ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

IT для народа
Проблемы IT-отрасли рассмотрены на заседании Общественного совета по улучшению ин...

Город ждет МДИ
В столичной администрации прошла официальная церемония подписания соглашения о ...

Паводок - не за горами
Специалисты прогнозируют, что в этом году не ожидается большого уровня воды. В пер...

Юбилей Черниковки
Орджоникидзевский район столицы отметил свое 60-летие.
Торжественная церемония ...


Работать на опережение
Профессиональный праздник отметили работники торговли, бытового обслуживания и ...

В подарок - борцовский ковер
Подростковый спортивный клуб «Атлет» в Затоне переехал в новое помещение: теперь ...

Светлые образы - в рисунках
15 апреля во всех православных храмах республики пройдут торжественные богослуже...

Баба-яга: «Щас спою!»
Ко Дню театра названы лучшие театральные работы 2011 года по рейтингу прессы.
«Луч...


Госслужащие выберут лучших
В Уфе в самом разгаре традиционные соревнования Спартакиады на Кубок городской а...

Пришла весна, придёт футбол
18 апреля возобновляются регулярные матчи первенства России по футболу второго ди...

Уфимочки рвутся в лидеры
20-й тур чемпионата России по волейболу женских команд в Высшей лиге «А» «Уфимочка-...

Ретрокалейдоскоп
770. 5 апреля 1242 года войско Александра Невского разгромило рыцарей Тевтонского орд...




     №04 (125)
     апрель 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Неновые вещи


Бумажные диваны, золотые столы
- Здравствуйте, мне бы стол отремонтировать, - набираю номер некоего индивидуального предпринимателя Сайфутдинова. Его телефон можно видеть среди первых на доске объявлений. Текст гласит, что предприниматель сотоварищи быстро и дешево починит все. Легенда выдумывается на ходу. Я говорю, что прожгла столешницу ароматической свечой. Пожара удалось избежать, но вот деталь требует замены.
- Десять тысяч, - подумав, отвечает голос, а на мой немой вопрос объясняет: замена деталей очень дорога и вплотную приближает ремонт к такой элитной сфере, как изготовление мебели по индивидуальному заказу. Причем сделать новый стол проще: у бригады есть типовые проекты, и они только подстраиваются под необходимые размеры, а здесь им придется создавать новую столешницу с нуля. Если бы задача стояла заново покрыть стол лаком или произвести еще какую-то работу с «родными деталями», цена была бы в разы меньше.
Именно из-за этой загвоздки ремонт мебели в традиционном понимании переживает свой закат. Купить новый стол дешевле, чем починить старый. В этой сфере выживают только предприятия, занимающиеся перетяжкой мягкой мебели.
Гульнара Колмакова уже почти 20 лет трудится в Мастерской по ремонту мебели. Фирма специализируется на перетяжке.
- Есть два варианта, как выполнять работы. В первом случае ремонт производится на базе предприятия. Тогда возможен доступ ко всему оборудованию, да и коллег, если что, можно по-звать на помощь. Однако перевозка мебели существенно удорожает стоимость работ. Поэтому наши специалисты выезжают к клиентам сами. При таком подходе люди видят весь ход работ, контролируют его, так что халтура исключается.
Основные клиенты - люди с невысокими доходами.
- Конечно, сейчас диваны и кресла может купить любой человек, - рассуждает Гульнара. - Не нужно стоять в очередях, что-то доставать, искать, да и выбрать можно любую расцветку и фактуру для обивки. Но вот качество… Оно упало резко, можно даже сказать, фундаментально. Раньше мебель делали из дерева, высушенного и подготовленного. Она служила десятилетиями, а теперь лет пять - и диван готов на свалку.
Когда специалисты идут к клиенту, они прихватывают с собой каталог с тканями. В этой сфере самый популярный материал - гобелен. Причем и клиенты, и мастера отдают предпочтение иностранным образцам. И дело тут не в преклонении перед Западом.
- Во-первых, цена. Импортный гобелен у нас стоит примерно 200 рублей за метр, отечественный 600-800, - объясняет Гульнара. - Откуда такая разница, я не знаю, ведь иностранную ткань нужно и везти, и растаможивать. Во-вторых, цвета. У наших производителей расцветки довольно скромные. В-третьих, фактура. Многие клиенты держат дома животных, которые любят делать затяжки. Так вот, наш, российский, гобелен рыхлый и легко поддается кошачьим коготкам, импортный же более гладок, его сложнее испортить. Фурнитура используется как иностранная, так и отечественная, например, из Магнитогорска везут хорошую.
Гульнара утверждает: каждый клиент получает гарантийный талон. Если обнаруживается дефект, в течение года можно жаловаться. На рынке перетяжки Уфы такие условия - роскошь. Свои услуги предоставляют десятки частников, правда, гарантию почти никогда не дает.
Бизнес по перетяжке мебели считается одним из самых «народных». Стартовых затрат почти не требуется. Предпринимателю не обязательно снимать офис, ведь работа проходит у клиента на дому, документов - таких как свидетельство о регистрации - тоже, как правило, никто не требует. А нужна-то только пара мебельных степлеров, острые ножницы да обивочные ткани.
- Вот именно из-за этого люди и боятся обращаться, - говорит Гульнара. - Перетяжка мебели, как и любая другая работа, требует знаний и квалификации. Испортить диван или стул не так уж и сложно. Когда человек обращается в поликлинику, ему и в голову не придет, что он может оказаться в руках специалиста без образования. В сфере услуг по умолчанию считается, что берущийся за дело человек имеет соответствующую квалификацию, и законодательных запретов для дилетантов нет. Поэтому единственный способ быть уверенными в качестве - проверять подтверждающие регистрацию ИП документы, а также брать гарантийный талон.
Между чайником
и телефоном
Мобильник перестал подавать признаки жизни. Какая-то важная деталь, заставляющая его каждое утро звучать веселой трелью будильника, отказала. Поход в ремонтную мастерскую и фраза: «Две тысячи» - заставляет задуматься.
Новые модели телефонов появляются каждый сезон, и их параметры постоянно улучшаются. То есть функции, которые были у аппарата, стоившего три года назад шесть тысяч рублей, теперь появляются даже у моделей в три раза дешевле. А если нет разницы, зачем ремонтировать старый? В принципе, самостоятельных пунктов ремонта телефонов сейчас и нет, это, скорее, сопутствующий бизнес. Клиенты обращаются в основном с мелкими проблемами, а уж если перегорела какая-то важная деталь, то аппарат не летит на свалку лишь в одном случае: в телефоне осталась ценная информация, за извлечение которой клиент готов заплатить любые деньги.
Салават Харисов три года назад решил заниматься ремонтом оргтехники. Вместе с другом они организовали предприятие «Принткомплект», сняли офис в Черниковке.
- Решение заниматься оказанием услуг именно в этой сфере было принято исходя из наличия собственных профессиональных навыков, образования, желания заниматься делом, которое по душе, и востребованности услуг, - говорит Салават. - Сервисных центров, предлагающих населению высококачественный ремонт компьютеров и оргтехники, в Уфе не так много.
В сегменте ремонта компьютерной техники работают два типа предприятий. Во-первых, это - крупные авторизированные сервис-центры, занимающиеся ремонтом товаров одной марки. Львиная доля их заказов - техника, поступающая по линии гарантийного обслуживания. За ремонт платит в данном случае не клиент, а компания-производитель. Вторая сфера - небольшие частные мастерские, владельцы которых находятся «в тени».
Предприниматели решили оказаться где-то посередине. Они объясняют: в Уфе происходит удивительная ситуация: если у покупателя ломается ноутбук в период гарантийного срока, ремонт для него бесплатен. Но случись поломка после этого периода, многие центры запрашивают такой чек за ремонт, что проще купить новую технику.
- Чаще всего поломка происходит не из-за заводского брака, а вследствие неправильной эксплуатации, - говорит Салават. - Например, из строя выходит система охлаждения. «Симптомом» на первых порах может послужить сильный шум при работе ноутбука. Но, как правило, клиенты обращаются уже на более критических стадиях, когда компьютер дает сбои в работе, периодически отключаясь.
Детали - одна из главных сложностей при ремонте техники. Именно из-за их высокой стоимости и растет счет, который предъявляют клиентам. В фирме Харисов пытается сделать все, чтобы отремонтировать «родную» деталь, недавно бизнесмены даже приобрели специальную инфракрасную паяльную станцию для профессионального ремонта плат ноутбуков, видеоприставок, материнских и серверных печатных плат.
В среднем ремонт оргтехники обходится в 800 рублей, мониторов - 500, ноутбуков - 1500. Большая часть этой суммы уходит на детали и работу специалиста, оставшееся приходится на арендную плату, коммунальные платежи и налоги.
Салават утверждает: самое главное в ремонте - руки мастера. Специалистов в этой области совсем немного. В республике нет ни одного учебного заведения, которое выпускало бы мастеров-ремонтников. А зря, поскольку техника склонна к поломкам.
- В последнее время производители в погоне за удешевлением своей продукции все чаще забывают о качестве. По этой причине срок службы оргтехники лишь немного превышает срок гарантии производителя, - утверждает он. Правда, в ситуацию, когда техника станет настолько дешевой, что любой ремонт обойдется дороже, чем покупка аналогичного товара, не верит. - Оргтехника, которую легче купить с нуля, нежели отремонтировать, есть и сейчас, но качество здесь, естественно, оставляет желать лучшего.
Кроме того, есть еще одно нечто, которое никогда не оставит без работы специалистов по ремонту компьютеров, - это информация. Курсовая за несколько дней до защиты, первые фотографии ребенка или почти законченный бизнес-проект заставят клиента платить любые деньги, лишь бы извлечь данные из ушедшего было на покой компьютера.
А вот в чайнике не хранится никакой информации. Равно как и в микроволновке. Когда-то любую электронику принимали в точках сети «Башрембыттехника». Теперь предприятие с таким названием есть только в Черниковке. В здании, находившемся на улице Галле, теперь крупный торговый центр. А вот в помещении за этим домом принимает клиентов индивидуальный предприниматель Ришат Хаматьяров.
- В основном приносят чайники, электроплитки и другую недорогую технику, - говорит он. - Цены стараюсь делать невысокими.
Чек на ремонт, как правило, не превышает одной пятой от стоимости новой вещи. То есть если чайник стоит 1000 рублей, то Ришат за его починку возьмет максимум 200. Он признается: починить получается не всегда.
- Иногда требуются дорогостоящие детали, установка которых обойдется как покупка нового чайника, - говорит он. - Хотя я думаю, что это очень несправедливо. Ремонт техники - социальная услуга. Представьте: в квартире, где нет газа, сломалась плитка, а у хозяина нет денег купить новую. Насколько я знаю, в Уфе нет ни одной сервисной точки, помогающей социально незащищенным категориям граждан.
Вторая серьезная проблема Ришата такая же, как и у Харисова - кадры. Когда-то специалистов по ремонту электроники готовили в профессиональном училище №119. Сейчас такой специальности нет. Предприниматель вынужден принимать на работу сотрудников с «золотыми» руками. Правда, проверить навыки можно лишь в деле, руки к резюме никак не приложишь.
Можно вашу туфельку?
Починить обувь в Уфе можно, наверное, на каждом углу. В магазинах и даже на улицах обязательно найдется хоть один обувщик. Правда, легенда уфимской обувной индустрии Иван Игнатьевич Мудрак уверен: данная сфера находится в глубоком кризисе.
- Ее отдали на откуп гастарбайтерам, - утверждает он. - Зачастую занимаются ремонтом люди, которые весной идут строить коттеджи и копать колодцы, а зимой отправляются ремонтировать обувь. Они не имеют соответствующей квалификации, а ее никто и не проверяет. Нет ни ГОСТов, ни стандартов, а ведь в техусловиях ремонта и пошива есть даже медицинские требования.
Еще лет 25 назад, чтобы заняться ремонтом обуви, нужно было предъявить диплом выпускника профессионального училища по специальности «обувщик». Знания были не только теоретическими: студенты обязательно проходили производственную практику, а потом, устроившись на работу, долгое время ходили у мастера в учениках. Сейчас такого требования нет. Любой может получить регистрацию индивидуального предпринимателя и открыть точку.
- Есть даже те, кто прямо под открытым небом обувь чинит, - возмущается Иван Игнатьевич. - У них оборудования нет, под дождем и снегом, какие уж здесь ГОСТы!
Мудрак возглавляет салон по пошиву и ремонту обуви. В его ателье есть большой отдел по продаже материалов, необходимых обувщику, а потому своих конкурентов знает в лицо.
- Конечно, я за то, чтобы точек было много, но ведь и качество нужно, - говорит он. - Многие не выдают гарантийных талонов, отказываются принимать туфли на повторный ремонт, если работа была выполнена плохо, тем самым они дискредитируют всю отрасль в целом, не говоря уже о том, что есть и вовсе теневики!
- Мы находимся на «красной линии», - продолжает Мудрак. - Арендная плата, коммунальные услуги и налоги съедают почти всю прибыль. В следующем году заканчивается срок аренды и помещение могут выставить на аукцион, хотя за 40 лет аренды предприятие уже не раз оплатило все помещение.
Предприятие будет значиться как приоритетный покупатель, однако Иван Игнатьевич не уверен, что сможет собрать необходимую сумму, хотя клиентов у него достаточно. Приходят не только частные лица, но и представители обувных магазинов. С тремя сетями у предприятия договор на гарантийное обслуживание. Если у клиента отвалился каблук или отошла молния, то владельцам магазина дешевле отнести обувь на ремонт, чем списывать некачественные ботинки и возвращать покупателю деньги.
- Я в обувной отрасли 50 лет работаю и мне удивительно смотреть на ботинки за 500-600 рублей, - говорит Иван Игнатьевич. - Такой обуви, кроме тапочек, просто не может быть, сплошная химия. Справедливая цена примерно 3-4 тысячи рублей, не меньше, тогда можно рассчитывать, что при изготовлении обуви используются качественные материалы, что сшили ее на совесть. Хотя, конечно, качество падает. Иногда смотрю на чехословацкие туфли «Цебо». Раньше на весь Союз славились, сносу им не было, а сейчас, вроде бы все сделано как надо, но уже не то… Китайская фабричная обувь тоже хорошая была. И сейчас даже на итальянских фирменных туфлях нередко стоят китайские каблуки, хотя не все китайское можно браковать.
Отечественная обувь Ивану Игнатьевичу также импонирует: качество, говорит, хорошее.
- Правда, дизайн иногда проигрывает, но и работа в этом направлении ведется. Если вы заметили, сейчас на отечественных туфлях используют симпатичную фурнитуру, расширяется модельный ряд, - замечает он. - Когда-то и в Уфе выпускали обувь на предприятии «Башобувьбыт». Сейчас этого производства нет, а в здании располагаются ресторан и офисные помещения.
Индивидуальный пошив обуви, увы, как отрасль умирает. В Уфе этим занимается только предприятие Ивана Игнатьевича, а ведь когда-то у него в столице было четыре фирмы-конкурента.
- Это на Западе для VIP-персон считается естественным носить обувь, сделанную на заказ, отечественные топ-менеджеры и политики обуваются в брендовых магазинах, - говорит он. - Наши же основные клиенты - люди, которые просто не могут выбрать себе обувь в магазине. Поэтому и заламывать цены мы не можем.
Другая категория - артисты театра. Для постановок нередко нужны невообразимые туфли. Раньше их также шили на заказ. Теперь все чаще идеи модельеров корректируются под ассортимент магазинов. А ведь для обувщика нет ничего невозможного. Однажды сотрудник Ивана Игнатьевича даже слониху по имени Рези обул.
Труппа цирковых артистов прибыла в Уфу в оттепель, а потом грянули заморозки. Транспортировка животных - сложный процесс. Артисты рассчитали, что пару часов слонихе придется провести на улице. Чтобы не простудиться под пронзительным уфимским ветром, решено было ее обуть. Обувщик отнесся ответственно, принарядился в пиджак, повязал галстук и пошел снимать мерки. Клиентка оказалась с норовом: обвила обувщика хоботом, посадила на спину и даже чуть-чуть покатала. Тот вернулся на работу грязный, взъерошенный, но с мерками, так что в итоге слониха не простудилась и, говорят, еще не один сезон дефилировала в ботиночках.
- Раньше обувь изготавливали из натуральных материалов, - говорит Иван Игнатьевич. - Она служила 10, а то и 15 лет. Правда, наш рынок завален ширпотребом, который разваливается через месяц. Есть те, кто не рискует тратить деньги на качественную обувь, считая, что за несколько лет она выйдет из моды, но ведь обувная мода, как и любая другая, - циклична. Острые носки, которые несколько сезонов назад уступили место тупым, вновь возвращаются.
Иван Игнатьевич пристально следит за модой. Он знает: очередной виток - и в его магазин придут обувщики искать набойки под стильные туфельки, а потому постарается быть во всеоружии.


Рита Лесная








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости