ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Проводы и назначение

На 44-й сессии городского Совета депутаты единогласно проголосовали за исполняю...


Уфимская визитка
4 января на Молодежном первенстве мира по хоккею с шайбой в канадском Калгари прой...

Ледяной презент
25 декабря уфимцы получили новогодний подарок - на площади Ленина открылся бесплат...

Премия от Хамитова
С 12 января по 4 февраля стартует региональный этап Всероссийской олимпиады школьн...

Рождество для детворы
Православный мир 7 января отмечает праздник Рождества Христова. В храмах республи...

Пакуем чемоданы
В Уфе прошел первый Всероссийский форум по вопросам социального туризма.
С нач...


10 самых быстрых
Правительство Российской Федерации проводит конкурс «Регионы - устойчивое разви...

Подарки от любимой газеты
В Уфимском почтамте прошло награждение победителей регионального этапа Всеросси...

Карта доступности

В Уфе создан сайт invalid.ufacity.info, посвященный проблемам инвалидов. Разрабатывается...


Впусти в сердце сказку!

В новогодние праздники уфимские театры приготовили множество сюрпризов для са...


В «кабинете» от «Мархамат»
В уфимском Центре развития для детей с ограниченными возможностями здоровья зара...

Спидвей на льду
Завершился полуфинал 52-го личного чемпионата России по мотогонкам на льду. Один и...

Выставка находок
В Национальном музее выставлена уникальная коллекция оружия, которое было в разн...

Ретрокалейдоскоп
90. В январе 1922 года в Уфе открылся Башкирский музыкальный техникум.
80. В январе 1932...





     №01 (122)
     январь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Это вам не игрушки


-Да, мы сейчас к вам заедем! - Олег и Марина Бугаевские - единственные в республике предприниматели, занимающиеся промышленным производством игрушек. Работают они в Салавате, а в Уфу приезжают за мехом. 
Их бизнес начался 10 лет назад. Спонтанно.
- Мы занимались продажей игрушек. Возили и китайский товар, иногда ездили в Пензу, там была фабрика мягких игрушек, - вспоминает Олег. - А потом задумались и решили, что прибыльнее самим делать игрушки.
Бугаевские сразу сделали ставку на промышленный способ производства. Купили специальные швейные машины, мех, поролон, сделали выкройки…
- Когда в этом не варишься, не понимаешь всех нюансов, - рассказывает Марина. - Например, поролон, чтобы игрушка получилась мягкой, надо резать и «распушать». Вначале я это делала вручную, у меня все руки в мозолях были, потом мы приобрели специальную машинку.
Отдельный вопрос (и кстати, очень больной) - это фурнитура. Глаза и носики сказочных животных, чтобы изделие не выглядело кустарным, нужно покупать заводские. В России такого производства нет. Есть в Белоруссии. Однако завод напрямую с производителями игрушек работать не может. Проблема - в размере партии.
- Нам приходится работать с перекупщиками - московской фирмой, - объясняет Марина. - Конечно, это дополнительная накрутка, но выхода иного нет. Например, с завода можно взять минимальную партию - 500 игрушечных носов. А у нас для каждой игрушки свои носы, так что партия получается слишком большой. С мехом такая же ситуация. Его делают в Белоруссии и минимальная партия - 40 тонн.
А еще, чтобы наладить производство, нужно печатать бирки, купить биркодержатели и пистолет, которым эти ярлыки прикрепляются. Бугаевские утверждают: сейчас такого рода специфический товар стал доступнее, но и цены на приборы возросли в разы. Кстати, все пистолеты для бирок - китайские.
В общем, основательно потратившись и выпустив пробную партию игрушек, Бугаевские не смогли сразу пойти завоевывать рынок.
- Все игрушки должны быть сертифицированы, это закон, - говорит Марина. - Мы это знали, поэтому в Екатеринбурге получили сертификат, потом Гигиеническое заключение в Роспотребнадзоре. И только когда мы прошли все эти процедуры, стали пытаться пробиваться в магазины.

О сетях…
и не только
Казалось бы, что проще? Есть товар, а есть купец. Однако маркетинговые схемы, пришедшие из сказок, в современном мире не действуют. Прежде чем попасть на прилавок, любой товар, и в том числе и игрушка, проходит нелегкий путь. Когда она сходит с конвейера, производитель ставит на нее цену, куда входит себестоимость изделия и прибыль предприятия. Если речь идет о заграничных игрушках, то они оседают на московских оптовых складах, откуда их приобретают уже региональные оптовики, и последний этап - уже магазин, куда плюшевый заяц попадает, изрядно поправившийся в ценнике. Установить, какая наценка делается на каждом этапе, непросто. Игрушки не входят в товары первой необходимости, а потому государство не контролирует наценки. Здесь свободная конкурентная среда, так что набавлять можно сколько угодно, главное, чтобы покупали.
Оптовая цена игрушек, которые делают Бугаевские, начинается от
100 рублей за единицу. При этом в такой же ценовой категории продаются китайские изделия. Как так? Ведь они уже прошли растаможку (пошлина составляет 15 процентов), побывали в руках двух оптовиков.
- У нас прибыль совсем невелика, - говорит Марина Бугаевская. - В стоимость игрушки закладывается расход на материалы 10-20 процентов, арендная плата за помещение, где находится наш цех, зарплата сотрудников, налоги, сертификаты. При этом расходы на материалы растут каждый год. Мы недавно считали: за 10 лет цена меха возросла в два раза. Точно так же и остальные материалы. Дорожают энергоносители. Но пропорционально мы не можем поднимать цены. Заинтересованы в том, чтобы остаться конкурентоспособными.
Низкую стоимость китайских игрушек Бугаевские объясняют дешевой рабочей силой и дешевыми же материалами. Благодаря этим факторам даже крупная московская фирма «Гулливер» перевела свое производство в Китай.
Но если игрушки «Гулливера» можно найти во всех магазинах, то Бугаевским пробиться на полки не в пример сложнее. Сетевые магазины на то и сетевые, что договориться с одной точкой в Уфе и привозить туда товар нельзя. Их политика состоит в том, чтобы в магазинах Москвы, Уфы и даже Владивостока был одинаковый ассортимент. Такую огромную партию малое предприятие Бугаевских просто не в состоянии сделать. Второй камень преткновения - бонусы. Хоть их законодательно и отменили, но когда Олег обращался в одну из детских сетей, ему объяснили - без бонусов никак. Размер отступных составлял 47 процентов от стоимости каждой игрушки. В третьей сети сказали - за вхождение на полки гипермаркета надо платить
2 тысячи евро в год. Даже акция «Покупай свое - выбирай родное» им не помогла. Напомним, что в ее рамках руководство республики настоятельно рекомендовало руководству магазинов, в том числе и сетевых, брать на реализацию товар, произведенный в республике. Но акцент был сделан исключительно на продукты. Бугаевских с их игрушками никто не ждал.
И все-таки продукция реализуется. В основном через оптовиков, работающих по тем же принципам, что и сами Бугаевские, десять лет назад. Часто заказывают игрушки на елки.
- Раньше при формировании детских подарков на Новый год на многих предприятиях было требование, чтобы они были произведены в республике, - припоминает Олег Бугаевский. - И мы делали такие заказы, правда, опять же к нам приходили не те люди, кто организовывает праздник, а перекупщики. Мне сложно сказать, сколько у них составляла накрутка.
Раньше предприниматели были и частыми гостями на выставках. Правда, разочаровывались слишком часто, так что никуда особо теперь и не ездят.
- Например, выставка «100 лучших товаров». Много выставок такого типа проводится. И нас как-то позвали, мы долго готовились, ведь представляешь себе, что приезжаешь ты, ставишь стенд, потом ходит конкурсная комиссия и почти как при сертификации на все внимание обращает, - рассказывает Олег. - А потом выяснилось, что требуется всего лишь оплатить трехдневную аренду стенда, заплатить некоторую сумму и тебя включат в перечень «100 лучших товаров», а значит автоматически появится право ставить соответствующую эмблему на свою этикетку.
Кукла Нюша
и прочие Смешарики
Гуру рекламной индустрии давно поняли, что активнее всего ведутся на рекламу дети. Да и родители, устав от постоянных стенаний малыша, не выдержат, разобьют копилку и подарят дочке куклу ее мечты. Постоянная рекламная кампания долгие годы делала Барби самой модной куклой в мире. Два года назад блондинка вынуждена была подвинуться. Благодаря агрессивной рекламе на рынок вбежала хулиганистая Винкс. В России кукольного производства сейчас нет. Даже куклы с русскими именами оказываются на поверку эмигрантками из Поднебесной.
В сегменте мягких игрушек можно встретить Винни Пуха, но не нашего, который пел «Кто ходит в гости по утрам и прочий тарам-парам», а диснеевского. Вообще, все герои американской мультипликации идут на ура. У нас, конечно, тоже есть повод для патриотизма. Истинно детскими героями стали Смешарики (их как раз-таки шьет «Гулливер»).
Однако у Бугаевских нет ни Смешариков, ни Пятачков.
- Все дело в авторских правах, - объясняет Марина. - Это довольно сложная процедура. Мы должны получить разрешение у правообладателя, платить ему авторское отчисление. Может быть, это даже и оправданно, но я не представляю, какой должен быть алгоритм действий, поэтому мы с этим пока не связываемся.
А вот уфимская мастерица Ольга Альмухаметова может воспроизвести любого сказочного героя. И никакой иск ей не страшен, ведь она занимается не промышленным производством игрушек, а хенд-мейдом.
- Вообще, по образованию я инженер-биотехнолог, - рассказывает она. - Когда ушла в декрет, появилось желание самореализоваться. В Уфе развито движение хенд-мейда. Кто-то шьет одежду, кто-то делает украшения, а мне захотелось делать игрушки. В детстве мы с мамой все время что-то мастерили…
Первые игрушки Ольга делала для себя и будущей дочки. Полученные работы выкладывала на свой блог. Отзывы с каждым разом становились все восторженнее, а потом и вовсе появились заказы. Сейчас Ольга занимается игрушками почти профессионально, у нее даже появились помощницы, с которыми она в авральном темпе доделывает заказы к Рождеству.
Между кустарем и искусством
К хенд-мейду можно относиться по-разному. Да и сам он разный. Есть вещи, сделанные выше всяких похвал, а есть то, что хоть и носит звание «хенд-мейда», но выглядит довольно кустарно.
- Среди тех, кто этим занимается, мало профессиональных швей или дизайнеров, - объясняет Ольга. - И, естественно, вначале каждый мастер проходит через любительский уровень, когда мастерит что-то для своих близких. И ситуации, когда выставляют некачественные вещи, бывают редко.
Еще бы. Ведь цена изделий класса «хенд-мейд» не в пример выше заводской.
- 10-20 процентов цены игрушки составляют материалы, - говорит Ольга. - Остальное варьируется исходя из времени. В среднем, на одну игрушку у меня уходит от двух до пяти дней.
Фурнитуру Ольга заказывает через Интернет. Правда, партии в разы меньше, чем у Бугаевских. Ткани старается покупать в Уфе. Но находит нужные расцветки не всегда. Она старается шить из хлопка или льна и ярких расцветок часто не обнаруживает. Тогда приходится заказывать на американских интернет-сайтах. Игрушка набивается синтепухом. Этот материал часто используют в пуховиках. Он представляет собой шарики, которыми легко забить игрушку, она будет мягкой и мять ее можно сколько угодно. Форма восстановится. Выкройки Ольга придумывает сама. А иначе нельзя, ведь львиная доля покупателей - заказчики, которые сами говорят, какую игрушку они бы хотели увидеть.
- Например, я делаю игрушки, похожие на детей, - говорит Ольга. - Стараюсь сымитировать прическу, стиль в одежде, иногда требуются аксессуары, например, машинка или кукла.
В магазины Ольга свои игрушки не отправляет. В торговые точки, даже если речь идет о небольшом киоске и минимальной партии, требуется обязательное получение сертификата. В интернет-магазины, специализирующиеся на хенд-мейде, тоже игрушки не отдает. Для того, чтобы это сделать, нужно иметь большой запас готовой продукции, а Ольга даже со всеми своими помощницами еле успевает разобраться с заказами, да и полуторагодовалая дочка требует внимания.
Рынок хенд-мейда живет по тем же принципам, что и мир искусства, где цена на изделие формируется не исходя из жизненной необходимости вещи или затрат на материалы, а имени автора. Авторские куклы, зашкаливающие за сотню тысяч рублей, дизайнерские украшения, составляющие конкуренцию «Тиффани». В Уфе пока такого нет, ведь тусовка производителей хенд-мейда в значительной мере его и покупает.
Советский
беспощадный пупс
- В Уфе есть мода на старые советские куклы, - огорошивает меня Ольга. - Многие мамы ищут для своих детей таких кукол. И не находят.
Если самим юным уфимкам нужна Винкс, то заботливые мамы смотрят на пропорции и находят, что кукла советского образца больше похожа на реального человека. За большие пластмассовые пальцы можно сколь угодно дергать и они не отвалятся, а сама кукла будет удивленно смотреть на свою владелицу, хлопая пушистыми ресницами. Сейчас похожие куклы тоже есть. Но их китайское происхождение смущает мам.
- Насчет кукол, я еще понимаю, а вот мягкие игрушки тех лет мне совсем не нравятся, - рассуждает Ольга. - Во-первых, они были не мягкими. Во-вторых, делались из какого-то серого, неинтересного материала, а ведь детям нужно, чтобы все красочное было.
- Советская мягкая игрушка была развивающей, - не согласен с мастерицей Олег Бугаевский. - Игрушке можно было придать разное положение, поставить, посадить. Также большинство игрушек продавалось с одеждой, которую можно было переодевать. Она была на пуговках, а не на липунах. Сейчас большинство мягких игрушек делается статичными. Так, конечно, шить проще, однако развивающая функция теряется.
***
Сложилась удивительная ситуация. Ни у Бугаевских, ни у Ольги игрушки не залеживаются, сразу находят своего покупателя. Это лучшее доказательство того, что китайский товар уже не пользуется массовым спросом, что родители хотят для своих детей отечественную продукцию и не столько из-за патриотизма, а чтобы быть уверенными: игрушка безопасна. Однако отечественное производство не может удовлетворить спрос. В таких случаях кивают на государственную помощь, но и она до недавнего времени была невозможна, ведь когда в формулярах шла речь об игрушечной отрасли, она заносилась в графу «прочее». В феврале прошлого года в принятой ведомственной целевой программе поддержки малого и среднего предпринимательства нашлось место и для игрушек. Планируется, что в России появится собственное конкурентноспособное производство. Располагаться специализированный технопарк будет в Самаре. А для малых предпринимателей предполагается ввести системы грантов и субсидий, а также решить вопрос с обучением (игрушечников готовят пока только в Сергиевом Посаде). Так что в будущем отечественные игрушки будут ждать детей на полках. Проблема лишь в том, что к тому времени те малыши, чьи родители сейчас бегают в поисках российских товаров, уже вырастут.


Сертификация - это тест-драйв для игрушек. Во время этой процедуры игрушку разрывают, топят, жгут. Кроме того, проводятся анализы.
Специалисты выясняют, не содержатся ли в игрушке вредные вещества. Причем тот же свинец в игрушке содержаться может (иногда его добавляют в краски для тканей), но в концентрации, не вредящей здоровью человека.


По данным Всероссийской ассоциации игрушечников, 60% игрушек продается на рынках и только 40% - в специализированных магазинах.



В 4-6 лет 40% детей выбирают игрушки в основном самостоятельно и еще 40% вместе с родителями и другими родственниками, а каждому пятому малышу игрушку выбирают родители.


Основными покупателями игрушек являются родители с детьми 3-6 лет (45,3%). Доля родителей с детьми 0-3 года составляет 43,2%, родителей с детьми 7-9 лет - 34,3%, родителей с детьми 10-12 лет - 23,7%, родителей с детьми 13-15 лет - 12,3%.


В структуре российского рынка игр и игрушек преимущественную долю занимают куклы (40%), 22% рынка составляют конструкторы, 20% - видеоигры, 10% - настольные игры и паззлы, 8% - технические игрушки.


Маргарита ТИЛОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости