|
 |
 |
 |
 |
 |
РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" Спасательный глаз
Мощный нефтехимический комплекс и близость крупных рек делают Уфу городом с высоким риском возникновения природных и техногенных катастроф. При серьезном пожаре или аварии на одном из НПЗ для принятия быстрых и правильных решений нужны оперативные данные, то есть своеобразная общая «картинка» с места ЧП, которую можно получить, лишь поднявшись над аварийным объектом. Аналогичная потребность нередко возникает и во время паводка, когда за одну ночь вода затапливает целые районы. Для решения этих проблем во всем мире активно используются беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Недавно они поступили на вооружение базирующейся в Уфе региональной аварийно-спасательной службы.
Дело техники Первый тип беспилотника, поступивший в республиканскую аварийно-спасательную службу, представляет собой миниатюрный самолет, выполненный по схеме «летающее крыло». При массе 4,8 килограмма, он может летать со скоростью до 120 километров в час на дальность от 105 до 210 километров. Продолжительность полета колеблется от полутора до трех часов. На борту штатно смонтирован цифровой фотоаппарат, а в отсек полезной нагрузки может быть установлена либо поворотная видеокамера, либо тепловизор, позволяющий обнаруживать людей и другие теплые предметы ночью или за всевозможными препятствиями, например, в завалах или за стеной здания. При необходимости видеокамера может автоматически удерживать в поле зрения нужный объект. Второй аппарат – гексокоптер ZALA 421-21 внешне похож на игрушечный вертолет с расположенными по кругу шестью маленькими винтами. Он предназначен для ближней разведки, поскольку может находиться в воздухе лишь 40 минут, зато его фотокамеры дают качественные снимки, а способность к зависанию позволяет досконально обследовать заданный район. Если БПЛА самолетного типа стартует с небольшой катапульты, а приземляется на парашюте, то гексокоптер взлетает с вытянутой руки и сам садится на землю. Виртуальный полет Мобильной базой для беспилотников служит микроавтобус «Соболь», где размещается аппаратура контроля и управления, антенна и зарядная станция. Сразу после старта управление полетом идет со специального переносного пульта, помещенного в небольшой пластиковый контейнер. Вместо штурвала используется «Мышка» и обычная компьютерная клавиатура, а монитор играет роль приборной доски – на него выводится видеосигнал с установленных на борту беспилотников видеокамер и все параметры летящего БПЛА, в том числе высота, скорость и курс. По словам «пилотов»-операторов, дистанционное управление полетом во многом напоминает компьютерную игру, но в отличие от привычных авиасимуляторов требует полной сосредоточенности. - Иногда в воздухе могут возникнуть трудности, например, если трубка датчика скорости полета забивается водяным конденсатом или льдом и перестает давать верные показания, - говорит спасатель ГБУ «Аварийно-спасательная служба РБ» Владимир Микулич. – Но даже в этом случае потерять аппарат в принципе невозможно – он оснащен встроенной системой спутниковой навигации, постоянно отслуживающей его местоположение и курс. Самолет-беспилотник может удаляться от станции управления до 25 километров и подниматься на высоту до трех тысяч метров – этого вполне хватает для решения практически всех возможных задач. Полезные «игрушки» За относительно недолгое время республиканские спасатели успели опробовать новую технику и оценить ее неоспоримые плюсы. - Беспилотные аппараты дают нам уникальную возможность для поиска пострадавших и оценки масштабов чрезвычайных ситуаций, - говорит главный инженер ГБУ «Аварийно-спасательная служба РБ» Тахир Хамидуллин. - «Картинка» с фотоаппарата или видеокамеры поступает на пульт оператора и может быть сразу передана в кризисный штаб по мобильному Интернету. Мы также можем получить качественные фотоснимки местности и создать электронную карту любого района. Как показала практика, беспилотники незаменимы во время лесных пожаров, крупных техногенных аварий и особенно в период паводка, когда обстановка может резко измениться за несколько часов и даже минут. Главное, это несоизмеримо более дешевый, а часто и эффективный способ воздушной разведки и мониторинга, чем использование обычной авиации. Параметры БПЛА постоянно растут, и, думаю, уже через несколько лет мы увидим новые модели с лучшим функционалом и расширенным кругом решаемых задач.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|