричка. Правда, он значительно дороже метробуса – но зато способен перевозить до 12000 пассажиров в час. Также он требует создания возможностей сменить этот вид транспорта на какой-то другой, потому что расстояние между остановками у него длиннее - примерно 1 километр. Сегодня все успешные города развивают общественный транспорт.
«Сохранять
нельзя сносить»
- так назывался один из круглых столов форума. Проблема сохранения исторических зданий в центре Уфы по-прежнему является острой.
- За минувший год нам удалось спасти несколько зданий, - рассказал собравшимся активист Общественного совета по сохранению памятников при администрации города Владимир Захаров. - Прежде всего это дома купцов Кузякиных по улице Цюрупы – одни из немногих сохранившихся каменных домов нашей русской губернской эклектики и дом помощника окружного судьи Россинского, а также еще два дома на бульваре Ибрагимова.
Однако сохранность многих других памятников зодчества пока под вопросом. В Уфе еще осталось несколько (около 15) образцов самых старых зданий города – эпохи николаевского классицизма - например, здание мужского Духовного училища по Гоголя, 13. Многим нужна капитальная реставрация. По-прежнему неизвестно, что будет с некогда знаменитым доходным домом купца Видинеева, где уже два раза был пожар (Карла Маркса, 15), с деревянным оштукатуренным особняком полицмейстера Генриха Бухартовского (Аксакова, 48), с редчайшим кирпичным образцом губернского стиля – домом купца Сергея Сахарова (Чернышевского, 61), где долгое время находился уфимский телеграф. (Список можно продолжить). Последнее здание уже три года находится в аренде у петербургской компании; арендатор разобрал крышу и не предпринимает никаких шагов по его реставрации, здание разрушается.
- Важно понять, что сохранение старинной Уфы – это не сохранение всех 600 старинных домов: половина из них – бараки, - продолжает Владимир Захаров. - Это сотые доли процента площади города, но это дома на центральных улицах – Ленина, Чернышевского, Гоголя, Аксакова, Октябрьской революции. Их надо отреставрировать, как в Тюмени, как в Томске. Если мы включим этот небольшой объем в новые комплексы, у нас сохранится историческая «челюсть» (сверкающая, конечно, тут и там вставными «золотыми зубами»), но это уже будет некое стилевое единство. Ну а если говорить о том, что эти дома мешают движению... это значит уходить в схоластику. Ведь ясно, что расширять дороги в центре дальше некуда.
- Работа с культурным наследием всегда требует больших денег. Однако она очень важна для экономического роста, - заявил архитектор и специалист по экономической географии из Роттердама Рональд Волл. - В одной из моих работ я проанализировал роль исторического наследия в привлечении инвестиций, в том числе иностранных. Учитывалось множество других факторов. В результате получилось: из 100 городов, 50 из которых сохраняют свое культурное наследие, а 50 – нет, инвестиции получит именно первая половина.
- Я живу и работаю в Лондоне – это город, который очень серьезно относится к своим памятникам и занимает второе место в мире по мощи своей экономики, - сообщил Питер Бишоп, почетный член Королевского института британской архитектуры. - Исторические памятники создают то, что мы называем «гением места», и это серьезный катализатор экономического развития. И когда мы стремимся встроить такие объекты в городскую ткань, это бросает вызов зашоренному мышлению и делает наши архитектурные решения гораздо более творческими.
- Проблема сохранения памятников еще и в том, что у нас в республике нет специалистов, которые могут проводить их экспертизу, - заметил главный архитектор Уфы Ильдар Ибрагимов. – Она может проводиться при помощи Министерства культуры, специалистами из Саратова, Казани - это долгий путь. Второе - у памятника архитектуры должны быть охранная зона, видовое восприятие с различных точек зрения. Далее, должны быть специалисты, которые могли бы поработать экономическим и юридическим аспектом программы – и разложить все здания в этих параметрах – чтобы у города были варианты предложений для инвесторов и способы борьбы с недобросовестными арендаторами, которые не реставрируют памятники. Во время реставрации должна быть плотная работа застройщика, архитектора, реставратора.
- Когда мы говорим о том, что в Уфе нет специалистов, реставраторов - да, на сегодня это так. Однако можно достаточно быстро - за 2-3 года - подготовить всех нужных экспертов. Минкультуры РФ, Российская ассоциация реставраторов предлагают все возможности по ускоренной подготовке кадров, - проинформировал собравшихся Александр Лебедев, доцент УГУЭС, член Российской ассоциации реставраторов. - Далее, федеральным законом предусмотрено такое понятие, как «памятник муниципального значения». Это дает определенные рычаги управления ситуацией, такой опыт есть в целом ряде городов. В нашем республиканском законе об охране памятников такого понятия пока нет. Кроме этого, у каждого из тех, кто прославил Уфу, была здесь своя квартира. А мемориальных музеев пока создано недостаточно. А ведь это тоже наша история…
- Проблема сохранения памятников истории и культуры – это в значительной степени проблема распределения полномочий, - завершила дискуссию заместитель главного архитектора города Галина Чиглинцева. - Ими обладает Министерство культуры РБ. Но оно отвечает за памятники по всей республике. Поэтому я все же надеюсь, что у нас в администрации города тоже появится отдел по охране исторического наследия. Проекты планировок центральных кварталов выполнены, специалистам «Башкиргражданпроекта» даны предложения по сохранению объектов культурного наследия. Еще одна проблема в том, что инвесторы и застройщики стремятся выбрать с каждой территории максимальное количество квадратных метров - и историческая среда теряется. Их нужно убеждать в необходимости ее сохранения.
Поиски идентичности
Существующие идеи по брендингу Уфы, которые могли бы помочь сделать ее более узнаваемой в России и в мире, суммировал начальник информационно-аналитического Управления администрации города Аскар Фазлыев:
- Очень эффективно было бы использовать в этих целях находку, сделанную в соседней Оренбургской области, но нашими археологами и хранящуюся у нас - знаменитые сарматские золотые олени. Нужно сделать так, чтобы гости Уфы захотели и имели возможность увидеть эти сокровища (или их точные копии). Кроме того, этот образ легко трансформируется, его можно использовать в архитектурных формах, на сувенирной продукции.
Много преимуществ дает нам ландшафт. В России мало городов, где можно сесть на автобус и поехать покататься на горных лыжах, сноуборде или даже прыгнуть с трамплина. Красоту нашего города можно увидеть издалека; мы могли бы, например, на высоком берегу рядом со старинной водокачкой (это место хорошо просматривается со всех проходящих рядом с нами общероссийских магистралей - М5, М7 и Транссиба) разместить узнаваемый логотип нашего города – его башкирское написание. А у перекрестка с М5 следовало строить не жилье, а объекты отдыха, шопинга и развлечений. Также мы можем позиционировать себя как столица российского традиционного ислама: основание для этого дает указ Екатерины II от 1788 году, согласно которому в Уфе было образовано Духовное управление мусульман.
Три года назад Уфа стала победителем конкурса «Самый удобный город для жизни». Этой осенью у нас наконец-то появится аквапарк, и жители Башкортостана и Оренбуржья перестанут ездить на водные аттракционы в Казань и Самару. Логичным продолжением этого может стать создание большого парка аттракционов, который бы работал круглый год. Кроме того, у нас развиты офтальмология и стоматология (москвичи даже приезжают к нам лечить зубы). В Уфе строится центр передовых технологий «Мать и дитя», центр позитронно-эмиссионной томографии. Это также должно добавить нашему городу известности.
- Вам стоит задать себе вопрос: каким вы хотите видеть город через 15-20 лет? С чем он должен ассоциироваться? Какой должна быть его индустриальная база? Что покажет людям, что Уфа – это великий город, который динамично развивается? Также стоит спросить и предполагаемую целевую аудиторию – тех, кого вы хотите привлечь в город: каким они его видят? - вступил в дискуссию Хуан Карлос Беллозо, советник проекта «Бренд Барселоны». - Сначала нужно найти свою новую идентичность, свой будущий бренд, затем представить, какие процессы должны происходить в городе, чтобы прийти к желаемому будущему, а уже потом на этой основе создавать новый генплан.
В конце насыщенной рабочей недели российские иностранные эксперты представили свои предложения по формированию нового лица и нового содержания нашей столицы.
Чтобы деньги
не пролетали мимо
- Если говорить об экономике Уфы, мы поняли, что она очень конкурентоспособна. Если взять инвестиции внутри страны – Уфа на пятом месте, она сильный игрок на внутреннем рынке, - начал с приятного эксперт команды по экономике Рональд Волл. – При этом Уфа находится как раз на точке пересечения потоков инвестиций между Европой и Тихоокеанской Азией, и вы, разумеется, хотите, чтобы они не пролетали у вас над головой, а приземлялись здесь. Для этого экономику Уфы нужно диверсифицировать. Важно проанализировать плюсы и минусы экономик городов-соперников и городов, с которыми вы, может быть, хотели бы соперничать.
Из тех секторов промышленности, которые наиболее быстро развиваются в мире, мы выбрали два кластера, которые можно развивать в Уфе: на базе нефтепереработки – использование возобновляемых видов энергии (солнечной, биоэнергии и так далее) и экологические («зеленые») технологии, помогающие очищать городскую среду. На базе химической промышленности это фармация, медицина и медицинская техника, биотехнологии. В мире занятость населения в этих сферах растет. При этом надо учитывать, что развитие каждого из этих новых видов промышленности требует целого спектра градостроительных, социальных и экономических программ, строительства современных центров. А один из главных факторов, привлекающих в город квалифицированных специалистов - это привлекательность городской среды.
«Уфа - современный Кремль»
- Мы все были очарованы ландшафтом города на полуострове и открывающимися с берегов панорамными пейзажами. Нас потрясает, что можно покинуть пределы города-миллионника и столкнуться с природой в ее первозданной красоте, - признался Маркус Аппенцеллер – глава делегации иностранных планировщиков, главный архитектор и разработчик генерального плана ОМА для White City в Лондоне, а также разработчик генпланов для ряда городов России. - Это действительно серьезная ценность, актив города – в том числе и нетронутая застройкой территория берегов, и сами реки. Мы убеждены, что склоны вокруг города следует трансформировать в парк, подходящий для использования в разные времена года. Тогда все уфимцы будут жить не более чем в двух километрах от самого большого парка. И такая работа уже ведется рядом с памятником Салавату Юлаеву.
Что касается строительства новых кварталов, существующий генплан предполагает выйти за границы полуострова и построить еще восемь миллионов квадратных метров жилья. Но мы считаем, что можно попробовать уместиться на полуострове – здесь все еще достаточно места для застройки. Это сделало бы силуэт Уфы уникальным, узнаваемым и истинно русским. И если сейчас мегаполис имеет два центра – возможно, стоит увеличить их количество и сделать их выше. Также очень важно формировать многофункциональную застройку; строить улицы (с тротуарами, фасадами), а не дороги и магистрали; остановиться на существующем количестве шопинг-центров и устремиться в другую сторону – создать в центре торговые улицы. Все это и создает городскую жизнь. В строительстве домов важно уйти от новой типовой застройки. Мы увидели несколько интересных примеров того, как старые здания (или их части) были вписаны в новые офисы, рестораны, торговые центры. Возможно, именно комбинация старого и нового поможет Уфе создать свой собственный архитектурный язык, индивидуальную и креативную городскую ткань.
Ну и, конечно, мы хотим поблагодарить вас за приглашение и подчеркнуть, что наши предложения не претендуют на статус конечного решения.
Задачи поставлены
- Перед Уфой стоит очень сложная задача: в ближайшие 5-6 лет сформировать новый имидж. Ведь мы находимся в жесточайшей конкуренции с другими городами - за финансовые потоки (как из федерального центра, так и частные, и иностранные инвестиции) - поэтому мы должны показать себя перспективной площадкой для вложения денег в городское хозяйство, экономику, промышленность, - сформулировал свои цели глава администрации Уфы Ирек Ялалов. - И у нас уже есть успехи в этом направлении: когда мы подняли вопрос строительства гостиниц, многие восприняли это с иронией… Сегодня строятся восемь гостиниц, финансируемых частным капиталом – к нам пришли несколько известных международных операторов. Поток наших гостей в прошлом году составил 225 000 человек. Это маленькая цифра, но все-таки люди приезжают. У нас уже есть известные бренды – как доставшиеся от предков, так и созданные в наше время. Развитие нашего аэропорта - тоже очень важный момент: думаю, в течение ближайших 10 лет стоит задача сделать его региональным хабом.
В своих предложениях вы подтвердили несколько моментов, к которым я пришел интуитивно или в результате зарубежных командировок: и мы еще полтора года назад решили, что будем развивать метробус и скоростной трамвай. Планируется прокладка второй очереди проспекта Салавата Юлаева (длиной около 15 километров) – она будет идти сразу с выделенной линией для метробусов. После расширения существующих артерий города отдельные полосы для автобусов появились и на них, кроме того, после расширения мы многократно увеличили скорость очистки улиц от снега в зимний период.
Недавно мы получили грант на 300 тысяч евро от Европейского банка реконструкции и развития – на эти деньги проведем конкурс среди специалистов по обоснованию инвестиций в строительство скоростного трамвая. Считаю, что это серьезное достижение: мы не тратим собственных средств – банк выделил деньги, увидев новую для российских городов идею. Кстати, такая же работа проводится и по инфраструктуре Уфы – мы практически всю систему канализации и очистных сооружений построили с нашими германскими коллегами, по самым современным технологиям.
Те 400 исторических памятников, которые взяли на заметку, постараемся сохранить, причем я, скорее, склоняюсь к их сохранению в целом виде. Понимаем мы и то, что рано или поздно придется пойти на ряд непопулярных мер: например, ограничить въезд автомобилей в исторический центр. Ну а что касается архитектуры в целом… Нам нужно выработать свой узнаваемый стиль. Мы надеемся воспитать своих архитекторов, которые повидали бы знаменитые красоты Европы и Азии, но были бы способны создать что-то свое. Я верю в то, что если дать волю молодым архитекторам, защитить их от требований застройщиков, у нас появятся шедевры.


- Сегодня уже невозможно предлагать проекты, которые сталкивают экологию и развитие транспортной сети, сохранение памятников и жилищное строительство, развитие промышленности и пространственное развитие города, - подчеркнул профессор кафедры архитектуры УГНТУ Константин Донгузов. - Охраняемый специальным указом старинный городской ландшафт должен быть зафиксирован в существующей стадии с возможностью воссоздания утраченных объектов, реставрации и точечной реконструкции, а также с жестко ограниченной этажностью других строящихся домов. Пятна исторической застройки должны послужить основой для создания туристических зон.


Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости