ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новая страница в жизни столицы
На 47-м заседании Горсовета состоялись открытые выборы главы администрации Уфы. В ...

Дерзают молодые
6 февраля в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» в Москве наградят поб...

В проектах - Дема
13 и 15 февраля Главархитектура администрации Уфы проведет очередные публичные слу...

Новоселье в 39-й
После реконструкции распахнула свои двери одна из самых известных школ столицы –...

На старте - учителя

17 февраля будут подведены итоги XV городского конкурса «Учитель года столицы Ба...


Хоккеистам на радость
Дворец спорта, построенный в 1967 году, полностью обновится – недавно началась его ...

Таймофор для водителей
Специальный светофор именно для автолюбителей появился на перекрестке бульвара ...

Гранты школам
Шесть уфимских детских спортивных школ получили гранты из Фонда поддержки олимпи...

В ожидании «Корсара»
Артисты башкирского балета готовятся к премьере. Постановка «Корсар» ставится из...

Вам премьеру с гарниром?
В Национальном молодежном театре им. Мустая Карима 9 и 10 февраля состоится долгожд...

«Аргымак» вырвался вперед
Уфимская этно-рок группа «Аргымак» (под руководством Рината Рамазанова) стала поб...

«Горячий» лед
11-12 февраля на стадионе «Строитель» уфимцы смогут увидеть зрелищные заезды второ...

Быстрым и румяным
12 февраля пройдет массовая гонка «Лыжня России – 2012». В этом году традиционное со...

Последний шаг до плей-офф
Уфимский «Урал» 4 февраля на стадионе «Динамо» проведет свой последний домашний м...

Ретрокалейдоскоп
175. 25 февраля 1837 г. в США Томас Давенпорт запатентовал электродвигатель.
170. В февр...





     №02 (123)
     февраль 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Сказка о потерянном вендинге


На город-миллионник приходится всего пять местных компаний, которые занимаются продажей и обслуживанием вендингового оборудования, то есть поставляют в коммерческие и государственные организации кофейные автоматы и машины, продающие снеки.
- Только на моей памяти трое предпринимателей бросили это дело, - говорит Ильдар Габибрахманов, директор Интернет-магазина «Венда». Сам Ильдар на рынке давно, с 1996 года. Когда-то он владел большой сетью автоматов, а сейчас в распоряжении компании их осталось всего десять. Остальные продали.
- Мы оставили автоматы только на самых крупных точках, где наибольшая проходимость людей, - объясняет он. - Кроме того, мы немного поменяли направление, сейчас специализируемся на продаже кофе и кофемашин для ресторанов и баров Уфы.
Ильдар утверждает: главная проблема в вендинге - это найти точку с хорошей проходимостью. Вокзалы и аэропорты считаются мегаприбыльными для вендинговых компаний, но там автоматы уже стоят где только можно. А вот в торговых центрах Уфы они не приживаются.
- И не приживутся, - уверен Руслан Гарипов. Он работает в группе компаний «Смайл», отвечает за направление вендинга в Приволжском федеральном округе. В его ведении более 500 машин. - В Уфе кофе из автоматов продается примерно раза в два хуже, чем в Казани. Я вижу причину в общепитах.
В Уфе более 200 кафе, а уж сколько точек, продающих пирожки или блинчики, так просто и не счесть. И везде можно выпить чашку кофе. Если кофе не хочется, то купить банку газировки и пакет орешков можно на любой остановке, благо торговыми павильонами хотя бы с одной стороны дороги оборудована каждая из них. В Казани рост количества общепитов только начался, наличие метрополитена делает автобусные остановки не такими привлекательными для бизнесменов, как у нас, поэтому и спрос на кофе из машин и на автоматы по продаже снеков там выше.
Так, может, и не нужны тогда автоматы, если и так все есть? Но тут уже включается момент социальный. Отчего вендинг так стремительно растет в странах «золотого миллиарда»? Причина в заработной плате. Цена трудо-дня отдельно взятого продавца там достаточно высока, а потому выгоднее поставить автомат и обслуживать его, чем нанимать сотрудников.

Копейка к копейке
Цена нового кофейного автомата начинается со 150 тысяч рублей. Стандартный бизнес-план говорит, что окупаемость машины составляет от восьми месяцев до года. Руслан Гарипов за три года работы с торговыми автоматами понял: бизнес-планы врут.
- В Уфе нельзя поднимать высокие цены на кофе из автоматов, потому что много конкурентов. И пусть кофе в соседней забегаловке растворимый, но там можно посидеть, да и ценителей вареного кофе не так много. В общем, стандартная цена на эспрессо ставится на уровне 15 рублей, капуччино - 20. Владельцу автомата повезет, если в день машина делает хотя бы 20 чашек кофе. Поверьте, больше в Уфе пьют только на вокзалах. Если речь идет о торговой точке, а не о государственном учреждении, при самом хорошем подсчете в месяц выпивают 60 чашек кофе, то есть в автомате оседает порядка 9 тысяч рублей. Из них сразу вычитаете половину - это себестоимость напитка, куда входит кофе, сахар, стаканчики. Еще 2 тысячи рублей - это аренда торговой площади, и порядка 1000 рублей - налог. На руках у владельца остается полторы тысячи рублей в месяц. Но и эту сумму он не может положить себе в карман, если сам в бизнесе недавно. Автомат время от времени нужно чинить, а значит, нанимать специалиста, платить ему зарплату либо самому овладевать необходимыми навыками. Таким образом один автомат окупается примерно лет семь.
Если бы все было так плачевно, то вендингом бы вообще никто не занимался, но компании ведь есть. Секрет в количестве автоматов. В группе компаний «Смайл» их много, и это не основное направление деятельности, а дополнительное.
Но и Ильдар Габибрахманов в проигрыше не остается. У него схема немного другая. Себестоимость чашки кофе составляет 8 рублей 80 копеек. Однако платит за нее не предприниматель, а тот, кто заказывает автомат в фирме. Кофе покупается отдельно, и арендной платы, соответственно, тоже нет. Таким образом, вся сумма, которая скапливается в машине, уходит в компанию. Данный подход увеличивает количество точек, где можно поставить автомат.

Прощай и здравствуй,
лимонад
В Советском Союзе много чего не было, а вендинг был. Автоматы по продаже газировки манили детей и взрослых. Ситро, лимонад… производили машины на заводе «Автоматторг». Такое предприятие существует и сейчас, и сфера деятельности та же, но с тем, советским заводом оно себя не ассоциирует.
После 1991 года вендинг как таковой в России перестал существовать. Автоматы с газировкой постепенно донесли до пунктов цветмета, собственное производство в стране закрылось, а рабочая сила была дешева настолько, что обслуживание машины выходило дороже, чем работа нескольких человек. Новая жизнь началась, когда в страну пришли «однорукие бандиты». Производить автоматы для игры в блек-джек оказалось выгодно. Они окупались даже не за месяцы, а за недели. Такой практики, как сдача машин в аренду, и не существовало, владельцы казино выкупали их. Когда «однорукие бандиты» оказались под запретом, российские производители стали перестраиваться. Было налажено производство игровых симуляторов и российских автоматов. Правда, кофемашины отечественного производства популярностью не пользуются, на мировом рынке правят бал итальянские и испанские автоматы.
Зато вернулись автоматы с газировкой. В Уфе такая машина всего одна. Стоит в торговом комплексе «Иремель». На специализированных выставках вендингового оборудования представляют их различные модификации, производители утверждают: за возвращением газировки с сиропом - будущее индустрии, третий этап развития вендинга в стране.
Первый - внедрение кофе-машин в Уфе, да и по всей стране - успешно пройден. Ильдар вспоминает, как непросто было прийти на рынок, как автоматы стояли без выручки, а люди ходили вокруг них кругами, не зная, куда сунуть монетку. В последние годы таких вопросов уже не возникает. Второй этап - это распространение снековых автоматов, в которых можно купить газировку, шоколад, чипсы. В Уфе такие машины установлены только на вокзалах.
После газировки в идеале вендинг должен завоевать новые позиции: продажа газет и журналов, бытовой мелочевки вроде заколок или блокнотов. Возле умывальников в торговых комплексах должны появиться автоматы по продаже бытовой химии, в аптеках - машины по продаже контрацептивов и тестов на беременность.

Параллельные прямые
Наряду с электронными аппаратами распространяются и механические. Они способны продавать только один вид товара, но стоят дешевле и ломаются реже. Продажа бахил в больницах и школах, автоматы с жевательной резинкой. Такие приборы были изобретены еще полвека назад и не претерпели принципиальных изменений, но из-за простоты в использовании внедряются хорошо.
Популярная электронная машина - автомат по продаже билетов. С начала этого года электронные железнодорожные билеты уравняли в правах с традиционными, которые покупают через кассу. У потенциального пассажира есть выбор: купить билет через Интернет, прийти в кассу или, приехав на вокзал, приобрести проездной документ через автомат. Пока очередей возле чудо-штуки нет. Неудивительно, ведь к аппарату нужно привыкнуть, а те, кто с техникой дружит, вполне могут купить билет через глобальную сеть. Пополнение транспортных карт стало вполне автоматизированным делом, хотя, когда они только появились, деньги на карточку можно было положить в специальной будочке, сказав номер кассиру.
В строгом понимании терминалы оплаты счетов за мобильные телефоны вендингом не являются. Российский закон говорит четко, что вендинг - это продажа товара. А украинский - товара или услуги. И все-таки терминалы по оплате мобильной связи - это первые роботы в истории страны, которые смогли заменить людей и приостановили целый вид бизнеса. После их появления закрылись точки, специализирующиеся на приеме платежей у населения. Сейчас ежедневный оборот платежных терминалов в стране оценивается в 1,6 миллиарда рублей.

Купите машинку
Терминалы по оплате мобильных услуг можно купить, начиная от 35 тысяч рублей. Стандартный бизнес-план обещает доходность от 100 тысяч рублей в месяц. Неудивительно, что стоят терминалы практически на каждом шагу. Вот что значит - удачно выбрана ниша. Правда, и в этом бизнесе есть свои подводные камни.
Так, Роспотребнадзор регулярно выступает за то, чтобы отменить комиссию в терминалах. Совместно с Союзом потребителей начата разработка соответствующих поправок в закон. Операторы протестуют, ведь именно на них планируется возложить расходы по проведению платежа через терминалы. Они говорят, что поднимут тарифы, а владельцы терминалов, после того, как законом закрепилось требование об обязательном чеке, увеличили комиссию.
Главный бич терминалов - вандализм.
- Их грабят с завидной регулярностью, - говорит пресс-секретарь УВД по Уфе Тимур Чанышев. - Так, на остановке «Улица Города Галле» злоумышленники пытались вскрыть терминал прямо под прицелом видеокамеры. Их удалось задержать в считанные минуты.
Вандалы не смогли достать из терминала выручку, однако попортили его изрядно. По решению суда владелец, естественно, сможет претендовать на компенсацию, но только когда он ее получит, а ведь автомат должен работать каждый день…
Прецедентов, когда ломали кофе-автоматы или другие вендинговые машины, в Уфе не зафиксировано. Правда, дело, наверное, не в любви к кофе, а в том, что машины находятся в охраняемых помещениях.
В сегменте платежей мобильной связи грядет передел. Увеличивается процент оплаты услуг через банкоматы или по Интернету. И владельцы терминалов перестраиваются, расширяя спектр услуг, вводя функцию оплаты игр, сетевых товаров, одна из последних «фишек» - смс-рассылка, которая приходит абоненту после того, как он оплатил мобильную связь. Спам приглашает его в торговые точки, находящиеся неподалеку от аппарата. Такую рассылку, кстати, Роспотребнадзор тоже хочет запретить.

Где ты, потребитель?
Относительно вендинга закон более либерален. Еще бы, сегмент-то совсем небольшой. Автоматы не обязаны выдавать чеки. Тут секрет в налоге. С одного аппарата предприниматель платит фиксированную сумму, поэтому ему не нужно отчитываться о размере прибыли с каждой машины.
Остается открытым вопрос защиты прав потребителя. Что делать, если батончик из автомата оказался просроченным или кофе невкусным? Как доказать в Обществе защиты прав потребителей свою правоту?
В принципе, вендинговые машины, в отличие от тех же терминалов, на каждом углу не стоят. И если возникает проблема с автоматом (самые частые - не выдается сдача, не готовится напиток), то на корпусе машины имеется телефон для связи с представителями компании, а в крайнем случае хозяева помещения сами могут предоставить контакты фирмы, заключившей с ними договор и установившей аппарат. Таким образом, малая распространенность автоматов, как это ни парадоксально, идет на пользу потребителям.

Сквозь тендеры,
ветра и бури
Воистину удобнейшим местом для автоматов являются даже не коммерческие учреждения, а государственные структуры. Пришел гражданин на прием, ему секретарь: «Подождите минут 10». Гражданин, понятное дело, ждет, а ведь мог бы в это время и кофейку испить, да шоколадку секретарше презентовать. Но поставка любого оборудования в государственную структуру сопряжена с рядом сложностей.
- В случае если структура заинтересована в появлении в их стенах автоматов, то руководство не может просто взять, позвонить в фирму и заказать автомат. Необходимо объявить тендер, провести всю процедуру, и компания, которая предложит наилучшие условия, получит контракт, - объясняет Руслан. - То есть заинтересованы в поставке оборудования все-таки представители вендинговых компаний, а оформлять целый пакет документов должны сотрудники предприятия.
Стоит ли игра свеч? По мнению Руслана, нет. Как привлекательный сегмент рынка он воспринимает корпуса вузов. Студенты по коридорам ходят постоянно, на переменах штурмом берут столовую или буфет, и автомат по продаже чего угодно в учебном корпусе будет стабильно наполняться монетами. Однако ставка на аренду площади в госпредприятии всегда ниже, чем в коммерческой структуре, так что в бюджет учебного учреждения может с автомата поступать рублей 400-500 в месяц, а значит, администрация вуза никак не заинтересована в таких приборах.
Но предприниматели, желающие охватить вендингом вузы, находятся. Сейчас автоматы установлены практически во всех учебных заведениях столицы скорее не выгоды ради, а чтобы снять напряженность в буфетах.
***
И все же вендинг - бизнес будущего. Автоматы будут постепенно отвоевывать себе место, правда, полностью заменить продавцов в сложном деле они вряд ли смогут. Каждый год в Уфе проходит конкурс «Лучший продавец». Победителей определяют по разным критериям. Важен не только объем продаж, но и какая-то особая черта характера, умение подобрать слова к каждому покупателю, для которого поход в магазин в этот момент превращается из закупочного рейса в хобби, зовущееся «шопингом».


Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости