|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Эскулапы продолжают традиции
- Последний раз основной закон, касающийся охраны здоровья граждан, принимался в 1993 году. Насколько изменились его положения? - Выхода этого закона мы ждали с нетерпением. За двадцать лет в сфере здравоохранения произошли значительные перемены, так что поправки затрагивают многие направления. Так, например, впервые прописано, что такое доступная и качественная медицинская помощь, определены новые принципы охраны здоровья. Приоритетное внимание уделяется пациентам. У граждан появилось право выбирать лечебное учреждение и лечащего врача. Причем оно управляемое: раз в год, подав заявление на имя главного врача, можно прикрепиться к желаемой поликлинике и выбрать врача первичного контакта (терапевт, педиатр) с учетом его согласия, который затем уже направляет (при необходимости) к другим специалистам. Также в новом законе прописан целый ряд нововведений, касающихся оказания медицинской помощи детям, беременным женщинам. Значится, кто и когда имеет право оказывать платные медицинские услуги и многое другое. Существенный момент - передача полномочий по оказанию медицинской помощи на уровень субъектов, в то же время сохранена возможность делегирования этих полномочий на муниципальный уровень. В Уфе в 2012 году оказание медицинской помощи по-прежнему отнесено к обязанностям муниципалитета. - Некоторые лечебные учреждения города, например, Городской госпиталь ветеранов войн, были переданы в ведомство республики. Как это отразится на уфимских пациентах? - С января этого года стали государственными еще три лечебных учреждения (больница №21, больница скорой медицинской помощи и 4-я инфекционная). Именно там размещены региональные медицинские центры. Тем не менее все они будут оказывать медицинскую помощь горожанам в прежнем объеме. - В минувшем году заработала Программа модернизации здравоохранения. Как оцениваете проделанную работу и что намечено на этот год? - Программа рассчитана на два года и включает мероприятия по улучшению материально-технической базы лечебных учреждений, внедрению в здравоохранение современных информационных технологий и единых стандартов оказания медицинской помощи, а также повышение доступности амбулаторной помощи. На развитие здравоохранения Уфы будет направлено 2 млрд. 352 млн. рублей. Этот беспрецедентный объем финансирования, безусловно, позволит поднять уровень оказания медпомощи за счет улучшения оснащенности лечебных учреждений, финансового обеспечения, зарплаты медицинских работников и лекарственной наполняемости. В рамках Программы в 2011 году проводился капитальный ремонт в больницах №№21, 3, роддоме № 4 и инфекционной больнице №4. В последних двух учреждениях он закончен. Начало поступать медицинское оборудование, будет обучено около 140 специалистов по различным направлениям. Проделана значительная работа, которая потребовала больших усилий работников здравоохранения. На мой взгляд, город демонстрирует достаточно высокий уровень выполнения задач, которые перед нами ставят. - В последние годы в Уфе открылись специализированные центры, где оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. Появятся ли новые? - В больнице №21 будет создан еще один региональный сосудистый центр для больных с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения. В 13-й - откроется первичное сосудистое отделение, которое разместится на базе ремонтируемого хирургического корпуса. Также здесь будут организованы гастро- и гематологический центры на базе уже существующих отделений. Также создаются два травмоцентра второго уровня на базе больниц №№3 и 13, а в 17-й - детские травмоцентр первого уровня и гастроцентр. Таким образом, будет организована помощь больным с самыми серьезными, социально значимыми заболеваниями. В первую очередь нужно развивать направления здравоохранения, которые непосредственно влияют на демографическую ситуацию в стране: среднюю продолжительность жизни и состояние здоровья, на рождаемость и смертность. Будет развиваться межмуниципальный перинатальный центр на базе роддома №4. Во всех роддомах планируется развертывание коек для реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Продолжают поступать наборы для выхаживания новорожденных с экстремально низкой массой тела. - Закупается дорогостоящее оборудование. Насколько продуктивно оно используется? - Эффективность определяется количеством проведенных на нем исследований. Оборудование должно работать максимальное количество времени (даже круглосуточно). Обследование пациента в соответствии с порядками оказания медицинской помощи следует проводить в первые часы его нахождения в стационаре. За работой каждого аппарата налажен мониторинг. Информация доводится на соответствующий сайт Министерства здравоохранения и социального развития в режиме реального времени. - В городе созданы четыре Центра здоровья для обследования взрослых и два для детей. Пользуются ли они спросом у населения? - Центры здоровья (для взрослых - на базе поликлиник №№2, 38, 46 и Республиканского врачебно-физкультурного диспансера, для детей - при детских поликлиниках №№5 и 8) становятся все более популярными. В 2011 году их посетили более 75 тысяч человек (в 2010-м - 42 тысячи). Центры созданы в рамках нацпроекта «Здоровье» и предназначены прежде всего для обследования здоровых людей и выявления факторов риска заболевания. Каждый уфимец может обратиться в любой из Центров, независимо от своей прописки. Запись проводится через «Единую регистратуру». После осмотра посетитель получает «Паспорт здоровья», в котором указываются факторы риска и профилактические рекомендации. В последующие годы можно отслеживать динамику своего состояния. Работа Центров должна стимулировать человека к здоровому образу жизни. Профилактика поможет снизить вероятность развития того или иного заболевания. Спектр обследования в Центрах расширяется. Там начали работать врачи-стоматологи, офтальмологи для обучения граждан гигиеническим навыкам. - Как оцениваете работу «Единой регистратуры»? - К нам поступает много обращений граждан с положительными отзывами. Если раньше часами приходилось ждать своей очереди, то сегодня человек приходит в выбранное им самим время. Особенно удобно это работающим людям. Конечно же, очередь может несколько сместиться из-за экстренных обращений. Востребована запись на прием и через Интернет. Нужно отметить, что на сайте администрации города функционирует форум по работе «Единой регистратуры», где можно оставить свои замечания и предложения. Они рассматриваются руководителями поликлиник, которые принимают затем необходимые меры. Это позволяет улучшать качество и доступность медицинской помощи. - А как решается вопрос нехватки узких специалистов? Устраивает ли врачей нынешняя заработная плата? - Внедрение «Единой регистратуры» позволило нам наглядно увидеть болевые точки лечебных учреждений, в том числе отследить, каких и где специалистов не хватает. В настоящее время в городе работает 18 тысяч медработников, в их числе около четверти врачей. Недостаток узких специалистов ощущается во всех поликлиниках. Особенно дефицитны неврологи, ЛОР-врачи, эндокринологи. Чтобы изменить ситуацию, ведется прием на целевое обучение в интернатуре за счет средств городского бюджета (в прошлом году обучились 23 человека), также медработники пользуются льготами при обеспечении жильем и другими мерами поддержки. Зарплаты специалистов будут повышаться и дальше, надеемся, что это поможет улучшить кадровую обеспеченность (средняя зарплата в 2011 году составляла у медработников - около 13 тысяч рублей, у врачей - 20 тысяча). - Внедряются ли новые информационные технологии? - Да. Причем по разным направлениям. Разработана система передачи неотложных вызовов из станции скорой помощи в поликлиники, а также информации со «скорой» в стационары. Еще до поступления экстренного больного специалисты приемного отделения получают сведения о его состоянии. Незамедлительно готовится реанимационный зал, и помощь оказывается в ту же минуту, как он поступает. Достаточно перспективна внедренная система видеоконференций для руководителей лечебных учреждений. Она позволяет экономить время и затраты на передвижение. Посетители роддомов могут воспользоваться «Скайпом» для знакомства с новорожденными и общения с молодыми мамами. Также в режиме он-лайн граждане могут задавать вопросы главврачам лечебных учреждений. Будем развивать систему электронной амбулаторной карты и истории болезни. В этом году запустим новые программы по вакцинопрофилактике, когда все получаемые ребенком прививки заносятся в единый паспорт и человека заранее предупреждают об очередной вакцинации. - Заметно изменилась работа «скорой помощи»… - В нее вкладываются большие средства из городского бюджета. А с 2013 года она должна финансироваться через ФОМС. Уфа - практически единственный город, где все автомобили «скорой» оснащены системой GPS-навигации. Внедрена система «тревожной» кнопки для врача и водителя, сервисы по Интернет-оповещению стационаров. В минувшем году более чем на 1,5 млн. рублей из бюджета города приобретены датчики дистанционного исследования ЭКГ, позволяющие передавать показания на расстоянии и ставить более точный диагноз. Вложения средств в «скорую» будут продолжаться. Так, рассматривается вопрос о капитальном ремонте подстанции Скорой медицинской помощи, приобретаются дорогостоящие препараты для проведения тромболизиса. В 2009 году в поликлиниках создана служба неотложной помощи, которой переданы случаи, не угрожающие жизни пациента, что позволяет уменьшить время прибытия «скорой» к больному в случае критических состояний. - Какова на сегодняшний день доля платных медицинских услуг? - По итогам года средства от приносящей доход деятельности составили 667 млн. рублей (от хозрасчетной деятельности и по добровольному медицинскому страхованию). Это - около 10 процентов от общего объема финансирования. По сравнению с 2010 годом сумма эта не увеличилась. По новому закону те услуги, которые входят в программу госгарантий, должны оказываться бесплатно. Платно медицинские услуги могут предоставляться только по желанию граждан (например, обследование без наличия специальных медицинских показаний или когда человек хочет сохранить анонимность). В идеале они должны быть отделены от услуг, предоставляемых по ОМС. - С какими проблемами чаще всего обращаются уфимцы к медикам? - Большинство обращений в амбулаторно-поликлиническое звено связаны с респираторно-вирусными инфекциями. По заболеваемости населения на первом месте - патологии органов кровообращения, затем - органов дыхания, на третьем месте - пищеварения. Лечение проводится по современным стандартам, тарифы на них увеличиваются. Проблемой номер один остаются сердечно-сосудистые болезни. Несмотря на развитие современных технологий лечения и диагностики, без активного внедрения системы профилактики ситуация кардинальным образом не изменится. - Вы сами продолжаете династию врачей. Есть ли в памяти случай из детства, который заставил восхититься этой профессией? - Действительно, врачебная профессия у нас передается по женской линии. Бабушка училась в первом выпуске Башкирского медицинского института, куда поступила в 1932 году. Мама всю жизнь проработала участковым терапевтом, и я очень рада, что моя дочь тоже закончила медицинский университет. Наше поколение воспитывалось без Интернета, на литературных примерах. С детства зачитывалась Булгаковым, Вересаевым, Чеховым. Одним из любимых произведений в юности была трилогия Юрия Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все»). Плюс к этому, в семье постоянно велись разговоры на медицинские темы, так что сомнений в выборе профессии у меня не было никогда. С будущим супругом, ныне хирургом, доктором медицинских наук, заведующим отделением, познакомилась в мединституте. - Изменился ли образ врача со временем? - Все меняется, но приятно, что и сегодня есть молодые врачи, продолжающие самые лучшие традиции российского здравоохранения. Работая в университете, я видела молодых ребят, которые, как и мы когда-то, с горящими глазами слушают слова преподавателя. Хороший врач - понятие вневременное. Десять лет назад по инициативе профессора Ильмиры Харисовой, которая возглавляла Управление здравоохранениея, в Уфе была заложена замечательная традиция - проведение конкурса «Лучший врач года». Ежегодно победителями становятся лучшие из лучших: это - люди, преданные своей профессии, честно и беззаветно отдающие себя любимому делу. Поддержка медицинских работников, высокопрофессиональных специалистов, стремящихся к совершенствованию, инициативных и неравнодушных к пациентам, на мой взгляд, - главная задача организаторов здравоохранения. Выражение «Кадры решают все» не потеряло своей актуальности и относится не только к рядовым врачам, но и прежде всего к руководителям. - У каждого человека есть рецепт хорошего самочувствия. Поделитесь, пожалуйста, своим. - Предпочитаю активный отдых - лыжные прогулки, фитнес, работу в саду. Главный же рецепт - общение с единомышленниками, близкими по духу людьми. Мы встречаемся в походах, на сплавах, вместе проводим праздники. Несомненно, что отличное самочувствие невозможно без благополучия в семье, что позволяет работать с полной отдачей.
Татьяна Шангина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|