 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Давным-давно, в июле…
17 июня 1972 г. в вашингтонском комплексе «Уотергейт» были задержаны проникшие в отель пять человек. В январе 1973 года начался суд над взломщиками, проникшими в «Уотергейт». В марте была сформирована сенатская комиссия, и судебные слушания стали передаваться по телевидению на всю страну. Наши люди, в том числе и уфимцы, внимательно читали газеты и… почти ничего в этом не понимали.
Тем не менее в июле президент Никсон, можно сказать, самолично, обратился к жителям Уфы. Правда, всего лишь со страниц рекламного проспекта к выставке «Туризм и отдых в США». Зато сама выставка наделала у нас шуму, пожалуй, не меньше, чем Уотергейт в США. Когда это было? Во сне, наяву? И почему сегодня эта выставка вспоминается как праздник, как нечто сверхъестественное? Несколько ярких палаток, пластиковых спиннингов, какое-то бунгало на колёсах, важно именуемое трейлером, четырёхколёсный туристический вездеход-амфибия, больше похожий на педальный детский автомобиль «Москвич» из «нашего «Детского мира», катерок на воздушной подушке и даже маленький вертолётик с загадочным названием гирокоптер. Это только то, что запомнилось, а сколько там было ещё всего другого! Сегодня такими вещами никого не удивишь, но тогда… В 1959-м вице-президент Никсон лично открывал первую американскую выставку в Москве, всех посетителей которой бесплатно поили пепси-колой. Расторопные американцы угостили ею и посетившего выставку неуклюжего и излишне эмоционального лидера нашей страны Никиту Хрущёва, которого использовали как бесплатную рекламную наживку: весь мир обошли фотографии едва уместившегося в кадре первого секретаря с маленьким стаканчиком пепси-колы. В 1973-м всё было проще: никакой шумихи, никаких напитков или газетных репортажей. Но желающие хоть краешком глаза взглянуть на заморскую жизнь вились в длиннющих очередях, ожидая своей порции праздника в виде зрелища, круглого значка, дизайн которого и сегодня, через много лет, выглядит очень даже современно, и цветного журнальчика. Журнальчик с картинками с выставки завораживал, но вряд ли кто толком читал, что в нём было написано. Потому никого не интересовал и так и остался неизвестным автор текста, поведавший многим непосвящённым о любителе автопутешествий Джоне Стейнбеке и его пуделе Чарли. Или о некоем молодом бизнесмене из Мичигана, придумавшем за несколько лет до выставки снерфер (сейчас легко можно уточнить, что случилось это на Рождество 1965 года, когда Шерман Поппен и его жена Нэнси соединили вместе две лыжи для 10-летней дочери). Что такое снерфер, никто сегодня, пожалуй, сразу и не скажет. Пока не увидит фотографию лихо катящегося на этом снаряде по снежному склону молодого человека - так это ж сноуборд! Вообще фотографии рекламного проспекта заслуживают отдельного внимания. И вовсе не по причине их шикарности. Нет, главное в них то, что все американцы как-то уж слишком сильно НЕ отличаются от наших людей. Похожесть эта поражала больше всего. И даже то, что у них «пока что лучше бытово», составители проспекта выпячивали не столь явно. Абсолютно все запомнили лыжника на пластиковом «снегу», но искажённые временем восторженные воспоминания уже мало походят на то, что на самом деле видели люди. Разговорчивые посетители заваливали корректных американцев вопросами, порой достаточно глупыми, например, о том, как они успели так быстро построить павильон для своей выставки (павильон ВДНХ БАССР работал и до этого). Ровно четыре десятилетия прошло с тех пор, кое-что с той выставки давно стало обыденностью и для нас. Но осталось чувство причастности к малодоступному, загадочному, почти сказочному. Реальность же была гораздо примитивнее: в августе того же года Никсон отказался предоставить прокуратуре записанные в Овальном кабинете плёнки с его разговорами, и Палата представителей США постановила начать процедуру его импичмента. 9 августа 1974 года Никсон ушёл в отставку. В 1977 году в Уфе работала ещё одна американская выставка - «Фотография в США». Её посетителей приветствовал со страниц журнала президент Джеральд Форд, но его портрет уже предварялся вкладышем с портретом нового президента - Джимми Картера. Выставка могла бы стать ещё большим открытием для уфимцев, но таковой не стала. Ведь она не была первой. Одной из «достопримечательностей» выставки стали американские татары - потомки эмигрантов, не знающие русского языка. Они с удовольствием обсуждали житейские вопросы с уфимскими татарами и башкирами на родном языке. Но во время всех этих разговоров рядом непременно находился наш человек в штатском.
Анатолий ЧЕЧУХА. |
|
 |