 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS" Октябрьский «ФурорЪ», или «Шкафъ смерти»
В самом конце 1895 года в парижском кафе на бульваре Капуцинок братья Огюст и Луи Люмьер провели первые сеансы своего синематографа. Эта дата вошла в историю как день рождения кино. И никто сегодня уже не обращает внимания на то, что Люмьер, скорее, были первыми, кто начал коммерческое использование творения многих изобретателей (в том числе и Томаса Эдисона), чем собственно создали техническое изобретение под названием «кино»
Вы обращали внимание на то, что почти на всех дореволюционных снимках Уфа - город малолюдный. И это вовсе не связано с длительной выдержкой при съёмке. Нет, Уфа того времени была действительно небольшим (в начале ХХ века в ней жило 60 тыс. человек) и вполне патриархальным городом. Даже Центральная улица (нынешняя Ленина) состояла из двух-трёхэтажных строений. Конечно, гораздо меньше тогда было и праздных гуляк. Центрами жизни долгое время оставались городские парки. Зимой, в феврале, вся Уфа собиралась на ежегодной ярмарке на Верхне-Торговой площади у Гостиного двора, летом - в деревянном летнем театре Видинеевского сада, где давали спектакли приезжие театральные труппы. Но в самом начале ХХ века появилось нечто такое, что могло собрать большую аудиторию и летом, и зимой, и даже весной - в Уфе открылся иллюзион, синематограф, или попросту кино. Изобретение братьев Люмьер обаяло абсолютно всех. Появились новые герои, новые идеалы. Темноглазые красавицы завораживали, элегантные кавалеры сражали наповал. Задолго до начала сеанса у электротеатра (кинотеатра) собирались люди. «Вы не видели последнюю фильму? Вы не ходили на «Пиковую даму» с Мозжухиным?!» Делились новостями, обсуждали всё: последние роли Веры Холодной, песенки Александра Вертинского, события на фронтах Первой мировой. Просто болтали о том, что всё катится куда-то в пропасть. А через несколько минут, на сеансе, смеялись и плакали над сущими пустяками.
*** 4 мая 1896 года в летнем саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте Петербурга состоялся первый киносеанс в России: подборку фильмов Люмьеров - «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и, конечно, «Прибытие поезда» - продемонстрировали публике в антракте музыкального спектакля. Спустя несколько дней первый киносеанс прошёл в Москве. Летом того же года на Нижегородской ярмарке с кино познакомился М. Горький: «Вчера я был в царстве теней… Там звуков нет и нет красок. Там всё… окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения». Тем не менее писатель пророчески предрёк этому изобретению, ввиду его «поражающей оригинальности… широкое распространение».
В начале 1904 года в газете «Уфимские губернские ведомости» вышло такое объявление: «По случаю отъезда за границу продаётся дёшево Синематограф Люмьера и картины, а также все принадлежности для демонстрации. Предполагается для большой аудитории. Адрес: гостиница «Россия», № 20, у Брауна. Видеть можно ежедневно от 11 часов утра до 10 часов вечера только до 10 января». А осенью того же года газета сообщала: «3 октября в зале Дворянского собрания состоялся сеанс г. Кржеминского, демонстрирующего американский биоскоп, или кинематограф. За исключением очень немногих номеров картины биоскопа действительно подобраны весьма удачно и представляются положительно занимательными. Перед зрителями проходит ряд сцен из жизни народов различных концов земного шара. Немудрено, что места и вход на эти сеансы раскупаются публикой чуть ли не с боем». Как видите, слово «кинематограф» в рекламе используется очень робко, в первые годы в России оно было известно только специалистам и встречалось лишь в научных статьях. А домохозяйки, приказчики, художники, студенты, гимназисты да и рабочие с крестьянами ходили даже не в синема, а в кинемо. Вообще-то греческие слова «кинемато» и «граф» («движение» и «пишу») впервые соединил ещё 120 лет назад, в 1892 году, француз Були. Термин первоначально использовался для аппарата Эдисона, который назывался также кинетоскоп - от греческих слов «движение» и «наблюдаю»: на целлулоидной плёнке длиною в 15,2 метра размещалось около 750 снимков. Изобретатель в сущности усовершенствовал известную тогда повсеместно, в том числе и в России, детскую игрушку, в которой картинки с разными стадиями движения крепились по кругу и при вращении быстро показывались в отверстии экрана. Другое название этого устройства - зоотроп - от греч. зоо и троп («жизнь» и «вращение»), или зооскоп. Тем не менее ясно, что, несмотря на отсутствие устойчивого названия, кино уже вошло в жизнь провинциального города. Ну, а самый первый киносеанс в Уфе состоялся, по всей видимости, в 1901 году - при отсутствии не только точного названия для кино (кроме перечисленных, использовались также слова «фантаскоп», «стробоскоп», «биоскоп», «биограф», «электро-биограф», «электро-театр» и, конечно, «иллюзион»), но также и уверенности в самой дате его изобретения, порой крайне тяжело найти точку отсчёта. Судите сами:
1 ноября 1895 г. в берлинском варьете «Винтергартен» демонстрировалась программа, которая была обозначена как «Биоскоп», её автором был немец Макс Складановский. Более того, ещё в 1889 году (за шесть лет до Люмьеров!) живший в Англии француз Луи де Пранс снял сценку на площади Лондона и решил свои «живые картинки» продемонстрировать в Америке. 16 декабря 1890 года он вроде бы сел на пароход. Больше его никто не видел... Такой вот детектив.
Принципиальное отличие «синематографа» братьев Люмьер от «кинетоскопа» Эдисона состояло не только в большом количестве зрителей, но и в том, что они использовали аппаратуру с прерывистым движением плёнки - 16 кадров в секунду (с появлением звука - 24). Как-то ясным апрельским днём мимо электротеатра «Фурор» (точнее, «Новый фурор») на улице Центральной проходил «ловец уходящей натуры» Аполлоний Зирах. И сделал снимок (см. начало статьи). Режиссеры Евгений Бауэр и Виталий Брянский в своём «Шкафе смерти», премьера которого состоялась 16 апреля 1914 года, рассказали печальную историю о том, как дочь акробата Зина (актриса Мария Горичева) спрятала в железном шкафу своего возлюбленного, а потом этот шкаф открыть не смогла, и возлюбленный погиб. Словом, как это и написано на аншлаге - «захватывающая драма из современной жизни». Но самолично убедиться в этом мы не сможем, кинолента не сохранилась. Кое-кто утверждает, что на снимке - кинотеатр на улице Бекетовской (будущий «Салават» на Социалистической), нисколько не обращая внимания на высокое здание слева. Спорить не буду, предлагаю просто выйти на улицу Ленина и встать перед входом на худграф Педуниверситета… «Фурор» вскоре назовут «Акмуллой», потом «Яналифом» и, наконец, - «Октябрём». А в 1960-м просто снесут, чтобы построить для приезжих партийцев общежитие. Оно открылось полвека назад, но уже в качестве гостиницы «Агидель».
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
 |