ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новый призыв
Своим указом президент Башкортостана Рустэм Хамитов определил новый состав прав...

Вызов социологии


В Уфе прошел Всероссийский конгресс социологов. Открыл его президент Башкорт...


Ночная Уфа
Уфа ночью засияет яркими огнями. Более чем наполовину завершена модернизация нар...

Коррекция или инклюзив

В Башкирском государственном педагогическом университете имени Акмуллы прошл...


По две школы в год

В Уфе ежегодно будут открывать по одной школе, еще в одной будет проводиться рек...


Ловушки из детства

В Уфе ликвидировано почти 1000 «ловушек для детей». К объектам, представляющим оп...


«Маска» приглашает в гости
Театр юного зрителя «Маска» открылся на улице Гагарина, 16/2 в Сипайлово, на базе Це...

Не упустить время
Управление здравоохранения администрации Уфы проводит месячник профилактики он...

Фантасмагории Тарана
В галерее «Мирас» открылась выставка уфимского художника-керамиста Михаила Тара...

На пьедестале - «кадыровцы»

В уфимском Дворце культуры «Химик» прошел праздничный вечер, посвященный 75-лет...


Шоу на льду и в фойе
Уфу посетила очередная делегация специалистов Федерации хоккея России и официал...

Ретрокалейдоскоп

175. 30 октября 1837 г. (11 ноября по н. ст.) состоялось официальное открытие первой в Ро...





     №11 (132)
     ноябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Перелистав страницы Мастера…


Памятник народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму установят на улице Кирова осенью 2013 года. Увековечить образ в бронзе предстоит московскому скульптору Андрею Ковальчуку - именно он стал победителем конкурса, проведенного Министерством культуры республики.

Скульптурная композиция будет представлять собой бронзовую фигуру идущего Мустая. За ним - взлетающие страницы его рукописей, что должно вызывать у зрителя «ассоциации с крылом птицы». Вся композиция расположится в бассейне с текущей водой по слегка наклонной поверхности, что означает непрерывное течение жизни.
Высота скульптурной композиции составит шесть метров. Рядом появятся сквер с двумя фонтанами, новые пешеходные дорожки. Асфальтовое покрытие площади заменят на брусчатку и гранитные плиты разных цветов.
Андрей Николаевич Ковальчук: председатель Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», скульптор, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств. С ним - наша беседа.
- Андрей Николаевич, расскажите о себе…
- Родился в Москве в 1959 году. Отец, известный московский архитектор, профессор, участник Великой Отечественной войны. Именно он в значительной степени определил мое отношение к искусству и, в частности, к скульптуре. В школьные годы, параллельно с общеобразовательной, я учился в Краснопресненской художественной школе, а после ее окончания поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище. Моим педагогом был профессор Гавриил Шульц. Самостоятельным творчеством я начал заниматься еще во время учебы, участвуя в выставках и помогая отцу в различных проектах. Я человек по жизни очень активный и, практически, не отдыхаю, лежа на пляже. Для меня лучший отдых - время, проведенное в мастерской.
Любимые дни - суббота и воскресенье, когда могу заниматься любимым делом, не отвлекаясь на звонки и другие вопросы.
- Ваши пожелания молодым скульпторам?
- В России сохранилась уникальная в современной мировой практике академическая школа подготовки художников. В отличие от понимания задач художественного образования в западных странах, где владение профессиональными навыками (рисунком, живописью и др) не обязательно, мы сохранили очень сильное классическое образование, которое поддерживается Российской академией художеств, ведущими художественными вузами страны и, конечно же, Союзом художников России. Я считаю, что сберечь уникальную, признанную во всем мире, российскую систему художественного образования необходимо. Поэтому важнейшая задача для молодого скульптора - освоение этой высокой профессиональной школы. Как во все времена, молодому художнику не просто заявить о себе. Нужно подходить к творческому процессу серьезно, с глубоким отношением к делу, которому служишь.
- Как родилась идея композиции памятника Мустаю Кариму?
- Первый раз я задумался о создании образа Мустая Карима во время приезда в Уфу по делам Союза художников. Увидел место установки. Но тогда проходил конкурс, в котором я не участвовал.
Прошло полтора года, его продлили, и я решил попробовать. В это время я познакомился с дочерью и внуком поэта. Сделал два варианта памятника, которые были представлены на конкурс, и один из них получил поддержку у членов жюри и близких Мустая Карима. Это - сложная, пространственная композиция, где доминанта - фигура поэта. Но для наиболее полного раскрытия образа очень важны скульптуры и рельефы внутри «страниц» его произведений. Вместе со мной работал архитектор Салават Илимбетов. Вопросы по благоустройству доработаны им. В композиции появилась текущая вода, символизирующая течение времени, а с ним и нашей жизни.
- Почему завершение второй части композиции - страниц рукописей - намечено на следующий год? Эта работа требует особого внимания или есть другие причины?
- Работа, особенно над такими сложными монументальными композициями, всегда идет поэтапно. На рабочий процесс и сроки влияет масса факторов. А такая сложная монументальная композиция не может быть создана в короткие сроки и без потери качества. Поэтому два года - абсолютно нормальный период для реализации такого проекта.
- Нередко бронзовые творения обрастают легендами? Какой, на ваш взгляд, будет судьба памятника великому поэту в Уфе?
- Самая загадочная история - история Командора, рассказанная Пушкиным. Есть памятники, которые в два счета исполняют желания, приносят удачу, любовь и благополучие. Некоторые из них делают это просто так, другим нужно что-то потереть или погладить, или кинуть монетку. В Питере, например, один из атлантов, стоящих перед Эрмитажем, исполняет желания, достаточно просто подержаться за большой палец атлантовой ноги. Чижик- пыжик тоже исполнит просьбу, но только за деньги. Если бросить монетку, и она удержится на его камушке, а не упадет в Фонтанку, то желание исполнится. В Вероне есть памятник Джульетте, установленный под ее балконом, если дотронуться до ее груди, то можно удачно выйти замуж. В каждом городе есть памятники, которые обрастают легендами. Думаю, памятник Мустаю Кариму будет приносить удачу и вдохновение творческим людям.
- До этого вы работали с памятниками деятелям культуры?
- Да, конечно. Например, Сергею Рахманинову в Москве. Эскиз произведения создал выдающийся скульптор Олег Комов, которого я считаю своим учителем. Поэтому эта работа стала для меня очень важной и знаковой. Затем могу назвать памятник Махмуду Эсамбаеву, в Бежецке установлена трехфигурная композиция, посвященная семье Гумилевых. Сложность памятника состояла в объединении трех исторических времен в единую композицию. Доминирующим стал постамент с бюстом Николая Гумилева, молодая Анна Ахматова соответствует изяществу своей поэзии, а Лев Гумилев, замечательный ученый, стоит отдельно от постамента родителей. Кроме того, я сделал два памятника Тютчеву, установленные в Брянске и в Мюнхене. В первом я попытался передать образ великого поэта - философа и мыслителя. Другой, установленный в Мюнхене, где Тютчев долгие годы был посланником России, очень камерный и установлен рядом с гротом Гейне, который был его другом. Не буду перечислять все работы, скажу, что последняя - композиция, посвященная Лоренцо Медичи для города Йошкар-Олы. Памятник меценату и государственному деятелю создан на основе принципов классической скульптуры. Это глубже раскрывает образ и усиливает зрительский интерес.
- Вы знакомы с творчеством Мустая Карима?
- С его творчеством ознакомился еще в советское время. В начале работы над его образом я прочел повесть «Долгое, долгое детство», которая во многом стала стержнем всей монументальной композиции.
Нельзя браться за тему, если ее не знаешь, не чувствуешь эмоционально или не понимаешь. Для наиболее полного раскрытия образа недостаточно просто прочесть произведение. Нужно проникнуться его мироощущением, попытаться понять, что для него было важным, приоритетным и донести это до зрителя.
- Каким должен быть идеальный памятник?
- При создании монументальных произведений очень важно место установки. На его размеры влияют окружающее пространство, архитектура и ландшафт, основные видовые точки. Каждый скульптор и архитектор индивидуально подходят к решению этой сложной и интересной задачи.
- А у вас есть любимое произведение?
Особое место занимает «Мемориал памяти жертв Чернобыльской трагедии», установленный на Митинском кладбище в Москве. Выдвинутая вперед фигура человека с раскинутыми в виде креста руками сдерживает надвигающееся ядерное облако. В этом не только трагедия века, но и тема жертвенности, характерная для христианства. Силуэт скульптуры имеет вневременной смысл. Это не конкретный человек, а символ человечества, старающегося защититься от угрозы созданной им самим опасности.
- Над чем сейчас трудитесь?
- Я работаю над образом патриарха Гермогена. Для меня это важная и очень ответственная тема. Это - конкурс. Надеюсь, что образ будет интересен не только мне.
- На какое время года будет похожа композиция, посвященная Мустаю Кариму?
- В памятнике мы можем увидеть различные времена года. Но главная композиция, фигура Мустая Карима, изображена в летний период.
- Памятник должен отражать не только физические данные героя, но и состояние его души. Какое настроение отражено у вашего Мустая Карима?
- Насчет настроения говорить не буду - оно разное, но главное это то, что все творчество поэта пронизано любовью к родной земле, к простым людям, живущим рядом, к окружающей природе... Все это я постарался воплотить в памятнике. Но, уверен, что у каждого поклонника творчества Мустая Карима будет свое прочтение, свое восприятие памятника. Так должно быть, это и есть творчество.

Ангелина ЛЮБИНЕЦКАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости