 |
РУБРИКА "ЭТНОПОИСК" Загадка Ермака
-Скажите, а где у вас тут могила Ермака? - спрашиваю у продавщицы привокзального магазинчика. Девушка пожимает плечами: живет в Киргиз-Мияках с рождения, а о такой новости даже не слышала. Ловлю полицейского возле здания районной администрации. Он тоже не в курсе. - Ермак это или нет, большой вопрос, - усмехается краевед Роза Касымовна Килеева. Она заведует музеем в школе №1 села Киргиз-Мияки. Именно с нее, как считается, пошла легенда о том, что миякинская земля стала последним пристанищем покорителя Сибири. Но сама она к поднявшемуся шуму относится с большим скепсисом. - Несколько лет назад я рассказала Жижилеву (он интересуется местными легендами) историю о том, что на горе Максат находится могила. В детстве нам часто говорили: на горе есть могила уруса и на нее нужно бросить камень. Мы ходили и бросали. Но что там в действительности, мы не знали, никакого опознавательного знака не было, только деревянный столб. Жижилев заинтересовался историей и в 2007 году произвел первые раскопки. На горе и правда оказалось захоронение. Не татарское, но и на православное не похоже. Никаких вещей, которые могли бы указать на дату захоронения или личность усопшего, в могиле не было. - О том, кто похоронен на горе, никто не знает, - говорит Роза Касымовна. - До 20-х годов село было чисто татарским. Русский человек здесь сразу бы стал местной достопримечательностью. Считаю, что захоронение очень древнее. Эту версию как раз и продвигает Жижилев. После раскопок он направил часть остеологических материалов на экспертизу. Радиоуглеродное датирование определило возраст останков 500 годами, плюс-минус 120 лет. Он ориентируется на легенду о гибели деятеля, согласно которой Ермак действительно утонул в Иртыше, но его тело было выловлено татарскими рыбаками и отдано на поругание мурзам во главе с Кучумом. Далее легенда гласит, что спустя месяц мурзы испугались: тело оставалось нетленным, и они захоронили Ермака с почестями, но за границами мусульманского кладбища. Ныне это место известно как деревня Баишево Вагайского района Тюменской области. Именно сюда приезжают туристы, чем весьма досаждают местным жителям. Ориентира, собственно, два: старинное кладбище кучумовских времен и близость к Иртышу. Считается, что исторический деятель похоронен под высокой сосной, однако, сколько ученые и краеведы-любители ни копали в этих местах, захоронения Ермака они так и не нашли. Федор Жижилев предлагает свою версию: якобы башкиры решили спасти тело от поругания, выкрали его и перевезли за 1100 километров в район села Киргиз-Мияки и похоронили на горе. Почему именно сюда? Да потому что в шежере одного киргиз-миякинца нашелся предок Ермек. Жил он, правда, всего 200 лет назад, но рождение гипотезы было уже не остановить. Жижилев приводит местные легенды, что земля с могилы издавна считалась священной, что ее использовали для излечения от ран, а посещали территорию с большим почтением. Роза Касымовна в ответ только смеется, она местные предания собирает уже больше 20 лет и никогда не слышала о том, чтобы землей лечились. Зато такая легенда есть в тюменской деревне Баишево. Точного перевода на русский слова «максат», которым назвали гору, нет. Но примерно слово значит «горячее стремление добиться чего-либо». Оно лучше всего характеризует удивительную по своей стойкости относительно любой критики позицию Жижилева. - Пусть археологи докажут, что это не Ермак, - говорит он, следуя способу доказательства от противного. Правда, в археологии такой метод не используется. Один из самых крупных представителей по истории Средневековья доктор исторических наук, профессор Владимир Иванов к идеям Жижилева относится крайне негативно. В 2007 году Жижилев самостоятельно, безо всякой методики раскопал могилу, а потом закопал. Из-за этих действий памятник для науки потерян. При раскопках учитывается множество разных факторов, одним из которых является культурный слой. По нему археологи могут судить о времени захоронения, дополнительную информацию дает и расположение монеток, керамики и других артефактов. Что за захоронение на горе, понятно и так. Это ногаец. Территория Бугульминской возвышенности в XV - начале XVI веков находилась под контролем ногайцев. Они приезжали сюда на летние кочевья и доставляли много сложностей башкирским племенам. Кандидат исторических наук, доцент Южно-Уральского государственного университета Гаяз Самигулов стал главным спикером по якобы могиле Ермака, хотя сам он никогда подобных заявлений не делал. Все случайно совпало. Идея Жижилева обсуждалась в исторических кругах в порядке анекдота, но в начале мая экспедиция из Южно-Уральского государственного университета отправилась в Миякинский район в разведывательную экспедицию. Уже раскопанное и уничтоженное захоронение на горе Максат интересовало исследователей в последнюю очередь. В начале XVI века на территории Бугульминской возвышенности происходили интереснейшие процессы: Золотая Орда дышала на ладан, шло зарождение ислама. Переходные моменты манят историков, ведь именно по раскопкам таких мест можно понять, как шел процесс. Правда, экспедицию Южно-Уральского государственного университета быстро перепозиционировали, мол, прислушались к идее Жижилева и поехали за научной сенсацией. Теперь, после поднявшегося шума, археологам скорее всего придется раскопать ту самую могилу, чтобы дать свое официальное заключение и развенчать все слухи. Как же погиб покоритель Сибири? Местные легенды очень часто врут. Например, по всей Волге есть «Утесы Степана Разина», «пещеры Степана Разина», «курганы Степана Разина». Якобы в них скрыты награбленные им сокровища. Но известно, что будучи разбитым под Симбирском Степан Разин бежал на Дон, где был схвачен казачьей старшиной и выдан на расправу властям. У нас в республике есть деревня Юлдашево, возле нее гора, и там городище раннего железного века. Так вот, гора называется Петер-Тау. Когда во время раскопок стали спрашивать, откуда название, местные жители припомнили легенду, что когда-то в деревне останавливался Петр I. Даже школьник сможет сказать, что император никогда в наши края не заезжал! Но пути науки и «интересностей» которые вылавливает мозг, зачастую расходятся. В республике сотни памятников археологии, позволяющих понять жизнь людей в далеких бронзовых и железных веках. Однако на слуху «учалинский стоунхендж», «могила Ермака». Эти легендообразования «открыты» не историками, а самоучками.
«Определение места событий, в данном случае места захоронения, требует серьезной работы не только археологов, но и тех, кто исследует письменные источники. На сегодняшний момент летописные материалы, в частности, Ремезовская летопись, и фольклор многих народов Сибири - хантов, манси - указывают, что все-таки могила Ермака находится на реке Иртыш», - объясняет профессор Башкирского государственного университета, доктор исторических наук Булат Азнабаев.
Рита ЛЕСНАЯ |
|
 |