ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Италия - в зоне доступа
По инициативе Президента РБ Рустэма Хамитова XX заседание Российско-Итальянской Р...

Шанс для сирот
В ГДК состоялась церемония вручения детям-сиротам ключей от квартир. Счастливыми ...

На троллейбусе – в детство
В Международный День зашиты одним из подарков для ребятни и их родителей стало то...

Экология по-фински
В администрации Уфы состоялась встреча с официальной делегацией, представляющей ...

Праздничный июнь
12 июня Уфа отметит целый калейдоскоп знаменательных событий - День России, День г...

«Букет» белых фартучков

Впервые Последний звонок собрал выпускников Уфы вместе на площади Ленина. В это...


Йогурт по карточке
В Уфе запускается пилотный проект – электронная молочная карта.
Теперь молодые...


Клубника от бабушки
В этом сезоне в Уфе будут работать 165 летних кафе. Большая их часть расположится на...

Амуры без прикрас
В Национальном музее работает выставка, посвященная войне 1812 года, это первое мер...

«Театральный перевал»

С 1 по 18 июня на сцене Русского драматического театра пройдут 30 спектаклей обме...


Звезд собрал Нуреев
Уфа вновь встречает Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа ...

Встреча на Эльбе
В Гамбурге в знаменитой галерее Эрнста Михаэля Винтера открылась персональная вы...

К Лондону - готовы!

Башкортостан в составе сборной страны на летних Олимпийских играх в Лондоне пр...


«Биатлон» - к чемпионату
Чемпионат мира по летнему биатлону пройдет в Уфе с 18 по 23 сентября. В турнире приме...

Ретрокалейдоскоп
200. 12 (24) июня 1812 года французская армия перешла через реку Неман и вторглась в пред...




     №06 (127)
     июнь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Автобус мне, автобус!


В это самое время «партия и правительство» приняли очередное постановление - о сокращении числа служебных машин. Летом 1961-го в самом популярном тогда журнале «Огонёк» появился материал об Уфе. Но упомянутые в статье люди не радовались. Кому, скажите, приятно про себя читать такое: «Да, выкручиваются в Уфе некоторые работники за счёт государства. Болезнь!». Или: «Интересно, пользуется ли общественным автобусом начальник Башкирского управления автомобильного транспорта 
Г.Божуховский?». Нет, конечно, не пользовался - у него имелась «Волга». Персональная.
Интересное было время: культ личности уже разоблачили, времена разоблачения «волюнтаризма и субъективизма» ещё только надвигались. Вспомните слова героя Никулина из «Кавказской пленницы»: «Вы даёте нереальные планы». Так вот, фельетон, по сути, об этих самых планах.
Когда было приказано волевым порядком сократить число служебных машин - на 20, 30, даже 50 процентов, бедные чиновники стали выкручиваться, кто как мог. Некоторые пересели на автобусы - служебные, конечно (о чём с гневом и поведал автор фельетона). Впрочем, горожанам от этих перестроек управленческого аппарата ничего не досталось: они по-прежнему ездили в забитых до отказа трамваях и автобусах. О чём и свидетельствовал снимок: на нём - остановка у моста в Орджоникидзевском районе.

Считается, что первые автобусы в нашем городе появились в 1924 году. Хотя, если разобраться, три грузовика, в которых вместо кузовов были установлены сиденья для пассажиров, автобусами можно было назвать лишь с большой натяжкой. Тем не менее, процесс пошёл. Во второй половине 1930-х в городе было целых четыре автобусных маршрута: от базара на Верхнеторговой площади можно было добраться не только на вокзал или в Старую Уфу, но ещё и в Затон и даже на моторный завод в будущем Черниковске. Выбор моделей автобусов не был широким: юркие ГАЗ-03-30 да неуклюжие ЗИС-8 («Фердинанд» для фильма «Место встречи изменить нельзя» был сделан именно из ЗИС-8). В 1938-м появился элегантный ЗИС-16 с сиденьями для 27 пассажиров, а вот очередная новая модель автобуса вышла на линии только в 1949-м.

В конце 1950-х газета «Советская Башкирия» едва ли не каждую неделю печатала критические материалы о работе пассажирского автотранспорта. Автобусы после критики лучше ходить не стали, пересменки в 10 часов утра исчезли лет так через тридцать после этого, зато из этих материалов можно узнать, какие маршруты в то время были популярны. На остановке в Дёме корреспонденты простояли больше 40 минут - позже им объяснили, что маршрут считается невыгодным, и потому машин на него выделяется мало.
14-й и сегодня ходит нечасто, зато толпы на конечных остановках пропали. Исчезли и почти все остальные упомянутые в статье маршруты автобусов. Правда, насчитывалось этих самых маршрутов полвека назад чуть больше десяти на весь 500-тысячный город.

Пассажиров тогда возили медлительные и тяжело вздыхающие на подъёмах ЗИСы, ЗИЛы и ЛиАЗы. Только в середине 1960-х на улицах города появились и обосновались там почти на 40 лет автобусы венгерского завода «Икарус». Они были гораздо мощнее и быстрее своих советских собратьев. Да и современнее. К небольшим бело-зелёным «Икарус-620» вскоре добавились красно-белые «гармошки» - «Икарус-180». Маршрут 29-э, который они в основном и обслуживали, сразу стал невероятно популярным. А в середине 1970-х появились цвета охры гиганты 200-й серии.

Вот только после окончания рабочего дня всё так же собирался на улице Свердлова людской муравейник из желающих ехать в Дёму, а неподалёку от «Детского мира» в это же время толпа едва ли не перекрывала улицу Октябрьской революции. Но «Огонёк» эта тема уже не волновала. Да и при фотосъёмке в давнем
1961-м журналисты, возможно, больше интересовались милой девушкой в юбке в горошек, нежели другими пассажирами и самой посадкой. Им, приехавшим из Москвы, где с транспортом всегда всё было в порядке, даже трудно было представить, что и критикуемый начальник Башкирского управления автотранспорта тов.
Г.А.Божуховский рад был бы выпустить на линии больше автобусов, да та же Москва не давала - лимит, дескать: «Включим вас в план следующего года». Какой разительный контраст с сегодняшним днём, когда полупустые автобусы подходят с интервалом в минуту-две.


Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости