 |
РУБРИКА "ARTEFAKTUS" Где эта улица, где этот дом?
Умея, по отзывам современников, рисовать «не хуже профессора», Бурлюк увлекался экспериментами, в которых совмещал порой абсолютно несовместимые для других вещи, и можно себе представить, какое впечатление на провинциального обывателя на выставках Уфимского художественного кружка производили его работы. А если он ещё и стихи свои читал… Мне нравится беременный мужчина Как он хорош у памятника Пушкина Одетый серую тужурку Ковыряя пальцем штукатурку Не знает мальчик или девочка Выйдет из злобного семечка?!
Словом, говоря словами автора же - «пощёчина общественному вкусу». Но кроме этих выставок больше с нашим городом его вроде бы ничего не связывало. Может, только в холмах из «Красного полдня» кому-то могли привидеться уфимские мотивы. Но казалось, что это - так, эмоции. И никто почему-то не выделил из кубофутуристического в целом полотна вполне реалистическое изображение мечети. Даже цвета мечети - синий и зелёный - вполне достоверны. Они, то есть цвета, и заставили меня обратить пристальное внимание на эту картину… Когда въедливый и не упускающий из вида любую мелочь исследователь творчества С.М. Прокудина-Горского Сергей Прохоров из Петербурга предложил мне найти крупное изображение той мечети, что видна на снимке царского фотографа «Межгорье», я вдруг вспомнил об уфимской открытке, вышедшей примерно в 1930 году в серии «Меццо-тинто» (был такой способ печати и связанное с этим название московского издательства). На ней изображена местность с весьма странным для непосвящённого названием - Ущелье. И та самая мечеть, что на «Межгорье». Если мы поднимемся от нынешнего парка имени Якутова вверх по улице Бориса Домашникова (бывшей Белгородской, а в былые времена ещё и Кирпичной) и дойдём до её начала, то слева от нас раскинется панорама, на которой при ближайшем рассмотрении обнаружится как минимум десяток домиков, которые есть и на слайде Сергея Михайловича. Но почему ж Межгорье-то? Ведь с Лагерной горы, на которой сто лет назад стоял фотограф, других гор, и тем более межгорий, вроде бы не наблюдается. Правда, можно вспомнить, что 2-я мечеть находилась на Магометанской большой (ныне это часть улицы Леваневского). Магометанская большая шла под гору и попадала на Магометанскую по ущелью (ныне улица Ущелье). Должно быть, дело в том, что название своего снимка С.М. Прокудин-Горский записал не сразу, вот и получилось «Межгорье» вместо «Ущелье» - смысл-то ведь один и тот же. Когда-то здесь в расщелине меж холмов уфимские купцы проложили съезд в Нижегородку, чтобы ближе было добираться к Вавиловской переправе через Белую. Позже на склонах с обеих сторон выросли дома, а в первой половине 1880-х появилась 2-я соборная мечеть. Близлежащие улицы получили свои названия именно в честь неё. В 1906 году при 2-й мечети было образовано ставшее позже знаменитым медресе «Галия». Но на современной панораме мечети нет - восемьдесят лет назад, 14 мая 1931 года, её закрыли, а потом и снесли. Так что, как и в случае с картиной Нестерова (см. №6 журнала «Уфа»), нам придётся работать исключительно виртуально - по фотоизображениям. Поразительно, но увеличение цветного снимка 1910 года даёт практически полное совпадение вида мечети (в том числе и её цвета) с тем, что в «Красном полдне» (напомню, что разница во времени появления у фотографии и картины лет 5-7). Кроме упомянутых выше, в нашем распоряжении есть ещё две фотографии этих мест: зимний снимок А. Зираха примерно 1915 года и снимок Степана Стивы конца 1920-х. Зираховское изображение позволяет рассмотреть детали минарета. Мало ли что, - скажут скептики. И будут правы: почему холмы у художника вдруг «подросли», став целыми горами? Хотя, с другой стороны, ни Иглино, ни Буздяк горами тоже не славятся. И уж тем более домами на горах - возможно, это одно из важнейших свидетельств в пользу Уфы! Но нужны ещё доказательства. Однажды я уже писал про своеобразные солнечные часы, в роли которых выступала 1-я соборная мечеть Уфы. На этот раз - чуть проще: надо выйти на описанную выше точку на улице Домашникова сразу после полудня, чтобы сравнить тени на столетних домах с изображением, полученным Прокудиным-Горским. А потом прикинуть - как лежали бы тени на мечети, снимай фотограф в астрономический полдень (около 14.30 нынешнего летнего времени) - у Бурлюка ведь «Красный полдень». Уверяю вас, что расхождений не будет. Но чтобы окончательно развеять сомнения, обратим внимание на изящный белый минарет между горами заднего плана картины. Где его нашёл Бурлюк (если он, конечно, вообще был в районе Ущелья), стояла ли там другая мечеть? Думаю, уже не удивитесь, услышав, что стояла! С 1903 года на улице Воздвиженской (Лесопильной) работала 3-я соборная мечеть с характерным высоким минаретом. Сегодня здание мечети занимает спортшкола, минарета же давно нет. И всё же - откуда горы? Можно, конечно, приписать их воображению художника. Но вспомним про домики на вершине. И представим себе такое: сначала Бурлюк рисовал Уфу из-за Белой, а потом счёл своё творение неудачным и записал передний план сценкой из жизни Ущелья. Или наоборот. Словом, надо сходить в музей имени Нестерова. На этот раз с большой лупой.
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
 |